|
Учение о характере человека. Характерология.Автор статьи: Савинков Станислав Николаевич
«Каждая личность бесконечна, как в своей реальности,
так и в своих возможностях». Карл Ясперс Древние философы и врачи, занимались изучением болезней психики человека давно. Кто-то, более внимательный из них, стал замечать, что во время болезни люди похожи в поведении, симптомах, жалобах, эмоциях и тому подобном. И для удобства стали классифицировать, то есть разделять болезни и поведение пациентов. Заболеваниям стали давать названия, позже, во многих странах врачи договорились использовать к схожим симптомам единую систему названий. Она существует под названием Международная Классификация Болезней (МКБ) и выходит в разных редакциях дополненная и исправленная. То есть всё началось с болезней. Позже в век развития гуманизма, разные учёные стали обращать своё внимание на то, что не только больные люди отличаются, но и здоровые люди, тоже не похожи друг на друга, как один. Следующие поколения философов и психологов стали изучать, наблюдать и описывать характеры людей. Появилась Характерология. Слово характер происходит от греческого «character», что означает «черта, признак, примета, особенность». Характерология – наука изучающая характеры людей. Впервые, термин характерология, был введён немецким философом-идеалистом Юлиусом Банзеном (1830 – 1881) в книге «Очерки по характерологии». Который, кстати, утверждал, что мир, является алогичным и, отсюда, вытекает его непознаваемость и неспособность поддаваться общественному усовершенствованию. Применительно, к человеку, в целом, можно сказать то же самое – каждый человек, это целый мир. Характерология должна не только стремиться познать разнообразие характеров, но и дифференцировать один характер от другого. Однако, основателем характерологии, всё же, является другой учёный и писатель, Теофраст, автор труда «Характеры». Он был учеником Платона, который ранее, дал определение характеру как типу поведения человека в социуме. Теофраст, в «Характерах», дал краткое описание наблюдаемых им различий в поведении и личности людей. Так, например, в его книге, «Притворщик – это такой человек, который, подходя к врагам, хочет скрыть свою ненависть», а «Деревенщина – это такой человек, который, отправляясь в народное собрание, напивается болтушки, и говорит, что даже миро пахнет не лучше лука. Он носит обувь, которая ему велика. Говорит громко. Друзьям и домашним он не доверяет, а с рабами советуется о самых важных делах». В общем, здесь были даны описания, языком вульгарным простым и, конечно же, в рамках своего времени, а это, примерно, V век до нашей эры. Мнение о том, что темпераментов только 4 (холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик) стало неактуально довольно скоро. Стало расти количество, выделяемых исследователями, новых характеров. Гален предлагал 13 типов, Авиценна больше, Кант рассматривал темпераменты как чувствующие, а характеры как мыслящие части человека. Парацельс рассматривает темпераменты в русле алхимии и связывает с ними вещества (соль, серу и ртуть). Постепенно формируется представление о взаимосвязи болезни, здоровья и нервной системы. Темперамент связывают с обменом веществ в организме, и говорят об отличиях в деятельности разных организмов. Позже, в странах Европы, начиная с ХIХ века развивались различные направления характерологии и изучения личности. Так, например, в Германии, была своя Характерологическая школа (Ю. Банзен, Л. Клагес, Е. Утитц, П. Геберлин, А. Мессер, А. Гелен и многие др., "слойнотеоретический" подход к исследованию личности Е. Ротхакера, Ф. Лерша, А. Веллека, В. Арнольда, дифференциальная психология В. Штерна, философски ориентированные типологии В. Дильтея, Э Шпрангера и К. Ясперса, психологические типологии Г. Пфалера и Э. Йенша, конституционально-психологическое направление в работах Е. Кречмера и Г. Эвальда, глубинно-психологическая парадигма школ З. Фрейда, А. Адлера и К.Г. Юнга, отчасти психология наследственности В.Петерса и К.Готтшальда и психология рас В. Петерманна и Е. Айкштедта), а в Англии (тесты исследований воспитания характера – Хартшорна и Мэй; работы Джозефа Холла в 1610 г., Томаса Овербери в 1614 г. и Джона Эрла в 1628 г. Дэвида Юма в 1770 гг., Томас Гоббс, Бернард Мандевил, философ Джон Локк заговорил первым о врождённом характере, Самуил Бэйли отделял характерологию от психологии, разработки Александра Шенда в 1914г, и др.), во Франции своя. Учёные вычленяли и давали описание множеству различий между людьми. До сих пор ведётся множество научных дискуссий о том, сколько же вариантов характеров существует на самом деле и можно ли их классифицировать. Например, профессор, Руднев В., как специалист по лингвистике, рассматривает характеры с точки зрения ведущей модальности, то есть по типу отношения высказывания к реальности. Например, в высказывании «Курить запрещено!» выражается модальность нормы, а в высказывании «Жизнь прекрасна» — модальность ценности (Руднев В.). А, например, Бурно М., как клиницист, рассматривает характер человека в тесной связи с его телосложением (Бурно М.Е.). Но это всё теория, давайте вернёмся к практике. Практика показывает, что так называемых «чистых» психотипов, встречается очень мало, но и они, конечно же, есть. Большинство характеров людей являются «смешанными», о них мы поговорим в рамках рассмотрения каждого характера в отдельности. Хотя, «чистые» характеры, всё же, знакомы каждому человеку, потому что они сохранены в коллективном бессознательном и появляются в культуре разных народов в виде стереотипов. Так, например, Шизоид – это сумасшедший профессор, но признанный специалист, в своём деле. Он чудаковатый, с бородой, сальными или взъерошенными волосами на голове, грязью под ногтями и неряшливым видом, вечно что-то пишущий в своём блокноте или читающий. Параноик – он важен и серьёзен, опытен, борется за справедливость, правое дело, в котором он всегда лидер (вождь), поэтому, ему можно всё, а остальные просто люди. Истероид – это артист, голубоглазый блондин с аккуратным ухоженным телом (от головы до ногтей на ногах), он всегда модный и стильный, следит за собой, в основном любимчик публики, выражено жестикулирует, яркий. Психастеник – это серая мышка, стеснительный, скромный, неприхотливый, по настоящему честный, вечно сомневающийся, недоверчивый к посторонним, избирательный в общении, порядочный во всем (и в вещах и в делах), но свой порядок он поддерживает из-за страха (наказания или заражения). Гипертимный – это весельчак, остряк, шутник, озорник. Но, при всём при этом, очень чуток к состоянию окружающих. Юмор в его исполнении многогранен, он заводила, естественный в поведении и искренний балагур. Эпилептоид – мужик, серьёзный «пацан», он знает, что делает своё дело, и знает, что надо делать всем окружающим. У него взрывной характер, но молчать он будет до последнего момента. «Еду-еду не свищу, а наеду, не спущу» – эта поговорка как раз про него. Любит наводить порядок во всём. Верен делу и идее, хороший исполнитель, но плохой реформатор. Ну, и некоторые другие характеры. В основе каждой Личности, лежит сумма различных свойств, которые постоянны и присущи только этой личности, только этому человеку. Все эти свойства взаимосвязаны между собой. Они, как бы помогают друг другу, для того чтобы человек смог жить полноценно и гармонично с миром. Степени выраженности каждого характера, можно условно разделить на 3 уровня: 1) Адекватный – когда выраженность черт характера находится на оптимальном уровне для жизни человека, что не мешает окружающим и самому человеку. 2) Акцентуированный – когда некоторые черты характера выражены ярко, и могут мешать человеку в адаптации к окружающему миру. Такой характер поддаётся исправлению. 3) Патологический – когда выраженные черты характера мешают окружающим людям и самому человеку, вредят адаптации человека в обществе и влекут частые нарушения социальных норм. Такой человек считается социальным психопатом (социопат).
Если исходить из того, что норма – это поведение большинства людей, то есть типичная реакция, тогда всё, что не входит в это поведение является не нормой, либо ниже, либо выше нормы. Нижним пределом (т.е. наименее вероятным поведением) будет патология, а между ними будет акцентуация характера, так как она является промежуточной (пограничной) частью. Рассмотрим такой пример. Человек реагирует в какой-то ситуации как большинство людей – это будет нормально; акцентуант, поступит так, как все акцентуанты его группы характера (истерики, шизоиды и т.д.), а человек с патологией характера поступит так, как имеющий характер с нарушением личности (может нанести вред себе или окружающим). Таким образом, зная о различных вариантах поведения человека, мы можем дифференцировать людей по соответствующим им признакам. Важно, на наш взгляд, обозначить, что в данной работе, мы говорим о нормальных, то есть, не болеющих, какими-либо психическими заболеваниями, людях. Приведённая нами типология характеров является скорее теоретической, но основана на реальных характерах. В жизни, мало вероятностей того, что мы можем встретить представителя «чистого» характера (например, параноика или истероида), скорее перед нами предстанет истеро-параноик, который будет наделён несколькими качествами, например, демонстративностью от истероидного характера и целеустремлённостью от паранойяльного характера. Но, также, редко мы можем встретить психостеника-параноика, потому что такие качества психастеника как уступчивость и скромность психостеника плохо уживаются с активностью и решительностью паранойяльного характера. Слишком уж это противоположные сущности. Хотя, в жизни, как говорится, сколько людей, столько и мнений и теоретическая вероятность такого сосуществования вполне возможна. Как же разобраться во всём этом многообразии человеческих характеров и психотипов? Такая система выглядит довольно-таки сложно, на первый взгляд, но, в общем-то, никто и не обещал простых схем. Может быть, в более точных науках, таких как математика, физика, химия и других, можно систематизировать какие-то признаки, отличия, классифицировать их по порядку и так далее, но в науке описывающей Человека, систематизировать что-либо, очень и очень сложно. Во все времена, исследователи человеческой души, вынуждены были делать поправки и ссылки на тот факт, что всегда остаётся какой-то процент, не поддающийся систематизации и универсализации. Потому, что Человека нельзя унифицировать, систематизировать и до конца изучить. Человек – система динамически развивающаяся, и от того, не поддающаяся цифровому или схематичному изложению. Но, конечно же, это вовсе не означает, что Человека нельзя изучать. Нужно изучать, обязательно нужно. В Человеке на генетическом уровне, помимо программы «Изучение всего, что вокруг меня», заложена, также, и другая программа действий – «Изучение самого себя». Приобрести книгу "Характеры: как изучить и приручить" можно здесь: https://www.litres.ru/s-n-savinkov/haraktery-kak-izuchit-i-priruchit/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|