(По материалам семинара М.Мюррей)
В психологии существует множество подходов и теорий личности. Это и классичес
кая Фрейдовская концепция Ид-Эго-Супер-Эго, и трансакционный анализ Э.Берна с его трио: Ребенок-Взрослый-Родитель, и многие другие. И каждый их них транслирует сложность и многогранность личности. А также исследует формирование этой самой личности, начиная с детства.
На семинаре М.Мюррей я познакомилась с еще одной концепцией формирования личности, которая что называется «легла» на мою внутреннюю почву и пустила корни принятия. Ей-то и хочу с Вами поделиться.
Каждый человек, исходя из своих генетических, психологических предпосылок и личной истории развития имеет словно три разных составляющих: 1) личность, которая была задумана Богом для реализации своего потенциала; 2) боль, или как М.Мюррей это называет, Море боли определенной глубины и 3) внутренний защитный механизм. И течение жизни человека в значительной мере определяет взаимодействия между этим тремя аспектами.Эти аспекты начинают формироваться в раннем детстве и далее трансформируются на протяжении жизни.
Мэрилин выдвинула гипотезу, что личность человека в раннем детстве расщепляется в результате насилия или психической травмы на несколько разных «детей». И дала им названия.
Изначальный ребенок.
Это тот, кем мы созданы быть, то , какими нас задумал Бог. Со всеми нашими способностями, талантами, умом, характером, с нашим творческим потенциалом, нашей масштабностью. Изначальный ребенок — это наша эмоциональная целостность, когда мы можем чувствовать и свободно выражать любые эмоции- как социально приемлемые, так и социально-неприемлемые. Это наша свобода проявлять свои истинные желания вне зависимости от того нравится это кому-то или нет, и считается ли это добром или злом. Это в конце концов наша Душа, это наша духовность, это наше врожденное стремление к единению с Богом.
Плачущий ребенок.
Эта часть нас является порождением Изначального ребенка и следствием негативного воздействия извне: всех пережитых нами травм, насилия, отсутствия родительской заботы- как физической, так и эмоциональной. Это часть нас заключает в себе все наши болезненные чувства: страх, боль, беспомощность, одиночество, гнев, грусть, стыд и т.д. Однако, именно наш внутренний Плачущий ребенок дает нам возможность сопереживать и сострадать другим людям, проявлять заботу и нежность.
Контролирующий ребенок.
Контролирующий ребенок также является порождением Изначального ребенка, основной задачей которого является защита Плачущего ребенка. Это наш защитный механизм , который включает эмоциональный шок и оказывает нам помощь в случае боли или стресса. Он использует любые средства, включая внутренние ресурсы, чтобы справиться с нашей болью. Основными способами этой защиты являются подавление, «обезболивание» (никотин, алкоголь, наркотики, переедание, секс) и отвлекающие средства : работа, спорт, личные отношения, учеба. Не сложно догадаться, что его постоянное присутствие причиняет вред. Однако, как и Плачущий ребенок, он имеет и положительные качества. Именно контролирующий ребенок учит нас ответственности и помогает нам устанавливать границы.
И тогда, основной задачей исцеления от травм М.Мюррей предлагает объединение всех этих субличностей и становление Здоровой уравновешенной личностью. Под Здоровой уравновешенной личностью понимается полноценная личность, которая способна испытывать глубокие чувства и в то же время сохранять здравый смысл, это действия «головы» (интеллекта) и «сердца» (эмоций, чувств). Эта личность принимает осознанные решения и несет за них ответственность, правильно выражает свои чувства. В этой личности Изначальный ребенок здоровым образом соединен в сбалансированный союз с Плачущим ребебенком и контролирующим ребенком. Здоровая уравновешенная личность формируется в человеке на протяжении всей жизни и воплощает собой его зрелость.
А уж в насколько мы готовы к формированию в нас Здоровой уравновешенной личности , каждый выбирает для себя сам.