Как рассказать ребенку о войне

Как рассказать ребенку о войне.

Сложно и трудно. Как понятно дать определение плохих и хороших людей? Как объяснить, что война начинается, когда люди не могут договориться? Как рассказать о причинно - следственных связях, повышенной агрессии и экономической выгоде?

Я долго думала, как я могла бы это рассказать своей дочери. И вот замечательная сказка «Три поросенка».Два беспечных брата хотели получать от жизни только удовольствие, и у них не было желания заботиться о своей безопасности. И опасность пришла к ним в обличье злого волка. Хорошо, что у них был третий брат, умный и заботливый. Он знал об опасности,  и  как от нее можно уберечь себя и своих братьев. Так и в жизни, кто-то имеющий власть относится беспечно к своим решениям и зло и коварно ради денег начинает разжигать войну, не обращая внимания на судьбы мирных жителей.

Сказка нужна для подготовки ребенка к реальности. Читая сказку нужно обсуждать и делать акценты в важных местах. Дальше отрывки из сказки с пояснениями.

«Три поросенка».

Жили-были на  свете три  поросенка.  Три брата.  Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. (Взрослые поросят обучили самостоятельной жизни, и они умели жить отдельно).

     Даже  имена у  них  были  похожи.  Звали поросят:  Ниф-Ниф,  Нуф-Нуф  и Наф-Наф.  Все  лето они кувыркались в  зеленой траве,  грелись на солнышке, нежились в лужах. (Были знакомы, что окружающий мир добрый, приносит радость и удовольствие. Умеют радоваться и замечать свои желания).

     Вот наступила осень.

     Солнце  уже  не  так  сильно  припекало,   серые  облака  тянулись  над пожелтевшим лесом.

     - Пора нам  подумать о  зиме,  -  сказал как-то  Наф-Наф своим братьям, проснувшись рано утром.  -  Я  весь дрожу от холода.  Мы можем простудиться. Давайте построим дом, и будем зимовать вместе под одной теплой крышей. (Знают, что нужно заботиться о себе, и как. Им об этом рассказали взрослые).

     Его  братьям  не  хотелось браться  за  работу. (Беспечность, невнимание к своей безопасности).

И только тогда,  когда большая лужа у дороги стала по утрам покрываться тоненькой корочкой льда, ленивые братья, взялись наконец за работу.

     Ниф-Ниф решил,  что проще и скорее всего смастерить дом из соломы. Ни с кем  не  посоветовавшись,  он  так и  сделал.  Уже к  вечеру его хижина была готова.

     Нуф-Нуф невдалеке тоже строил себе домик.

     Он  старался скорее  покончить с  этим  скучным  и  неинтересным делом. Сначала,  так же как и брат, он хотел построить себе дом из соломы. Но потом решил,  что  в  таком доме  зимой будет очень холодно.  Дом  будет прочнее и теплее, если его построить из веток и тонких прутьев.  Так он и сделал. Он  вбил в  землю колья,  переплел их прутьями,  на крышу навалил сухих листьев, и к вечеру дом был готов.

     Наф-Наф  вот  уже  несколько дней  был  занят постройкой.  Он  натаскал камней, намесил глины и теперь не спеша строил себе надежный, прочный дом, в котором можно было бы укрыться от ветра, дождя и мороза. Он  сделал в  доме  тяжелую дубовую дверь  с  засовом,  чтобы  волк  из соседнего леса не мог к нему забраться. (Поросята знали, что в окружающем мире есть опасность для их жизни – волк. И спрятаться от него они смогут в безопасном месте – доме. Они были обучены строить дома, разные по степени безопасности).

          - Какие здесь могут быть волки? - сказал Ниф-Ниф.

     - Никаких волков нет! Он просто трус! - добавил Нуф-Нуф. (Иллюзия, что волка здесь быть не может, потеря осторожности и внимательности).

    И вдруг они увидели настоящего живого волка!

     Он стоял за большим деревом,  и  у  него был такой страшный вид,  такие злые глаза и  такая зубастая пасть,  что у  Ниф-Нифа и  Нуф-Нуфа по  спинкам пробежал холодок и тонкие хвостики мелко-мелко задрожали. (Поросята испугались, описано проявление страха).

     Бедные поросята не могли даже пошевельнуться от страха. (Шок).

     Волк приготовился к прыжку,  щелкнул зубами,  моргнул правым глазом, но поросята вдруг опомнились и, визжа на весь лес, бросились наутек. (Поросята помнили, что волк – это опасность и нужно убегать и прятаться. Их этому научили взрослые).

 

Дальше идет описание, как соломенный домик не спас поросенка от опасности и его спас брат, приютил в своем доме.    

 Ниф-Ниф  и  Нуф-Нуф испуганно поглядели друг на  друга.  Но  волк очень устал и потому решил пойти на хитрость.

(Опасность на время ушла. Поросята почувствовали себя в безопасности и смогли расслабиться и отдохнуть).

 Когда поросята совсем успокоились,  волк взял овечью шкуру и  осторожно подкрался к дому.

     У дверей он накрылся шкурой и тихо постучал.

     Ниф-Ниф и Нуф-Нуф очень испугались, когда услышали стук.

     - Кто там? - спросили они, и у них снова затряслись хвостики.

     - Это я-я-я - бедная маленькая овечка! - тонким, чужим голосом пропищал волк. - Пустите меня переночевать, я отбилась от стада и очень устала!

     - Пустить? - спросил брата добрый Ниф-Ниф.

     - Овечку можно пустить! - согласился Нуф-Нуф. - Овечка не волк!(Беспечность)

     Когда поросята приоткрыли дверь,  они увидели не овечку,  а все того же зубастого волка.  Братья захлопнули дверь и  изо всех сил налегли на нее, чтобы страшный зверь не смог к ним ворваться. (Борьба с опасностью).

     Волк очень рассердился.  Ему не удалось перехитрить поросят! Он сбросил с себя овечью шкуру и зарычал:

     - Ну, погодите же! От этого дома сейчас ничего не останется!

     И  он принялся дуть.  Дом немного покосился.  Волк дунул второй,  потом третий, потом четвертый раз. С крыши слетали листья, стены дрожали, но дом все еще стоял. И,  только когда волк дунул в  пятый раз,  дом зашатался и  развалился.

Одна только дверь некоторое время еще стояла посреди развалин. (Описание разрушений).

     В  ужасе бросились поросята бежать.  От  страха у  них отнимались ноги,каждая щетинка дрожала, носы пересохли. (Описание страха). Братья мчались к дому Наф-Нафа. Волк  нагонял их  огромными скачками.  Один  раз  он  чуть  не  схватил Ниф-Нифа за заднюю ножку, но тот вовремя отдернул ее и прибавил ходу. (Убегают от опасности).

Брат быстро впустил их в  дом.  (Спасение поросят). Бедные поросята были так напуганы,  что ничего не могли сказать.  Они молча бросились под кровать и  там притаились.

Наф-Наф сразу догадался, что за ними гнался волк. Но ему нечего было бояться в  своем  каменном доме. (Уверенность в своей безопасности).

 

Описание борьбы с опасностью.

     А три брата,  три маленьких поросенка,  глядели ему вслед и радовались,

что они так ловко проучили злого разбойника. (Проявление своих эмоций).

     С этих пор братья стали жить вместе, под одной крышей. (семья – опора для взрослых и детей)

 

 Преодолеть опасность поросятам помогли ресурсы:

  • они умели определять и выражать свои чувства: страх, радость.
  • они знали, что нужно делать для своей безопасности: строить дом, убегать, прятаться, защищаться
  • их тело было физически подготовлено: могли быстро бегать, носить камни, кувыркаться
  • они умели напрягаться и расслабляться
  • они умели просить и оказывать помощь
  • они были уверены в себе

У этой сказки, хорошее завершение. И мораль такая, что в беде есть люди, которые могут нам помочь. Чаще это наши родные и близкие, иногда это незнакомые нам люди, которые в дальнейшем становятся нам близкими и родными. Они готовы открыть нам свои сердца и двери своих домов, уберечь от опасности. Каждая ситуация заканчиваться и начинается новая. И в истории человечества много примеров, что война прекращается, даже злобные и коварные люди приходят к решению, что мир принесет больше денег.

После прочтения сказки расскажите ребенку, что война – это опасность. И что бывает страх и бессилие во время войны. Остановить войну мы не может, мы можем беречь себя и заботиться о своей безопасности. Расскажите ребенку о безопасных местах, о том,  что нужно делать, когда страшно и опасно (нужно прятаться, нужно обратиться за помощью к взрослым). Места из сказки помогут вам построить полный рассказ.

Детям любопытно, как война начинается и что происходит, как она заканчивается. Война – это когда группы людей не могут договориться и начинают воевать. Каждый ребенок знаком со словом «драка». Можно рассказать, что война это большая драка. И люди дерутся не кулаками, а стреляют из оружия друг в друга, разрушают дома.

 У детей могут возникнуть вопросы:

А что будет с человеком, когда в него стреляют? Нужно рассказать, что человек может быть ранен. Не нужно подробно объяснять, достаточно напомнить о ссадинах, синяках и ушибах, которые были у малыша. И сказать, что человек может погибнуть, умереть. Читайте наши советы «Как рассказать ребенку о смерти».

А где живут люди, когда их дом разрушен? Они переезжают в другие дома.

А кто им помогает? Другие люди.

А кто воюет? Военные.

А мы кто? Мирные жители.

А из какого оружия стреляют? Можно показать картинки из книжек пистолетов, пушек. У мальчиков обычно есть игрушечные военные атрибуты. Можно проиграть ситуацию войны в игровой форме. Важно чтобы в сюжете была мирная жизнь, начало войны, завершение войны, восстановление разрушений, мирная жизнь. Не нужно специально показывать ребенку реальное боевое оружие.

А как война заканчивается? Люди договариваются между собой и прекращают воевать.

Отвечайте на вопросы детей честно. Стройте простые предложения. Делитесь своими знаниями и опытом.

Психолог Малая Ольга



Просмотров: 368
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Почему нет денег и что делать, чтобы они были.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Что происходит с детьми, когда они не знают про своих умерших братьев и сестер.
  • Роли выживания – Фанат: «Только я знаю, что, как и когда нужно делать»
  • Кто такие медицинские психологи, что они умеют и на что имеют право
  • Мой дом-моя крепость! (что делать, если я стесняюсь свой дом?)
  • Как понять себя. Часть 2. Нужно что-то менять в своей жизни!
  • «Когда психологи недовольны, они делают вот что…»
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Выражать свои эмоции – это не то, что нам нужно
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • Травмы. Как они были в моей практике. Чем они отличаются, как влияют на мою работу и поведение клиентов.
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • 50+. Работа не волк, в лес... еще как может убежать. А вот вернется ли, если Вам за...?
  • Как сберечь здоровье: наука знает ответ «Нужно не только знать, что съесть, но и когда и как».
  • Чего нельзя делать, когда близкий человек в депрессии? И что ему сейчас нужно?
  • Что скрываю сны, зачем они нам и можно ли их разгадать
  • Деньги и как сделать так, чтобы они всегда были.
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Не нужно быть финансовым гением, чтобы разбогатеть. Для этого нужно вот что
  • Люди-жертвы: кто они и как от них не пострадать.
  • Что такое Воля и зачем она нам нужна? Что делать, когда сил нет!
  • Виртуальные отношения: когда это то, что нужно, а когда напрасно
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Как рассказать ребенку, что Деда Мороза не существует?
  • Все, что тебе нужно - это только любовь
  • Тайна усыновления. Понятие "Тайна". Мифы. Как и когда рассказать ребенку, что он приемный.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь