|
Секрет терапевтического изменения или как его достичь и закрепить?Автор статьи: Олег Владимирович Сурков
Тема психотерапевтических изменений неисчерпаема и неоднозначна. Я сегодня хочу осветить эту тему с позиций краткосрочной стратегической терапии. Итак, клиент приходит к нам на сеанс со своей проблемой. В первую очередь нам необходимо провести работу по установлению терапевтических отношений. Мы изучаем проблему клиента, определяем те действия, которые необходимо сделать во время сеанса и какое предписание нужно дать по окончании сеанса, чтобы пациент это применил в своей жизни. Терапевтическое изменение никогда не является вопросом исключительно мышления. Терапевтическое изменение возможно только в том случае, когда после сеанса терапии клиент изменяет свои модальности поведения и свои модальности восприятия реальности. Это действительно приводит к реальным изменениям, которые мы можем наблюдать в жизни клиента, и эти изменения клиент реально чувствует на себе. Для того, чтобы все это привести в действие терапевт во время сеанса изначально должен использовать форму коммуникации, которая постоянно лавирует между логическим описанием и эмоциональными образами, между языком, который позволяет понять и языком, который позволяет почувствовать. Очень важно, чтобы во время первого сеанса терапевт провел исследование ситуации клиента посредством направленных вопросов, которые помогают определить, какие предпринятые попытки решения проблемы подпитывают ситуацию клиента. Поэтому, если ко мне приходит клиент и говорит: «Я в депрессии», - то я никогда не должен удовлетворяться самодиагнозом клиента, либо тем диагнозом, который поставил ему наш коллега. Необходимо провести исследование того, какая проблема его к нам привела. Основным инструментом работы является стратегический диалог. На первом этапе стратегического диалога – мы должны определить проблему, с которой пришел клиент и все ее составляющие. Мы должны выяснить: «Что это такое? Как это проявляется? Как человек пытается с проблемой обращаться и как он с ней пытается справиться? Произошло в его жизни событие, которое могло спровоцировать эту проблему, либо проблема представляет собой нечто, что было постепенно выстроено во времени?». Метод проведения первой сессии – это одна из наиболее значимых техник, которая разработана в краткосрочной стратегической терапии. Более подробную информацию можно найти в книге Дж. Нардонэ., А Сальвини «Магическая коммуникация. Стратегический диалог в психотерапии». Этой теме был посвящен один из семинаров, проведенных профессором Дж. Нардонэ в Москве. Стратегический диалог состоит из нескольких фундаментальных частей: 1) вопросы; 2) парафраз; 3) апеллирование к чувствам и ощущениям; 4) резюме для того, чтобы можно было четко определить содержание всего сеанса; 5) предписания, которые нужно претворять в жизнь в последующие недели между сессиями. Если сказать кратко, то вопросы должны быть направлены на то, чтобы всплыли все характеристики проблемы. Какие дисфункциональные попытки предпринимает пациент для решения проблемы? А также есть ли попытки, которые работают? Что делают окружающие люди для того, чтобы ему помочь? Также надо проанализировать какие попытки окружения являются функциональными, а какие дисфункциональными. Как только мы собрали информацию этого типа, мы должны ввести новые перспективы и новые точки зрения, которые могут изменить способ восприятия реальности пациента т.е. применение техник, которые описаны в процессе диалога для того чтобы дать возможность осуществления изменений на основании стратегического реструктурирования. Стратегическое реструктурирование это техника, которая основывается на идее о том, что посредством вопросов, парафраза и техник, которые апеллируют к ощущениям и чувствам мы обеспечиваем видение клиентом реальности с другой точки зрения, чтобы он начал чувствовать вещи по-другому, создал новые способы восприятия вещей и реальности, в которой он живет. Следовательно, стратегический диалог делится на четыре этапа: 1) определение проблемы; 2) анализ предпринятых попыток решения; 3) ввод альтернативных решений проблемы; 4) заканчивается предписанием плана действий, специальных и конкретных, которые пациент должен воплотить в жизнь между сессиями. Это что-то вроде диалога, который происходит по спирали, которая доходит до нижней точки и сужается, в этой точке изменения становятся неизбежными, а не только желательными. Для того, чтобы обеспечить это очень важно варьировать и чередовать вопросы с парафразом. Вопросы нужны для того, чтобы создать ответ, то есть это вопросы, определяющие проблему, вопросы, которые ориентируют и направляют клиента к новым перспективам, вопросы, которые создают альтернативу. Парафраз – это резюме ответов, которые дает клиент. Парафраз нужен для того, чтобы возникло обоюдное согласие и чтобы мы могли определить, что находимся на правильном пути. Парафраз нужно делать через каждые 3-4 вопроса, таким образом, чтобы через каждые 3-4 вопроса мы бы устанавливали согласие, были бы уверенны, что находимся на правильном пути и чтобы клиент чувствовал, что это именно он направляет беседу и что его слышат. Применение этой технологии 3-4 вопроса – перефразирование, 3-4 вопроса – перефразирование обеспечивает процесс в виде воронки, который начинается очень медленно, а потом приобретает естественное ускорение и выстраивает этот путь от проблемы до ее решения. Перефразирование необходимо для того, чтобы человек еще более эффективно направлялся к тому, чтобы по-другому увидеть реальность. Этому способствует использование как логического языка, так и языка аналогового. Когда мы изучили проблему, определили ее характеристики и выделили дисфункциональные предпринятые попытки решения проблемы, то мы можем переходить к следующей стадии работы. На этой стадии мы задаем вопросы, которые направляют клиента к тому, чтобы он открыл для себя альтернативные решения. И кроме перефразирования мы можем использовать другие техники эффективной коммуникации: метафоры, афоризмы, анекдоты, литературные цитаты, примеры из жизни для того, чтобы задействовать эмоциональную сферу. Когда мы завершили этот этап, то мы даем предписания, которые клиент должен воплощать на практике между сессиями, эти предписания дополняют то, что мы создали во время сеанса. Мы управляем изменениями двумя способами: 1) создаем эмоционально-корректирующий опыт во время сеанса; 2) даем предписания, которые клиент воплощает в жизнь после сеанса в промежутке между сессиями. Каждый последующий сеанс заключается в анализе эффектов предписаний и предыдущей работы: 1) произошли ли изменения; 2) переопределить то, как они произошли, дать понять клиенту как изменение произошло, объяснить логику работы; 3) направить клиента к последующим изменениям. Первоначально процесс терапии прежде всего фокусируется на терапевтическом изменении, а именно, на разблокировании симптоматики и перцептивно-реактивной системы в целом, а уже потом, на основании нового полученного опыта клиент осваивает новые способы управления своей реальностью. Это позволяет избежать рецидива проблемы. Мы даем клиенту в руки новый инструмент, чтобы он его мог в случае необходимости использовать самостоятельно. В течении нескольких недель клиент закрепляет свои результаты и убеждается в том, что он способен управлять своей реальностью и такой процесс внутреннего роста предотвращает повторение рецидива, потому что человек не только изменил свое патологическое состояние, но и дополнил свои возможности новыми возможностями. Запись на консультацию: Сурков Олег Владимирович Я работаю с душой! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|