Учение о характере человека. Характерология.

«Каждая личность бесконечна, как в своей реальности,

так и в своих возможностях».

Карл Ясперс

 Древние философы и врачи, занимались изучением болезней психики человека давно. Кто-то, более внимательный из них, стал замечать, что во время болезни люди похожи в поведении, симптомах, жалобах, эмоциях и тому подобном. И для удобства стали классифицировать, то есть разделять болезни и поведение пациентов. Заболеваниям стали давать названия, позже, во многих странах врачи договорились использовать к схожим симптомам единую систему названий. Она существует под названием Международная Классификация Болезней (МКБ) и выходит в разных редакциях дополненная и исправленная.

 То есть всё началось с болезней. Позже в век развития гуманизма, разные учёные стали обращать своё внимание на то, что не только больные люди отличаются, но и здоровые люди, тоже не похожи друг на друга, как один.

 Следующие поколения философов и психологов стали изучать, наблюдать и описывать характеры людей. Появилась Характерология. Слово характер происходит от греческого «character», что означает «черта, признак, примета, особенность».

Характерология – наука изучающая характеры людей.

 Впервые, термин  характерология, был введён немецким философом-идеалистом Юлиусом Банзеном (1830 – 1881) в книге «Очерки по характерологии». Который, кстати, утверждал, что мир, является алогичным и, отсюда, вытекает его непознаваемость и неспособность поддаваться общественному усовершенствованию. Применительно, к человеку, в целом, можно сказать то же самое – каждый человек, это целый мир. Характерология должна не только стремиться познать разнообразие характеров, но и дифференцировать один характер от другого.

 Однако, основателем характерологии, всё же, является другой учёный  и писатель, Теофраст, автор труда «Характеры». Он был учеником Платона, который ранее, дал определение характеру как типу поведения человека в социуме. Теофраст, в «Характерах», дал краткое описание наблюдаемых им различий в поведении и личности людей. Так, например, в его книге, «Притворщик – это такой человек, который, подходя к врагам, хочет скрыть свою ненависть», а «Деревенщина – это такой человек, который, отправляясь в  народное  собрание, напивается болтушки, и говорит, что даже миро пахнет не лучше  лука.  Он носит обувь, которая ему велика. Говорит громко. Друзьям и  домашним  он  не доверяет, а с рабами советуется о самых важных делах». В общем, здесь были даны описания, языком вульгарным простым и, конечно же, в рамках своего времени, а это, примерно, V век до нашей эры.

 Мнение о том, что темпераментов только 4 (холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик) стало неактуально довольно скоро. Стало расти количество, выделяемых исследователями, новых характеров. Гален предлагал 13 типов, Авиценна больше, Кант рассматривал темпераменты как чувствующие, а характеры как мыслящие части человека. Парацельс рассматривает темпераменты в русле алхимии и связывает с ними вещества (соль, серу и ртуть).

 Постепенно формируется представление о взаимосвязи болезни, здоровья и нервной системы. Темперамент связывают с обменом веществ в организме, и говорят об отличиях в деятельности разных организмов.

 Позже, в странах Европы, начиная с ХIХ века развивались различные направления характерологии и изучения личности. Так, например, в Германии, была своя Характерологическая школа (Ю. Банзен, Л. Клагес, Е. Утитц, П. Геберлин, А. Мессер, А. Гелен и многие др., "слойнотеоретический" подход к исследованию личности Е. Ротхакера, Ф. Лерша, А. Веллека, В. Арнольда, дифференциальная психология В. Штерна, философски ориентированные типологии В. Дильтея, Э Шпрангера и К. Ясперса, психологические типологии Г. Пфалера и Э. Йенша, конституционально-психологическое направление в работах Е. Кречмера и Г. Эвальда, глубинно-психологическая парадигма школ З. Фрейда, А. Адлера и К.Г. Юнга, отчасти психология наследственности В.Петерса и К.Готтшальда и психология рас В. Петерманна и Е. Айкштедта), а в Англии (тесты исследований воспитания характера – Хартшорна и Мэй; работы Джозефа Холла в 1610 г., Томаса Овербери  в 1614 г. и  Джона Эрла  в 1628 г. Дэвида Юма в 1770 гг., Томас Гоббс, Бернард Мандевил, философ Джон Локк заговорил первым о врождённом характере, Самуил Бэйли отделял характерологию от психологии, разработки Александра Шенда в 1914г, и др.), во Франции своя.

 Учёные вычленяли и давали описание множеству различий между людьми. До сих пор ведётся множество научных дискуссий о том, сколько же вариантов характеров существует на самом деле и можно ли их классифицировать. Например, профессор, Руднев В., как специалист по лингвистике, рассматривает характеры с точки зрения ведущей модальности, то есть по типу отношения высказывания к реальности. Например, в высказывании «Курить запрещено!» выражается модальность нормы, а в высказывании «Жизнь прекрасна» — модальность ценности (Руднев В.). А, например, Бурно М., как клиницист, рассматривает характер человека в тесной связи с его телосложением (Бурно М.Е.).

 Но это всё теория, давайте вернёмся к практике. Практика показывает, что так называемых «чистых» психотипов, встречается очень мало, но и они, конечно же, есть. Большинство характеров людей являются «смешанными», о них мы поговорим в рамках рассмотрения каждого характера в отдельности. Хотя, «чистые» характеры, всё же, знакомы каждому человеку, потому что они сохранены в коллективном бессознательном и появляются в культуре разных народов в виде стереотипов.

 Так, например, Шизоид – это сумасшедший профессор, но признанный специалист, в своём деле. Он чудаковатый, с бородой, сальными или взъерошенными волосами на голове, грязью под ногтями и неряшливым видом, вечно что-то пишущий в своём блокноте или читающий.

Параноик – он важен и серьёзен, опытен, борется за справедливость, правое дело, в котором он всегда лидер (вождь), поэтому, ему можно всё, а остальные просто люди.

Истероид – это артист, голубоглазый блондин с аккуратным ухоженным телом (от головы до ногтей на ногах), он всегда модный и стильный, следит за собой, в основном любимчик публики, выражено жестикулирует, яркий.

Психастеник – это серая мышка, стеснительный, скромный, неприхотливый, по настоящему честный, вечно сомневающийся, недоверчивый к посторонним, избирательный в общении, порядочный во всем (и в вещах и в делах), но свой порядок он поддерживает из-за страха (наказания или заражения).

Гипертимный – это весельчак, остряк, шутник, озорник. Но, при всём при этом, очень чуток к состоянию окружающих. Юмор в его исполнении многогранен, он заводила, естественный в поведении и искренний балагур.

Эпилептоид – мужик, серьёзный «пацан», он знает, что делает своё дело, и знает, что надо делать всем окружающим. У него взрывной характер, но молчать он будет до последнего момента. «Еду-еду не свищу, а наеду, не спущу» – эта поговорка как раз про него. Любит наводить порядок во всём. Верен делу и идее, хороший исполнитель, но плохой реформатор. Ну, и некоторые другие характеры.

 В основе каждой Личности, лежит сумма различных свойств, которые постоянны и присущи только этой личности, только этому человеку. Все эти свойства взаимосвязаны между собой. Они, как бы  помогают друг другу, для того чтобы человек смог жить полноценно и гармонично с миром.

 Степени выраженности каждого характера, можно условно разделить на 3 уровня:

1)    Адекватный – когда выраженность черт характера находится на оптимальном уровне для жизни человека, что не мешает окружающим и самому человеку.

2)    Акцентуированный – когда некоторые черты характера выражены ярко, и могут мешать человеку в адаптации к окружающему миру. Такой характер поддаётся исправлению.

3)    Патологический – когда выраженные черты характера мешают окружающим людям и самому человеку, вредят адаптации человека в обществе и влекут частые нарушения социальных норм. Такой человек считается социальным психопатом (социопат).

 

 Если исходить из того, что норма – это поведение большинства людей, то есть типичная реакция, тогда всё, что не входит в это поведение является не нормой, либо ниже, либо выше нормы. Нижним пределом (т.е. наименее вероятным поведением) будет патология, а между ними будет акцентуация характера, так как она является промежуточной (пограничной) частью.

 Рассмотрим такой пример. Человек реагирует в какой-то ситуации как большинство людей – это будет нормально; акцентуант, поступит так, как все акцентуанты его группы характера (истерики, шизоиды и т.д.), а человек с патологией характера поступит так, как имеющий характер с нарушением личности (может нанести вред себе или окружающим).

 Таким образом, зная о различных вариантах поведения человека, мы можем дифференцировать людей по соответствующим им признакам.

 Важно, на наш взгляд, обозначить, что в данной работе, мы говорим о нормальных, то есть, не болеющих, какими-либо психическими заболеваниями, людях.

 Приведённая нами типология характеров является скорее теоретической, но основана на реальных характерах. В жизни, мало вероятностей того, что мы можем встретить представителя «чистого» характера (например, параноика или истероида), скорее перед нами предстанет истеро-параноик, который будет наделён несколькими качествами, например, демонстративностью от истероидного характера и целеустремлённостью от паранойяльного характера.

 Но, также, редко мы можем встретить психостеника-параноика, потому что такие качества психастеника как уступчивость и скромность психостеника плохо уживаются с активностью и решительностью паранойяльного характера. Слишком уж это противоположные сущности. Хотя, в жизни, как говорится, сколько людей, столько и мнений и теоретическая вероятность такого сосуществования вполне возможна. Как же разобраться во всём этом многообразии человеческих характеров и психотипов?

 Такая система выглядит довольно-таки сложно, на первый взгляд, но, в общем-то, никто и не обещал простых схем. Может быть, в более точных науках, таких как математика, физика, химия и других, можно систематизировать какие-то признаки, отличия, классифицировать их по порядку и так далее, но в науке описывающей Человека, систематизировать что-либо, очень и очень сложно.

 Во все времена, исследователи человеческой души, вынуждены были делать поправки и ссылки на тот факт, что всегда остаётся какой-то процент, не поддающийся систематизации и универсализации. Потому, что Человека нельзя унифицировать, систематизировать и до конца изучить. Человек – система динамически развивающаяся, и от того, не поддающаяся цифровому или схематичному изложению. Но, конечно же, это вовсе не означает, что Человека нельзя изучать. Нужно изучать, обязательно нужно. В Человеке на генетическом уровне, помимо программы «Изучение всего, что вокруг меня», заложена, также, и другая программа действий – «Изучение самого себя».

Приобрести книгу "Характеры: как изучить и приручить" можно здесь:

https://www.litres.ru/s-n-savinkov/haraktery-kak-izuchit-i-priruchit/ 



Просмотров: 297
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности истероидного характера, или театральный характер
  • Эдипальная фаза развития и ее влияние на формирование некоторых особенностей характера человека
  • Кто такой шизоид? Особенности шизоидного характера.
  • Можно ли полюбить человека таким, какой он есть?
  • Кто такой нарцисс и в чем особенности его характера
  • Экспресс-диагностика личности и характера. Ч1.
  • Секреты характера: Яркие личности
  • Какие черты характера и особенности поведения предрасполагают к депрессии?
  • Человек, который точно знает, как будет лучше
  • Две черты характера, которые НЕОБХОДИМО обязательно воспитать в своих детях!
  • Экспресс-диагностика личности и характера. Ч2. Психодинамика.
  • Тревожно-ипохондрические черты характера, предрасполагающие к психогенным заболеваниям
  • Стратегии взаимодействия с людьми различных телесных структур характера
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Родовые травмы человека, их степень влияния на жизнь людей и психотерапевтические методы работы с ними
  • Какой вы Смешарик: гипертимная акцентуация характера на примере Кроша
  • Какой вы Смешарик: лабильная акцентуация характера на примере Совуньи
  • Какой вы Смешарик: циклоидная акцентуация характера на примере Бараша
  • Какой вы Смешарик: лабильная акцентуация характера на примере Нюши
  • Какой вы Смешарик: неустойчивая акцентуация характера на примере Лосяша
  • Что такое акцентуации характера и как с ними жить
  • Кем быть: Черты характера и его влияние на выбор профессионального пути
  • Как стать видеоблогером? Черты характера и навыки. Жизнь блогеров
  • От каких черт характера нужно избавляться видеоблогеру?
  • Принять себя: для чего нужны плохие черты характера?
  • Как досконально узнать человека, кем является на самом деле?
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • Психология орального характера.
  • Неуверенность. Механизмы погружаемые в неуверенность и ломка характера и личности. Ч-1
  • Какие причины заставляют человека оскорблять других людей?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь