|
Переживание эмоционального благополучия как необходимое условие успешной социализации подростковАвтор статьи: Бондарева Марина Юрьевна
Переживание эмоционального благополучия как необходимое условие успешной социализации подростков Потребность в эмоциональном благополучии, несомненно, всегда была, есть и будет актуальной для человека, вне зависимости от его пола, возраста, социального статуса и других характеристик. Переживание эмоционального неблагополучия, особенно затяжного характера, приводит к депривации, деструктивным изменениям личности. Специалисты, изучающие взаимосвязь положительных переживаний с видами деятельности (И.А. Васильев, Ю.Е. Виноградов, П. Лафренье, С. Миллер, Д. Мацумото и др.), утверждают, что эмоции сопровождают всякую деятельность человека, проникают в каждый психический процесс, влияют на поведение, познание и мотивацию. Рассматривая подробно данный вопрос, авторы делают вывод, что положительные эмоции оказывают непосредственное влияние на эффективность осуществления интеллектуальной деятельности. Наблюдается прямая зависимость развития позитивного образа Я от переживания эмоционального благополучия человека [1]. Подростковый возраст является сензитивным периодом в формировании образа Я: формируется интеллектуальный аппарат, что делает возможным осмысленное конструирование своего собственного мировоззрения, индивидуальной системы ценностей и Я-концепции. Образ Я в это время нестабилен. Именно в этот период начинается интеграция и осмысление всей информации, относящейся к Я. В эпигенетической концепции Э.Эриксона подростковый возраст занимает центральное место, подросток решает базовую задачу, заключающуюся в развитии чувства ролевой идентичности, которое вбирает в себя не только систему актуальных ролевых индентификаций, но и опыт, накопленный на предыдущих этапах становления, синтезирует его и становится базой для дальнейшего развития личности взрослого человека [6]. В этом возрасте подросток начинает себя воспринимать таким, каким его видят окружающие. Ему достаточно сложно сформировать собственное представление о себе. В этом ему помогает процесс самопознания в ходе которого он пытается понять себя, смысл того, что с ним происходит. И если он переживает хроническое эмоциональное неблагополучие, то впоследствии формируется травматическое развитие образа Я, негативная идентификация. Подросток находится в постоянном физическом и эмоциональном напряжении и неизвестно, какой способ избавления от неприятных переживаний он выберет. Дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, переживают хроническое эмоциональное неблагополучие в силу полученной психологической травмы «брошенности». Переживание «бесконечного одиночества, депрессии, связанной с виной и стыдом собственного существования, когда невозможно быть признанным» [2]. Ребятам буквально приходится выживать, приспосабливаться. Неоценимую роль в психологическом сопровождении воспитанников играет психолог. Именно он, владея необходимыми навыками работы с психотравмой, помогает детям справиться (хотя бы частично) с негативными переживаниями. Выпускники детских домов, школ-интернатов чаще всего продолжают дальнейшее обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. Этот период приходится на юношеский возраст (16-18 лет). Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?», молодой человек формирует самосознание, собственное мировоззрение, стремление заново осмыслить все окружающее. Юношеский возраст по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений [3]. Подросток, получивший травматичный опыт «брошенности», переживает кризис идентичности гораздо острее, в отличии от сверстников, воспитывающихся в семьях. После выхода из детского дома, школы-интерната бывшие воспитанники часто оказываются один на один с проблемами, о существовании которых они и не подозревали [4]. Присутствие значимых взрослых, которым не безразлична их судьба, жизнь - является огромным ресурсом в переживании жизненных трудностей. Как показывает практика работы, у выпускников детских домов есть определенные возможности и желание приспособиться, стать полноправными участниками современной жизни и если у подростка в его окружении есть такой значимый взрослый, который поможет адаптироваться в новых социальных условиях, выступит посредником в социуме, то интеграция в социуме может пройти успешно. Именно эмоциональное благополучие является условием развития тех характеристик личности, на которых акцентирует внимание А.Маслоу: сознание, уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства, самоуважение, уверенность, вера в себя, осознание своих способностей, сострадание, терпимость по отношению к Другому искренность в общении, удовлетворенная любознательность. Дружественное взаимопонимание, отождествление, подражание значимому взрослому позволяют создать доверительную атмосферу в общении друг с другом. Позитивная обратная связь наставника позволяет подростку почувствовать себя успешными, значимыми. Виктор Франкл в своей монографии «Человек в поисках смысла» привел слова Гете: «Принимая человека таким, каким какой он есть, мы делаем его хуже. Принимая же его таким, каким он должен быть, мы заставляем его быть таким, каким он может стать» [5]. Умение увидеть в каждом подростке позитивный ресурс, обналичить его – вот, к чему необходимо стремиться каждому, кто работает или общается с выпускниками детских домов, школ-интернатов. Эмоциональное благополучие является условием реализации заложенного в человеке потенциала. И напоследок хочется привести слова Виктора Франкла: «Человек не подвластен условиям, с которыми он сталкивается; скорее эти условия подвластны его решению» [5]. Таким образом, можно с уверенностью заключить, что социализация выпускников детских домов, школ-интернатов будет успешной при условии переживания ими эмоционального благополучия. Если у подростка есть наставник, значимый взрослый, который его сопровождает после выпуска из детского дома, помогает создать необходимые условия для его успешной социализации, то качество жизни подростка, получившего психологическую травму в детском возрасте, будет гораздо выше. Литература 1. Данилова, О.Ю. Психологические условия формирования эмоционального благополучия личности: Дисс…канд.психол.наук. Новосибирск, 2007. 2. Рагулина, М.В. Смысл Другого как условия диалога: понимание и принятие в психотерапии (на примере психотерапии подростков детского дома) / М.В. Рагулина // Проблема понимания и диалога в контексте гуманитарного знания: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Хабаровск, 22-23 ноября 2011 г.) / под ред. Е.Н. Ткач. – Хабаровск: Изд-во ФГБОУ ВПО ДВГГУ, 2011. – С. 64-69 3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – С.634-643 4. Травникова, Н.Г. Психологические возможности выпускников сиротских учреждений и пути помощи им // Акмеология – 2008. - №1 5. Франкл, В. Человек в поисках смысла: Сборник. – М.: Прогресс, 1990 6. Шильштейн, Е.С Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии 2000, №2 [youtube]http://settv.ru/news/mess/30242[/youtube] - комментарий автора в новостном сюжете на телеканале СЭТ (Хабаровск) об акции "Летняя мозаика" для выпускников детских домов в Твердохлебово Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|