|
Умственная отсталость. Случай из практики детского психолога.Автор статьи: Сафиуллина Жанна Александровна
На приеме мама с девочкой 6 лет. Основная жалоба мамы – «у дочери гиперактивность». Девочка не может сидеть на одном месте, все время отвлекается, ей с трудом удается сосредоточиться, когда мама пытается заниматься с ней. Выучить короткое стихотворение практически невозможно. А еще у дочки никак не получается подружиться с другими детьми. Ровесники не хотят с ней играть, да и она сама больше тянется к детям помладше…Может, потому что дочь «плохо разговаривает» и дети ее не понимают? Когда начинаем исследовать историю жизни ребенка, ее развитие в раннем возрасте, мама вспоминает, что дочь родилась раньше срока. Позже начала сидеть, ходить. Не очень интересовалась игрушками. Мама не помнит, чтобы дочка активно «лепетала». А еще девочка сильно упала, когда ей было около двух лет. Долго не успокаивалась, плакала, стала более капризной и раздражительной, с трудом засыпала… Через некоторое время после падения у девочки случился судорожный приступ. Один раз. Больше никогда не повторялся, и родители успокоились, решили не обращаться к врачу…. А позже стали замечать, что дочь никак не начнет говорить. Дети ее возраста разговаривают, а она – нет. Не получается научить ее пользоваться туалетом, надевать одежду… Девочка не всегда понимает просьбы родителей, иногда – будто бы и не слышит их вовсе… Или может ударить в ответ на замечание, долго кричит и не успокаиваться… И еще много разных нюансов. Потихоньку контакт с ребенком налаживается, и я предлагаю девочке выполнить задания (провожу экспериментально-психологическое исследование). Трудно. Никак не может удержаться на одном месте, бегает к игрушкам, протестует или пассивно смотрит на лежащие перед ней карточки. Использую все известные мне приемы, чтобы увлечь и заинтересовать. Только через игру. Иначе – никак. И не за одну встречу… Заканчивая обследование, прихожу к выводу, что трудности девочки не потому, что у нее «гиперактивность»…. Как это не печально, но приходится признать: есть признаки отставания в умственном развитии. Можно предположить умственную отсталость… Обязательно нужны консультации детского психиатра, невропатолога, логопеда. Умственная отсталость - это психическое расстройство, при котором наблюдается отставание (недоразвитие) психических процессов – памяти, внимания, мышления, речи… Ребенок с умственной отсталостью не сможет обучаться в обычной школе. Необходима специальная программа обучения. Не все профессии ребенок с умственной отсталостью сможет освоить… Но с ребенком обязательно нужно заниматься! Есть специалисты – дефектологи, логопеды, кто поможет развивать мышление, память, речь и т.д. А еще необходима психологическая поддержка, чтобы ребенок учился лучше понимать себя, других людей, справляться со своими эмоциями, регулировать свое поведение. Можно обратиться за помощью к детскому психологу. И, конечно, поддержка родителям. Это непросто - быть родителем ребенка, у которого есть нарушения в умственном развитии… Нелегко рассказать родителям о том, что у их ребенка может быть такой диагноз. Кто-то догадывается. А кто-то до последнего не хочет принимать информацию… Большинство родителей тяжело переживают, когда слышат слова «умственная отсталость». Когда мы знаем, что с ребенком на самом деле, то имеем возможность вовремя оказать помощь: обратиться к специалистам, правильно организовать процессы обучения и воспитания. И тогда ребенок сможет максимально адаптироваться в обществе, и, главное, - радоваться и жить счастливо. В заключении мне хотелось бы вспомнить слова Л. Выготского о том, как важно «найти то здоровое, нетронутое, сохранное, что есть у каждого умственно отсталого ребенка, и на основе этого осуществлять коррекционно-педагогическую работу». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|