Информационные игры и четвертая власть: новый поворот

       Существует много теорий об информационных полях, окружающих планету, которые взаимодействуют с нами, а, возможно, и управляют нашим сознанием

( фильм А. Тарковского "Солярис" , по-моему, актуален сейчас, как никогда ). Зафиксированные недавно гравитационные волны открывают неведомые досель перспективы и уровни коммуникационных воздействий (возможно, телепатия скоро перейдет из ранга фантастики в факт бытовой реальности! Дожить бы!)

        Интересное и свежее "прочтение" отношений "власть и коммуникация" нашла в книге социолога М. Кастельса "Власть коммуникации". Вот несколько основных моментов:

1. Фундаментальность власти состоит в способности формировать человеческое сознание, а, в частности, в способности государства асимметрично влиять на решения субьектов (нас с вами) желательным для себя образом. Ведь наши мысли определяют наши действия (индивидуальные и коллективные). Достичь нужного воздействия на сознание можно через принуждение-подчинение, но лучше легитимными способами: через формирование "нужных" государству смыслов, институтов, заставляющих внедрить нормы и правила игры, в том числе внушая страх и покорность в отношении существующего порядка.

2. Так как коммуникация - в центре этой битвы за формирование сознания, то в разы повышается значимость сетевой коммуникации. При этом, как пишет Кастельс, изменилась сама модель коммуникации с приходом глобальной сети: вместо прежнего вещания из ограниченного числа источников на широкую аудиторию создаются специфические аудитории, в которых каждый участник выступает в роли и потребителя информации и ее производителя. Поэтому у отдельных узлов сети возрастает автономия относительно центров власти ( вот где крамола-то, вряд ли власти это нравится). Мы сами создаем, выбираем, распространяем и направляем информационные потоки!

3. Есть такой психологический феномен: люди склонны верить в то, во что хотят, и фильтруют информацию, "подгоняя" ее под свои суждения. Изменить старые установки очень сложно,  для этого нужно преодолеть коммуникационные барьеры ( психофизические, социальные, семантические и культурные ). Особенно проблематично повлиять на сложившиеся устаревшие установки, когда под воздействием информации актуализируются сильные эмоции, такие, как страх смерти. Люди становятся нетерпимы к инакомыслию и отстаивают все, что так или иначе способствует снижению актуализированного страха ( например, стойкое убеждение пожилых в том, что Сталин - истинный вождь русского народа, сохраняющееся даже под действием,казалось бы, неопровержимых разоблачений).

4. Политика сегодня разворачивается в медийном пространстве, которое уже не просто " четвертая власть", а поле создания этой власти. В этой связи, эффективность послания зависит от готовности к нему получателя ( адресата), и если источник сообщения распознается и заслуживает доверия.

5. Власть в сетях не принадлежит их владельцам, которые являются лишь посредниками - медиумами. Сетевая власть рассредоточена между узлами сети и зависит от их способности перепрограммировать коммуникацию, определяя ее формат и содержание. И в этой информационной Игре государство - лишь один из участников, правда, обладающий большими возможностями.

        Короче, смысл в том, что пока нам разрешено "вякать", анализировать, критиковать, отстаивать свою точку зрения, мы можем считать себя, в какой-то мере, активными участниками политической и идеологической жизни страны. Желаю всем нам, чтобы и дальше мы могли этим пользоваться и самоутверждаться. Не дай бог нам "китайского опыта". Последнюю игрушку отобрали у китайцев. За свободомыслие!

                 Вот такой " текущий момент"!



Просмотров: 338
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Я тебя люблю..." Что люди "прячут" за этой фразой!?
  • Власть - в ладу с творением || Адекватное восприятие ресурса "Власти" [=>]
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Власть над людьми, или "Как Россия сама себя разоряет".
  • Комментарий для журнала "Солнечный круг" на тему "Дети, подростки и социальные сети"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Ну-ну, дофрилансишься!" О том, как ограничивающие установки мешают нам на пути к цели
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Зачем нам друзья? Все "-" и "+" = разбор отношений.
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Чудо "оживления" или мысли вокруг ощущения, что "Жывешь".
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Кормим свой мозг" или что у нас в "сухом остатке"?
  • В забое под знаком "Тау" (У забоі пад знакам "Таў")



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь