Порой кажется, что тема увлечения современных детей гаджетами и компьютером безгранична. Постоянно возникают вопросы: почему ребенка не оторвать от планшета? Стоит ли запрещать ребенку гаджеты? Если да, то до какого возраста? Нужно ли ограничивать время использования гаджета или ребенку нужно научиться контролировать это время самому? Как предотвратить развитие зависимости от гаджетов у детей? Что делать, если подросток не хочет учиться, а сидит в гаджетах? … На некоторые из этих вопросов Вы найдете ответы в моих предыдущих статьях (Гаджеты в жизни ребенка: почему они вредны, Как уберечь ребенка от компьютерной или телевизионной зависимости), в этой же статье я расскажу о том, как разговаривать с ребенком о вреде гаджетов, а также об опасностях, которые есть в интернете.
В статье «Как уберечь ребенка от компьютерной или телевизионной зависимости» подробно описано, что может сделать родитель для того, чтобы предотвратить чрезмерное увлечение ребенка гаджетами. Однако один важный момент, на который хотелось бы обратить особое внимание, — это важность разговоров с ребенком о том, чем опасен виртуальный мир и сеть интернет. Я вовсе не выступаю за то, чтобы катастрофизировать проблему, развивать у ребенка образ интернета как нечто страшного и опасного, но рассказать о том, чего стоит избегать, все же стоит. На одном из родительских тренингов я увидела, что многие родители опасаются не столько развития зависимости у ребенка, сколько возможности того, что ребенок в раннем возрасте столкнется с порнографией в интернете (рекламные баннеры которой то и дело выскакивают на разных сайтах), с мошенничеством и выманиванием денег в играх, с внушениями суицидальных намерений (страх «Синего кита» до сих пор живет у многих родителей) и прочими злоупотреблениями. Конечно, одними разговорами и предостережениями проблемы не решить, но все же это важная часть реальности, о которой ребенок как минимум должен знать. С подростком говорить на эту тему как-то поздно и скорее даже смешно, он наверняка и сам Вам расскажет больше, но вот в младшем школьном возрасте такая информация для ребенка очень актуальна.
Самое важное в разговоре – это выбрать подходящее время (чтобы и Вы и ребенок были свободны, и не торопились поскорее заняться каким-то другим делом), постараться начать непринужденно, говорить не надзирательно-лекционным тоном, а ненавязчиво и спокойно. Ну и конечно, говорить нужно на языке ребенка, а это не всегда просто нам, взрослым людям, поэтому я подготовила примерные тексты того, что можно рассказать ребенку, которыми с Вами и делюсь здесь. Первый блок текста про то, как объяснить ребенку ограничение игр в гаджете, а именно как донести до ребенка 5-10 лет о вреде постоянных игр и мультфильмов, о том, как они влияют на него. Второй блок – про опасности, которые могут быть в Интернете и играх, он для детей чуть постарше, от 7 лет.
Про влияние компьютера / планшета / мультиков на ребенка:
«Организм человека – очень сложная и тонко устроенная система, которой управляет мозг. Мозг – самый главный орган в организме, в него приходит вся информация из мира вокруг, мозг ее получает, обрабатывает и решает, что ему ответить. Он подает сигналы во все органы человека, и если мозг работает ясно, то и организм работает хорошо, проверено, он находится в равновесии, чтобы все работало без крайностей, сбоев и поломок.
Когда ты смотришь долго телевизор, компьютер или играешь на планшете/телефоне, то в мозг поступает очень-очень много разных сигналов, картинки на гаджете меняются очень быстро, поэтому мозгу приходится обрабатывать сразу невероятно огромное количество информации! А мозг к такому не готов, в природе ведь нет телевизоров и компьютеров, поэтому мозг не приспособлен к такому объему сигналов. Так вот, когда ты смотришь телевизор очень долго, то мозг попросту устает и может даже зависнуть, как компьютер, от переизбытка сигналов. Компьютер в таком случае зависает и не отвечает на нажатие кнопок, а мозг в таком случае подает сигналу всему телу «Тревога! Я перегружен! Я не справляюсь!» и человек начинает плохо себя чувствовать, у него может болеть голова, он может начать злиться ни с того ни с сего, может даже сказать что-то обидное людям вокруг.
Все это происходит внутри тебя, и ты даже не понимаешь, почему начинаешь злиться или плохо себя чувствовать, и не можешь контролировать свои действия. В спокойном состоянии, если бы мозг не был перегружен, ты бы смог справиться с собой, но когда в мозге хаос, то ты не способен думать ясно. Люди, которые очень долго играют в компьютер, могут настолько сильно перегрузиться, что бывают случаи, когда они этот компьютер разбивают, ломают об стену, выбрасывают из окна – настолько сильно мозг устал, что человек начинает действовать без контроля мозга, крушит все вокруг и не может себя остановить».
Про опасности в интернете:
«В Интернете также есть мошенники, обманщики, люди с нехорошими намерениями, которые совершают преступления. Это случается настолько часто, что придумали даже специально название для таких преступлений – кибепрступления или кибермошенничество. Знаешь, какие бывают преступления в интернете? Если нет, то я тебе расскажу.
Бывает так, что киберпреступники вычисляют какого-то человека в интернете, находят его домашний адрес, телефон, номера банковских карточек, и могут потом найти этого человека, ограбить его на улице или даже у него дома. Или могут ограбить прямо в интернете, сняв все деньги с банковской карточки. Особенно любят такие преступники детей и подростков, потому что они выкладывают много фотографий, по которым можно понять, что семья живет богато, пишут свои телефоны и адреса. Поэтому, чтобы не попасться в руки такого киберпреступника:
Никогда и ни при каких обстоятельствах не сообщай информацию личного характера: домашний адрес, номер телефона, место учебы и работы родителей, номера банковских карточек, пароли, даже кличку собаки в интернете (в социальных сетях).
Не отправляй без разрешения фотографии родителей и других членов семьи.
Киберпреступники в интернете очень ловкие и хитрые, они придумывают разные компьютерные программы, которые могут проникнуть в наш компьютер/планшет и увидеть всю информацию о нашей семье, даже если ее никто не выкладывал в Интернете. Как они это делают? Они создают специальные вредоносные программы, которые называются вирусы, и присоединяют эти вирусы к компьютерным играм, фильмам, даже книгам, то есть к любой информации, которую ты можешь скачать себе на гаджет. Поэтому:
Без разрешения родителей никогда не делай в Сети ничего, требующего платы. Не скачивай и не устанавливай никакие программы, т.к. можно подцепить вредоносные вирусы.
Есть еще одна опасность в интернете. Я много раз тебе говорила, что нельзя разговаривать с незнакомыми людьми на улице, не открывать незнакомым людям дверь в квартиру. В Интернете тоже есть люди, у которых могут быть преступные идеи. Такие люди регистрируются в социальных сетях, могут выдавать себя совсем за другого человека (ты ведь не видишь, кто сидит за компьютером, любой человек может придумать себе любое имя, выложить чужие фотографии, сказать, что ему не 40, а например, 12 лет). Они знакомятся с детьми, разговаривают на разные интересные темы, а потом предлагают встретиться в живую, познакомиться по настоящему. И вот тут может быть большая опасность! На такой встрече они могут ограбить ребенка, и даже похитить его, могут как-то обидеть или сделать что-то неприятное. Поэтому:
Никогда без разрешения родителей не встречайся лично с друзьями, с которыми познакомился в Интернете. Объясни, что это может быть опасно, т.к. люди могут выдавать себя в интернете совершенно за других людей. Такие встречи могут быть неприятны и даже опасны.
Еще одна опасность, с которой можно встретиться по причине того, что в интернете не видно, кто сидит за компьютером – это кибербуллинг. Сложное слово, но означает оно, что некоторые дети и подростки начинают оскорблять других, говорить матершинные и другие унизительные слова. А что – ведь никто их в реальной жизни не найдет, страничку можно всегда удалить и создать новую. Если вдруг тебе кто-то будет писать что-то запугивающее, оскорбительное или очень неприятное, ни в коем случае не надо ему отвечать, помни, что он делает это специально, и если ты не будешь отвечать, то вскоре он найдет другого человека, который вступит с ним в диалог. Также могут присылать разные неприличные картинки, пугающие картинки и видеоролики – это все тоже подначивание на твою ответную реакцию. Поэтому, еще два правила:
Если на ресурсе (в чате, игре, социальной сети) встретятся хулиганы, которые пишут грубые и неприличные вещи, необходимо сразу отключиться и вернуться позже либо перейти на другой ресурс. Вступать в диалог с ними нельзя.
Если ты увидел что-то страшное или неприятное, нужно сразу закрыть сайт и рассказать об этом родителям.
Когда ребенок начинает пользоваться интернетом для получения информации, например, для подготовки рефератов, с ребенком тоже желательно несколько раз проговорить про то, что в интернете много как полезной, так и вредной информации.
«В интернете очень много полезных сайтов, на которых содержится проверенная и надежная информация. Но есть много ложной информации, ненадежной и даже опасной. У газет или журналов есть проверяющие люди: корректор и редактор. А в интернете абсолютно любой человек может опубликовать информацию, создать сайт и никто ему не задаст никаких вопросов. Поэтому всегда проверяй информацию на нескольких сайтах, а если информация сомнительная и сразу вызывает подозрения – смело закрывай этот сайт и не заходи больше на него. Еще в интернете много опасный сайтов, на которых рассказывается про убийства, вредные вещества (про курение, алкоголь), на некоторых могут даже хвалить их и приводить доводы, что они полезны. Не верь никогда таким сайтам, они очень вредны. И расскажи об этом своим друзьям, а то вдруг они еще не знают».
В один разговор все это обсудить сложно, поэтому можно рассказывать по мере необходимости. Очень хорошо, если у вас найдутся примеры реальных ситуаций, произошедших с Вами или Вашими знакомыми или их детьми, про которые можно рассказать на живом примере. Я, например, рассказываю своим племянникам про детей, с которыми работаю, про то, что в играх, бывает, выманивают довольно крупные суммы (в моем опыте суммы доходили до 60-80 тысяч рублей), что трудно остановиться, когда хочется купить новый танк или оружие, и тому подобное. И могу сказать, что именно в такие моменты внимание ребенка максимально сосредоточено на том, что я говорю, потому что живые примеры всегда вызывают острый интерес. Только не стоит добавлять после этого пару-тройку нравоучений и советов ребенку (иначе все это может в один миг обесцениться), достаточно того, что он будет предупрежден, а значит – вооружен.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.