Как понять клиента: обзор психоаналитических подходов

Первым психоаналитическим направлением был собственно психоанализ З. Фрейда. Он предложил миру сразу несколько моделей, позволяющих понять, что происходит с клиентом и как помочь ему преодолеть сложности. Одна из них - структурная - постулировала, что человек есть носитель трех инстанций - ид, эго и супер-эго. Ид - бессознательное человека, стремящееся к максимизации удовольствия, игнорируещее логику и рациональность. Супер-эго - правила и нормы. Эго - принцип реальности. Эго умеет “защищаться” от импульсов Ид. Благодаря этой модели, психоаналитики могли предполагать, что, к примеру, супер-эго человека слишком сильное, что оно было взрощено в условиях воспитательной строгости, и потому несет деструктивные посылы. Тогда аналитик может сконцентрировать свое внимание на ослаблении давления супер-эго.

Вторая важная модель - это модель развития. З. Фрейд полагал, что человек по мере взросления проходит несколько этапов своей жизни, а именно: оральной, анально-садистической, фаллической, латентной и генитальной. Существовал взгляд, что что-то может произойти на любой из этих стадий такое, что не даст развиться нужным особенностям личности. Ребенок “фиксируется” в развитии на стадии и стремится реализовать потребности стадии уже буду взрослым. Благодаря этой модели, психоаналитики могли искать маркеры, которые бы говорили, что человек “зафиксировался” на той или иной стадии. А раз выяснив, начать прорабатывать проблему, разрешать возникший в детстве конфликт.

Сегодня, наверное, нет ни одного психотерапевта, который бы работал в рамках классического ортодоксального психоанализа. Современные психотерапевты обращаются к моделям, которые уходят от фрейдисткого языка и концентрируются на других аспектах проблем, с которыми к ним обращаются люди. К примеру, одним из важных направлений стала эго-психология. Один из ее основателей - Эрик Эриксон - переформулировал стадии З. Фрейда (оральная, анальная и пр.) на психологический язык. К примеру, вместо оральной стадии в 0-1 года Эриксон предложил стадию базового доверия-недоверия. Таким образом, он фокусирует внимание на возможностях эго - “я” человека - взаимодействовать с внешним миром и другими людьми. Здесь все еще наблюдается потребность аналитиков связать психологические проблемы с возрастными периодами.

Эго-психология позволила переформулировать фрейдиский язык и предложила анализировать проблемы клиентов с позиций психологических защит. Анна Фрейд была одной из первых, кто подробно описал психологические защиты: расщепление, отрицание, всемогущий контроль, идеализация и обесценивание, проекция и диссоциация, рационализация, вытеснение в бессознательное, отыгрывание проблемы во вне, сублимация и так далее. Сегодня знание, как они функционируют, очень востребованы в работе психотерапевта. К примеру, они очень пригодятся при диагностике пограничного личностного расстройства, когда у человека активируются примитивные психологические защиты (расщепление на “все белое” и “все черное”, проекция), а не высокого уровня (рационализация, интеллектуализация).

В те времена аналитики работали с клиентами относительно высокого уровня психологического развития: невротиками. Считалось, что психоанализ не особенно эффективен для работы с людьми пограничного типа личности или психотического. Отсюда, кстати, и заблуждение, что прогнозы лечения  пограничного личностного расстройства очень плохие. Сегодня это не так. Они даже лучше, чем для депрессии. Так или иначе, практикам понадобился другой язык для работы со своими клиентами, хоть эго-психология и продвинула их уже вперед. Так зародились два похожих направления: психоанализ объектных отношений и межличностный психоанализ.

Психоанализ объектных отношений предполагал, что проблема человека лежит в сфере его отношений с окружающими. К примеру, если проблемы первого года жизни Фрейд связывал с биологическими потребностями кормления, то в теориях объектных отношений речь уже идет об общении матери и ребенка - грудь для ребенка не только источник молока, но и источник тепла и заботы. Боулби - автор теории привязанности - сообщает о любопытных исследованиях, когда детеныши человекообразных обезьян предпочитали оставаться голодными, но получать материнскую заботу. Для Боулби нет сомнений в том, что привязанность ребенка к матери и ее любовь является как минимум столь же важной, как и биологическая потребность в еде. Межличностный психоанализ, развиваемый Г. С. Салливаном, также настаивает на том, что природа проблем коренится в сфере отношений ребенка и родителя. Осуществляется переход от анализа личности к анализу межличностного; личность признается условной.

Наконец, все эти подходы дополнил Х. Кохут концепцией самости. Он обратил внимание на то, что у некоторых людей есть проблема с “общей позитивностью своего Я”, с проблемой самооценки. Хотя он наиболее известен за свои работы по нарциссизму, его вклад в психоанализ много более широкий. К примеру, как приводит пример Н. МакВильямс, у двух людей может быть депрессия с одинаковыми симптомами. И каждый из них думает о том, чтобы покончить жизнь самоубийством. Первый при этом видит мир плохим и черным. Второй скорее ощущает внутреннюю пустоту и бессмысленность жизни. С точки зрения теории объектных отношений, указывает Н. МакВильямс, первый чувствует вину и испытывает проблемы из-за “активации прошлых (интернализованных) объектов (то есть родители, значимые люди из детства)”, которые как бы указывают ему, что мир плохой. Во втором же случае вообще нет этих интернализованных объектов, но человек чувствует себя совершенно никчемным и пустым. И если первому не поможет поддержка и сочувствие (это лишь ухуодшит его состояние; он будет чувствовать, что его не понимают), то второму она пойдет на пользу. Так мы и сталкиваемся с проблемой Я, о которой говорил Кохут.

Таким образом, психоанализ проделал большой путь от биологизаторских воззрений З. Фрейда к теориям объектных отношений и межличностному психоанализу, к концепциям самости. Сегодня психоаналитики умеют работать не только с невротическими расстройствами, но и проблемами с более ранними истоками: пограничным личностным расстройством и психотической проблематикой. Сегодня психоаналитики анализируют межличностные ситуации, а не личность.

 

Всем понимания!

Статья навеяна книгой “Психоаналитическая диагностика” МакВильямс Н. Очень рекомендую.



Просмотров: 376
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Супружеская измена с точки зрения теории теории объектных отношений
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Мелани Кляйн о теории объектных отношений
  • Как травма влияет на развитие личности: теория объектных отношений
  • Дочки-матери. Три стадии развития отношений с мамой.
  • "Человек - швейцарский нож" и теория объектных отношений Мелани Кляйн.
  • Психоанализ сегодня: что связывает психоаналитиков?
  • Психоанализ, как высшая стадия Супер-эго
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Стадии развития супружеских отношений, ведущих к разрушению брака в случае деструкций и его сохранению
  • Когда твоей маме 70. Четыре стадии развития отношений между мамой и дочерью
  • Может ли человек сам решить все свои психологические проблемы?
  • Депрессивная позиция: основные тревоги и особенности отношений с объектами Психоанализ М.Кляйн
  • Стадии развития отношений
  • Стадии развития отношений
  • Стадии развития отношений
  • Одна ошибка в переводе Фрейда, расколовшая психоанализ
  • Стадии развития (со)зависимых отношений
  • Стадии развития отношений в паре.
  • Психоанализ в жизни.Развитие личности по Фрейду
  • Стадии развития женско-мужских отношений
  • Стадии развития трансферентных отношений в анализе
  • Теория Объектных Отношений и Психотерапия
  • Грани совместимости и стадии развития отношений в паре.
  • Стадии развития отношений между мужчиной и женщиной
  • Назальный эротизм и теория объектных отношений
  • Краткосрочная супружеская терапия объектных отношений
  • Стадии развития любовных отношений сквозь теорию развития группы
  • Теория объектных отношений между матерью и ребенком
  • Природа пограничного расстройства личности. Специфика работы с ПРЛ.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь