Две стороны медали

Сегодня мне хочется поговорить о людях с ограниченными физическими возможностями. Как известно, на любую ситуацию можно посмотреть с двух сторон. Так и в ситуации с инвалидами есть две стороны медали.  Это статья, скорее, для них, чем о них. Почему до сих пор существует стереотипное мышление, почему слово «инвалид» говорится тише, чем все остальные, дабы не обидеть, носящего это звание? Почему, несмотря на старания общества в борьбе за доступную среду, людей с физическими ограничениями сравнительно мало в общественных местах? А между тем, по данным Минздравсоцразвития ежегодно количество инвалидов в России увеличивается на 1 млн. человек, сейчас пенсию по инвалидности получает почти каждый десятый россиянин. А к 2015 г. количество инвалидов превысит 15 млн. человек. В чем состоит психология инвалида?Чаще всего, сущность проблемы инвалидов заключается не в способности самостоятельно передвигаться, а в большей степени в психологических барьерах, которые воздвигает общество, отделяя и ограничивая таких людей от себя. Считается, что в Европе инвалидов больше, но это не потому, что там больше больных людей, а потому что они находятся на одном социальном уровне, а иногда и выше, чем здоровые люди. Они активно участвуют в жизни, не боясь почувствовать жалость, гиперопеку или осуждения в свой адрес. Но так ли виновато общество в этой изоляции? Возможно, удастся изменить отношение к данной ситуации, если посмотреть на нее совсем с другой стороны.

Если изучить психологический портрет среднестатистического человека с инвалидностью, то можно выявить две, диаметрально противоположных стороны, в бытие, в самоощущении и самовосприятия таких людей, в повседневной жизни.

Рассмотрим эти два состояния.

1. Человек с физическими ограничениями ощущает себя только больным инвалидом. Он «оберегает и лелеет» свой недуг, как мощное оружие манипуляции. Как правило, это недоверчивые, капризные, закрытые, резко реагирующие на замечания и критику, люди. Они не умеют работать в команде, не исполнительны, многие откровенно ленивы, считают, что им все должны помогать, жалеть и понимать, в каком сложном положении они находятся. Откровенно спекулируют своим положением для того, чтобы не работать, не учиться и не развиваться. Этот путь неизменно ведет к разрушению структуры личности. Осуществляя месть жизни, если та, как они считают, обошлась с ними несправедливо и жестоко, они медленно себя убивают. Другие причины развала или деградации личности: неоправданное чувство вины, ощущение себя никому не нужным человеком, потеря веры в себя, постоянно подкрепление заниженной самооценки.

Кроме того, со временем изменяется внутренний мир человека, появляются клинические симптомы психического расстройства. Немотивированная бдительность, приступы ярости, притупление эмоций, высокий уровень тревожности, депрессии, бессонница и даже злоупотребление алкоголя и наркотических средств. Все эти симптомы, несомненно, влияют на его самоощущение и взаимодействие с окружающими людьми и еще больше затрудняют его интеграцию в общество, тем самым вновь вызывая и обостряя все психические расстройства. Человек, находящийся в подобном состоянии, даже будучи физически здоровым, вызывает только отторжение и непонимание окружающих его людей. Люди стараются избегать вечно стонущего и жалующего человека.

2. Другое, противоположное состояние, при котором инвалид ощущает себя полностью «здоровым» человеком, не смотря на физическую неполноценность, постоянную зависимость от помощи посторонних людей. Потеря восприятия реальности ведет к болезненному желанию быть в центре внимания и выражается в предельной степени переоценки собственной важности. Инвалид манипулирует близкими людьми, заставляя их принимать активное участие в своих надуманных идеях. Отказ реально взглянуть на истинное положение вещей и невозможность удовлетворить ту или иную потребность, ведет инвалида к сильному фрустрированому состоянию. Вечная борьба между огромным желанием и невозможностью ведет к изменению психики: агрессия, тревога, обида, апатия и длительная депрессия и ухудшения общего состояния. Как правило, образы собственного “Я” у таких людей, отражают нереалистические представления о себе. Эти проявления отталкивают здорового человека и вызывают нежелание общаться и принимать участие в иллюзорных «здоровых» играх, формируют стереотипное мнение и шаблоны поведения рядом с больным человеком. И дело далеко не в инвалидности, а в психологически дискомфортном состоянии рядом с таким человеком, если он находится в одном из этих, крайне опасных для развития личности, состояниях.

 Что же делать? Не останавливаться! Постоянно заниматься самообразованием и расширением своих границ. Время от времени, абстрагироваться от своей болезни и прислушиваться к себе, разобраться, чего вы хотите в жизни. Проанализировать свое внутреннее «Я», отметить свои сильные стороны и недостатки. Что мешает, а что помогает вам двигаться дальше? Научиться воспринимать себя одновременно и здоровым, и инвалидом, не деля целостность своей личности. Реально оценивать свои возможности и быть искренним с окружающими людьми. В одной ситуации позволить себе быть слабым и уметь просить о помощи, в другой, проявить силу воли и позитивный настрой. Это помогает человеку с физическими ограничениями, сохраняя баланс, принадлежать двум мирам одновременно. Что в свою очередь обеспечивает гибкость и легкую интеграцию в общество. По возможности обращаться за квалифицированной помощью к психологу для выработки адекватной самооценки и уверенности в себе. Утверждение Энгельса о том, что «труд сделал из обезьяны человека» до сих пор актуально. Даже самая незначительная работа, поможет сформировать самоуважение, почувствовать себя значимым, свободным и востребованным человеком.

Необходимо понять, что люди не настроены враждебно к инвалидам, скорее всего, они осторожничают, избегают такого общения, чтобы не обидеть любопытным взглядом или словом, лишний раз, напоминая о «разности» состояний бытия. Их просто нужно этому научить, приложив усилия к стиранию незримых границ и коммуникативных барьеров. Необходимо самому «постучаться» в общество и оно откроет двери!

Две стороны медали



Просмотров: 366
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как общаться с инвалидами - людьми с ограниченными физическими возможностями
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Про хороших людей. Которые считают себя плохими.
  • Хочешь быть человеком, чувствовать биение Жизни – ври, и прежде всего, себе самому!
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Согласно закону Парето, людей, знающих свои сильные стороны 20%. Вы счастливчики.
  • Количество людей с ограниченными возможностями постоянно растет
  • Человек не видит себя со стороны
  • Как посмотреть на себя со стороны
  • Постижение тёмной стороны личности в условиях благополучия цивилизованного бытия современного человека
  • Почему мы не любим себя или сколько нужно зарабатывать, чтобы почувствовать себя профессионалом
  • Почему люди не обращаются за помощью к психологам, даже если есть острая потребность?
  • Как повзрослеть и перестать себя чувствовать себя ничтожной песчинкой в глазах других людей.
  • Если женщина ведет себя как мужчина.
  • Как воспитывать ребенка, если он ведет себя как дикарь?
  • ПУТЬ ОТ СЕБЯ И К САМОМУ СЕБЕ (статья о том, как выбрать для себя личного психолога)
  • Жалость и уважение - две стороны одной медали. Или почему мы живем не свою жизнь?
  • Как определить свои сильные стороны и разобраться в себе | за 10 минут
  • Как сохранить себя рядом с токсичным человеком
  • Почему с одними женщинами мужчина ведет себя по-одному, а с другими совсем иначе?
  • Как зрелая женщина ведет себя в контакте с мужчиной. А что если вы травмированы, и все наоборот?
  • «Почему он так себя ведет?»
  • Расстройства личности у людей и собак.
  • Почему нарцисс так себя ведет?
  • Без вины виноватые: как перестать себя винить за смерть близких людей?
  • Почему мой ребенок плохо себя ведет?
  • Почему ребенок плохо себя ведет?
  • Ребенок с ЗПР в школе. Почему он себя так ведет
  • Любовь на 2 фронта: можно ли любить двух людей одновременно?
  • Воспитание личности в себе. Или, давайте уже интегрироваться из «внутренних родителей-детей» в людей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь