|
Информационные игры и четвертая власть: новый поворотАвтор статьи: Лаптева Ирина Витальевна
Существует много теорий об информационных полях, окружающих планету, которые взаимодействуют с нами, а, возможно, и управляют нашим сознанием ( фильм А. Тарковского "Солярис" , по-моему, актуален сейчас, как никогда ). Зафиксированные недавно гравитационные волны открывают неведомые досель перспективы и уровни коммуникационных воздействий (возможно, телепатия скоро перейдет из ранга фантастики в факт бытовой реальности! Дожить бы!) Интересное и свежее "прочтение" отношений "власть и коммуникация" нашла в книге социолога М. Кастельса "Власть коммуникации". Вот несколько основных моментов: 1. Фундаментальность власти состоит в способности формировать человеческое сознание, а, в частности, в способности государства асимметрично влиять на решения субьектов (нас с вами) желательным для себя образом. Ведь наши мысли определяют наши действия (индивидуальные и коллективные). Достичь нужного воздействия на сознание можно через принуждение-подчинение, но лучше легитимными способами: через формирование "нужных" государству смыслов, институтов, заставляющих внедрить нормы и правила игры, в том числе внушая страх и покорность в отношении существующего порядка. 2. Так как коммуникация - в центре этой битвы за формирование сознания, то в разы повышается значимость сетевой коммуникации. При этом, как пишет Кастельс, изменилась сама модель коммуникации с приходом глобальной сети: вместо прежнего вещания из ограниченного числа источников на широкую аудиторию создаются специфические аудитории, в которых каждый участник выступает в роли и потребителя информации и ее производителя. Поэтому у отдельных узлов сети возрастает автономия относительно центров власти ( вот где крамола-то, вряд ли власти это нравится). Мы сами создаем, выбираем, распространяем и направляем информационные потоки! 3. Есть такой психологический феномен: люди склонны верить в то, во что хотят, и фильтруют информацию, "подгоняя" ее под свои суждения. Изменить старые установки очень сложно, для этого нужно преодолеть коммуникационные барьеры ( психофизические, социальные, семантические и культурные ). Особенно проблематично повлиять на сложившиеся устаревшие установки, когда под воздействием информации актуализируются сильные эмоции, такие, как страх смерти. Люди становятся нетерпимы к инакомыслию и отстаивают все, что так или иначе способствует снижению актуализированного страха ( например, стойкое убеждение пожилых в том, что Сталин - истинный вождь русского народа, сохраняющееся даже под действием,казалось бы, неопровержимых разоблачений). 4. Политика сегодня разворачивается в медийном пространстве, которое уже не просто " четвертая власть", а поле создания этой власти. В этой связи, эффективность послания зависит от готовности к нему получателя ( адресата), и если источник сообщения распознается и заслуживает доверия. 5. Власть в сетях не принадлежит их владельцам, которые являются лишь посредниками - медиумами. Сетевая власть рассредоточена между узлами сети и зависит от их способности перепрограммировать коммуникацию, определяя ее формат и содержание. И в этой информационной Игре государство - лишь один из участников, правда, обладающий большими возможностями. Короче, смысл в том, что пока нам разрешено "вякать", анализировать, критиковать, отстаивать свою точку зрения, мы можем считать себя, в какой-то мере, активными участниками политической и идеологической жизни страны. Желаю всем нам, чтобы и дальше мы могли этим пользоваться и самоутверждаться. Не дай бог нам "китайского опыта". Последнюю игрушку отобрали у китайцев. За свободомыслие! Вот такой " текущий момент"! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|