|
Добро пожаловать или друзьям друзей вход разрешенАвтор статьи: Наталья Лысенкова
Мультфильм «Добро пожаловать» начинается с кадров, которые обычно ассоциативно связываются с хорошим настроением: лето, солнце, поющие птички, травка, цветы и прочие атрибуты. Представляется взору лось, щиплющий на полянке ягоду. Обычный такой лось с копытами, с большими ветвистыми рогами, обыкновенного лосиного цвета. Правда, немного важный и довольный, а так ничем не примечательный, без каких-либо физиологических и психологических особенностей лось. «Приятного аппетита. День такой жаркий. А путь такой дли - и – и – и - нный. Пожалуйста, подвезите меня на Ваших рогах, а?! Нам, кажется, по пути. Пожалуйста?!» - лось услышал речь лесной букашки, обмахивающейся платочком от жары, и поднял голову. Букашка тоже была совсем обычная - серенькая, с полосатой спинкой, тонкими ножками и букашечным пузиком.С несвойственной для букашек, как мне показалось, скоростью она забралась на рога лося со словами «Благодарю Вас». Первый акт скрытой транзакции: лось посмотрел удивленными широко открытыми глазами на букашку, хмыкнул, вежливо сказал «Пожалуйста» и протянул кончик рога, чтобы букашка смогла взгромоздиться. В словах букашки и лося, в общем вполне приветливой и вежливой речи, можно прочитать скрытые сообщения. Букашка: «В такую жару тяжело идти такой длинный путь, хотя я не знаю, куда надо лосю, но, судя по всему, он никуда не торопится и просто так прохлаждается». Лось: «Букашка такая маленькая, а я большой и сильный. Она такая вежливая, я не могу ей отказать, что она обо мне может подумать» и т.д.. Лось мог бы и отказаться, но он, наверное, был с «тонкой душевной организацией». Что произошло? А то, что букашка с помощью санкционированного лосем нарушения личных границ протоптала через эту границу тропинку. Потому что вслед за букашкой через некоторое время на рога лося взобралось почти все лесное сообщество, включая медведя. В прямом и переносном смыслах «сели на голову». В гости к себе звал уже не лось, а букашка: «Лось – очень добрый. И он – мой друг. Ты – тоже мой друг. А значит, вы с лосем тоже друзья! И он будет очень рад!». Благодаря этой словесной формуле со скрытой транзакцией – я тоже добрая, как и лось, тропинка постепенно трансформировалась в аэродромное поле. Лесное сообщество превратило рога лося в дом. Лось перестал чувствовать себя хозяином собственных рогов, он потерял контроль. Сначала он делал попытки что-либо узнать: «Эй, что там происходит? Скажите честно, кто там?». Оправдывался перед медведем, что не позвал его в гости: «Я хотел, э.э…. понимаете я…». Взывал к совести, отстаивая право на собственные рога: «Как же так, рога то мои? Будьте же справедливы!». Объяснял себе, что это его гости, что неудобно гостям ночевать на улице. Но попросить гостей покинуть дом ему что-то мешало, а гости не собирались уходить. Не помогла даже охота на лося; он чудом уцелел и еще спас всех лесных братьев на своих рогах. Лось, находясь в замешательстве, забыл про собственную физиологическую особенность, когда в один из дней все лоси сбрасывают рога. Финал: рога лося отваливаются вместе со всеми лесными братьями, лось уходит с набором чувств: облегчения, смущения, недоумения, разочарования и вины: «А все-таки неловко как-то получилось. Неловко - то как..». Что позволило непрошенным гостям так прочно «сесть на голову» лосю? Доброта? Но по каким признакам можно было определить, что лось добрый? Как определили его доброту звери и насекомые? Лось в начале сюжета не демонстрировал ни кому из лесного сообщества качеств, которым свойственна доброта: эмпатии, смирения, терпения, щедрости, уважения. Не подавал никаких особых признаков предрасположенности к доброте. Гулял себе и гулял. Лось, скорее всего, обладал драйвером (программная установка) «Радуй других», что означает удовлетворение в первую очередь потребностей других, а не своих. Человек, имея этот драйвер, получает радость только тогда, когда приносит радость другим, таким способом удовлетворяя очень значимую личную потребность – потребность в признании, но… через других. Даже понимая, что уже не хватает ресурсов быть для всех всегда хорошим, отказаться от него достаточно сложно, потому что страшно потерять расположение окружающих. Через кого тогда он будет подтверждать собственную необходимость и нужность в этом мире? Люди с таким драйвером редко показывают, что им плохо, тяжело, неудобно, что они нуждаются в помощи. Им трудно просить, высказывать свое мнение и давать отпор людям, крадущим их время и вещи. В их взаимодействии Ведущий драйвер «Радуй других» зачастую расценивается как доброта. Но является ли это добром по отношению к себе, когда игнорируются собственные потребности и интересы? После первых же попыток заявления об их удовлетворении и защиты люди с таким драйвером нередко сталкиваются с непониманием их окружающими и трудностью распознавания собственных чувств и послевкусием: «Неловко как-то получилось…» . Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|