|
Как понять клиента: обзор психоаналитических подходовАвтор статьи: Игорь Димитриевич Бронин
Первым психоаналитическим направлением был собственно психоанализ З. Фрейда. Он предложил миру сразу несколько моделей, позволяющих понять, что происходит с клиентом и как помочь ему преодолеть сложности. Одна из них - структурная - постулировала, что человек есть носитель трех инстанций - ид, эго и супер-эго. Ид - бессознательное человека, стремящееся к максимизации удовольствия, игнорируещее логику и рациональность. Супер-эго - правила и нормы. Эго - принцип реальности. Эго умеет “защищаться” от импульсов Ид. Благодаря этой модели, психоаналитики могли предполагать, что, к примеру, супер-эго человека слишком сильное, что оно было взрощено в условиях воспитательной строгости, и потому несет деструктивные посылы. Тогда аналитик может сконцентрировать свое внимание на ослаблении давления супер-эго. Вторая важная модель - это модель развития. З. Фрейд полагал, что человек по мере взросления проходит несколько этапов своей жизни, а именно: оральной, анально-садистической, фаллической, латентной и генитальной. Существовал взгляд, что что-то может произойти на любой из этих стадий такое, что не даст развиться нужным особенностям личности. Ребенок “фиксируется” в развитии на стадии и стремится реализовать потребности стадии уже буду взрослым. Благодаря этой модели, психоаналитики могли искать маркеры, которые бы говорили, что человек “зафиксировался” на той или иной стадии. А раз выяснив, начать прорабатывать проблему, разрешать возникший в детстве конфликт. Сегодня, наверное, нет ни одного психотерапевта, который бы работал в рамках классического ортодоксального психоанализа. Современные психотерапевты обращаются к моделям, которые уходят от фрейдисткого языка и концентрируются на других аспектах проблем, с которыми к ним обращаются люди. К примеру, одним из важных направлений стала эго-психология. Один из ее основателей - Эрик Эриксон - переформулировал стадии З. Фрейда (оральная, анальная и пр.) на психологический язык. К примеру, вместо оральной стадии в 0-1 года Эриксон предложил стадию базового доверия-недоверия. Таким образом, он фокусирует внимание на возможностях эго - “я” человека - взаимодействовать с внешним миром и другими людьми. Здесь все еще наблюдается потребность аналитиков связать психологические проблемы с возрастными периодами. Эго-психология позволила переформулировать фрейдиский язык и предложила анализировать проблемы клиентов с позиций психологических защит. Анна Фрейд была одной из первых, кто подробно описал психологические защиты: расщепление, отрицание, всемогущий контроль, идеализация и обесценивание, проекция и диссоциация, рационализация, вытеснение в бессознательное, отыгрывание проблемы во вне, сублимация и так далее. Сегодня знание, как они функционируют, очень востребованы в работе психотерапевта. К примеру, они очень пригодятся при диагностике пограничного личностного расстройства, когда у человека активируются примитивные психологические защиты (расщепление на “все белое” и “все черное”, проекция), а не высокого уровня (рационализация, интеллектуализация). В те времена аналитики работали с клиентами относительно высокого уровня психологического развития: невротиками. Считалось, что психоанализ не особенно эффективен для работы с людьми пограничного типа личности или психотического. Отсюда, кстати, и заблуждение, что прогнозы лечения пограничного личностного расстройства очень плохие. Сегодня это не так. Они даже лучше, чем для депрессии. Так или иначе, практикам понадобился другой язык для работы со своими клиентами, хоть эго-психология и продвинула их уже вперед. Так зародились два похожих направления: психоанализ объектных отношений и межличностный психоанализ. Психоанализ объектных отношений предполагал, что проблема человека лежит в сфере его отношений с окружающими. К примеру, если проблемы первого года жизни Фрейд связывал с биологическими потребностями кормления, то в теориях объектных отношений речь уже идет об общении матери и ребенка - грудь для ребенка не только источник молока, но и источник тепла и заботы. Боулби - автор теории привязанности - сообщает о любопытных исследованиях, когда детеныши человекообразных обезьян предпочитали оставаться голодными, но получать материнскую заботу. Для Боулби нет сомнений в том, что привязанность ребенка к матери и ее любовь является как минимум столь же важной, как и биологическая потребность в еде. Межличностный психоанализ, развиваемый Г. С. Салливаном, также настаивает на том, что природа проблем коренится в сфере отношений ребенка и родителя. Осуществляется переход от анализа личности к анализу межличностного; личность признается условной. Наконец, все эти подходы дополнил Х. Кохут концепцией самости. Он обратил внимание на то, что у некоторых людей есть проблема с “общей позитивностью своего Я”, с проблемой самооценки. Хотя он наиболее известен за свои работы по нарциссизму, его вклад в психоанализ много более широкий. К примеру, как приводит пример Н. МакВильямс, у двух людей может быть депрессия с одинаковыми симптомами. И каждый из них думает о том, чтобы покончить жизнь самоубийством. Первый при этом видит мир плохим и черным. Второй скорее ощущает внутреннюю пустоту и бессмысленность жизни. С точки зрения теории объектных отношений, указывает Н. МакВильямс, первый чувствует вину и испытывает проблемы из-за “активации прошлых (интернализованных) объектов (то есть родители, значимые люди из детства)”, которые как бы указывают ему, что мир плохой. Во втором же случае вообще нет этих интернализованных объектов, но человек чувствует себя совершенно никчемным и пустым. И если первому не поможет поддержка и сочувствие (это лишь ухуодшит его состояние; он будет чувствовать, что его не понимают), то второму она пойдет на пользу. Так мы и сталкиваемся с проблемой Я, о которой говорил Кохут. Таким образом, психоанализ проделал большой путь от биологизаторских воззрений З. Фрейда к теориям объектных отношений и межличностному психоанализу, к концепциям самости. Сегодня психоаналитики умеют работать не только с невротическими расстройствами, но и проблемами с более ранними истоками: пограничным личностным расстройством и психотической проблематикой. Сегодня психоаналитики анализируют межличностные ситуации, а не личность.
Всем понимания! Статья навеяна книгой “Психоаналитическая диагностика” МакВильямс Н. Очень рекомендую. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|