Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/b17ru/b17ru_news.php on line 53 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/b17ru/b17ru_news.php on line 54 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/b17ru/b17ru_news.php on line 56 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/b17ru/b17ru_news.php on line 57
|
Подросток слишком много времени проводит в интернете: что делать?Автор статьи: Ирина Обудовская
Когда родители начинают быть тревогу, советы окружающих обычно сводятся к одному из этих вариантов: - родители виноваты, но еще не поздно все исправить Реакция родителей примерно такая (выбирайте свою): Остановимся подробнее на варианте "договориться". Что не учитывают родители при подготовке к разговору:
С одной стороны, желание родителей ограничить пользование гаджетами понятно. Оно продиктовано заботой об интересах ребёнка. К примеру: - уберечь его от "вредного воздействия" контента игр/пабликов/др. - нормализовать режим сна и отдыха, восстановить работоспособность (объективно режим чаще всего нарушен и имеет последствия - мало времени на сон из-за ночных бдений за компьютером или "в телефоне", трудно проснуться утром, вялость на уроках, малоподвижный образ жизни+мало времени на свежем воздухе=снижение качества мыслительных процессов, общего тонуса и так далее) - высвободить время для "более полезных" занятий (чтобы подтянуть успеваемость по ряду предметов, время для спорта или других потенциальных увлечений и прочее) - можно продолжить и дальше Казалось бы, очевидно, родители правы, и уже одного этого должно быть достаточно, чтобы ребёнок внял уговорам. Не совсем так. Не только интересы ребёнка беспокоят родителей. Пытаясь договориться, родители заботятся и о своих собственных потребностях. Например: - быть родителем, которому не все равно - сохранить/вернуть контроль над труднодоступной частью жизни ребёнка - восстановить нарушенный контакт - избавиться от чувства беспокойства/тревоги/страха за будущее ребенка - избавиться от чувства вины за то, что "это все из-за того, что я не уделял/а нужного времени/внимания" - одержать верх над ребёнком в игре "кто кого" - снять ответственность за последствия и иметь возможность сказать педагогам, бабушкам/дедушкам "я делаю все, что могу" Я перечислила лишь некоторые из интересов родителей, но могут быть и другие. Некоторые из них не осознаются, хотя могут влиять на поведение родителей иногда даже больше, чем осознаваемые. Это влияет, например, на то, насколько настойчивы и последовательны родители в разговоре с сыном или дочерью, насколько терпеливы и - насколько внимательны к потребностям самого подростка. Ведь в любых переговорах необходимо понимание интересов сторон, чтобы можно было находить те самые точки соприкосновения. Если вы считаете, переговоры здесь неуместны, а проблема все же существует, возможно, вам предстоит пересмотреть некоторые установки на диалог с ребёнком. Кстати, давайте посмотрим, каким интересам ребёнка невольно угрожают родители, пытаясь перекрыть "
Замечу, что для довольно большой категории ребят интернет служит отдушиной именно потому, что общение вживую на складывается. Они по разным причинам не встретили понимания и принятия среди одноклассников, границы их референтной группы часто вообще лежат вне школы - например, среди сетевых игроков, в фан-группах, на тематических форумах. Им "в лом" или трудно ответить на уроке иностранного в школе, но они легко и без ошибок напишут комментарий к посту любимого блогера. Для них призыв родителя "лучше пошёл бы на улицу, чем весь день торчать в телефоне" иногда звучит так: "Уходи в мир, где тебя не понимают, где ты неинтересен, где ты неуспешен". Хочу подчеркнуть - речь именно о потребности в общении, которую ребёнок стремится реализовать любыми доступными ему психологически и технологически способами. Стоит учесть, что все это нередко происходит на фоне утраты родителями доверия и/или авторитета в глазах их сына или дочери. Это может быть нормой для подросткового кризиса, а может быть и прямым следствием родительских ошибок, застарелых или свежих, которые могут в пубертатный период восприниматься особенно остро. Так или иначе, но это заметно снижает шансы родителей быть услышанными. Итак, готовы ли вы к разговору? Несколько проверочных вопросов для вас, на каждый из которых стоит иметь конкретный и понятный ответ. Если с ответом затрудняетесь - продолжайте поиски, вы на верном пути! 1. О чем именно вы хотите поговорить с ребёнком? Что должно измениться в результате разговора? 2. В чем вы видите проблему? Насколько вы объективны-возможно, где-то сгущаете краски, а чего-то не замечаете? 3. Как сам ребёнок смотрит на ситуацию? Насколько серьёзной ее считает? В чем вы с ним согласны, а по каким вопросам мнения расходятся? 4. Как измениться жизнь ребёнка, если он пойдёт на ваши условия? Кстати, в чем именно они состоят? Почему именно эти? Какими словами вы хотите их изложить? Их ведь больше, чем просто "нельзя" и "не делай"? 5. Являются ли предполагаемые изменения привлекательными для вашей дочери или сына? Приняли бы вы их, будь вы на его месте? Пока вы смотрите на это глазами подростка, представьте, что мог бы сказать или сделать ваш родитель(вы), чтобы вы захотели его услышать? 6. Какие потребности ваш ребёнок удовляетворяет с помощью интернета? Попробуйте перечислить конкретнее. Как ваши условия связаны с этим списком? Да, они должны быть связаны. Как ваши собственные интересы связаны с условиями, которые вы предлагаете? Готовы ли вы сами выслушать предложения от своего ребёнка? Как вы думаете, что он мог бы вам сказать, а о чем умолчит, почему? 7. Почему вам важно сейчас решить эту проблему с "интернет-зависимостью"? Что именно переполнило вашу чашу терпения? Подумайте, ценен честный ответ. Как вы считаете, стоит ли ребёнку знать об этом и почему? 8. Вероятно, вы не первый раз собираетесь поговорить. Что не получилось в прошлый раз? В какой момент и почему все "сорвалось"? Какой вывод можно сделать из этого и учесть сейчас? 9. Как и в чем изменится ваша жизнь, если ребёнок пойдёт на ваши условия? Если ваш ответ "никак", вероятно, вы что-то упускаете. 10. Как планируете поддерживать договорённости? Достаточно ли у вас мотивации для этого? А у вашего ребёнка? Подумайте, как вы могли бы помочь себе или ребёнку в организации другого расписания или образа жизни. 11. Сколько времени вам и ребенку потребуется, чтобы убедиться, что договорённости работают? 12. Что будете делать, если все пойдёт не так, как будете реагировать на срывы и почему? 13. Хороших вопросов много не бывает, поэтому оставим место)) ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- PS. Готовя материал, я не ставила цели раскрыть тему интернет-зависимости на 100% и разобраться со всеми факторами, влияющими на ее формирование. Так, например, некоторые типы подростковой личности более склонны к уходу в интернет-пространство, с некоторыми - самим родителям сложнее находить общий язык. Имеет значение и конкретный возраст ребёнка. Семейная ситуация может быть такой, что интернет окажется единственной отдушиной. Иногда тип семейного воспитания - как гиперопека, так и попустительство - приводят к таким злоупотреблениям и родители спохватываются.... Границы между зависимостью и чрезмерным увлечением компьютером или онлайн-общением бывают зыбкими, также иногда может иметь место предвзятое отношение взрослых к он-Лайн-коммуникации. Вобщем, вопросов немало. И все же я надеюсь, что вопросы, попавшие в статью, были для вас полезными! Буду рада вашему отклику, опыту и вопросам в комментариях. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|