Главные проблемы, с которыми работает психолог

Человеку необходим контакт с другими людьми. Эта активность так же естественна для него, как естественно движение цветка к солнцу. Нормальным контакт в отношениях матери и ребенка происходит тогда, когда младенец в результате этих отношений ощущает удовольствие и комфорт. Люди стремятся к контакту с самого рождения, и если он должным образом обеспечен, то становится настоящим благословением.

Почему контакт с другими людьми так важен для человека? Люди социальны по своей природе. Мы родились в рамках взаимоотношений и продолжаем проживать свою жизнь в мире, в котором живут множество других людей - как внешне (большую часть времени), так и внутреннюю (все время) в наших фантазиях, ожиданиях, воспоминаниях. Быть человеком - означает быть в отношениях с другими людьми. Развитие этих отношений является фундаментальной задачей психотерапии. И даже в отношениях, в которых ребенком пренебрегают, подвергают физическому и эмоциональному насилию, травмируют его – лучше для ребенка, чем полное отсутствие взаимоотношений.

Любопытен факт, что маленький ребенок может лучше осознавать внутреннюю реальность и быть с ней в лучшем контакте, чем многие взрослые. Например, у ребенка спазм желудка – он плачет. Хочется к маме – нужно искать маму. Переместились отходы в кишечник – надо вытолкнуть их из себя. Маленькие дети не вытесняют из своего сознания раздражающие или нежелательные внутренние события. Но по мере возникновения потребности, ребенок сразу обращает на них внимание. Когда это происходит, дети находятся в полном контакте со своими постоянными переживаниями.

Конечно, невозможно, чтобы кто-либо – младенец или взрослый мог следить за всем сразу. Слишком много потребуется брать во внимание и внешнего, и внутреннего. Наше внимание переходит от одной вещи в другой, от внутреннего к внешнему. Контакт, по сути, является действием, а не предметом. Он динамичен, а не статичен. Он похож на луч фонарика, перемещающийся в темной комнате и освещающий то один объект, то другой. И это не хаотичное движение. При полном и здоровом контакте происходит переключение между внутренними и внешними событиями, при этом между ними сохраняется баланс. Таким образом, мы переключаемся между осознанием себя и осознанием среды, в которой мы находимся, и особенно других людей в этой среде.

Именно через отношения ребенок учится использовать надлежащим образом внутренний контакт: распознавать потребности, мечтать, злиться или грустить, радоваться или бояться. Так же он учится соединять внутренние и внешние контакты: обращаться за помощью или получать удовольствие от общения. И, наконец, именно через отношения ребенок развивает социальный интерес, чувства принадлежности, сострадания и заботы. Если дети лишены контактных и отзывчивых отношений, то у них, скорее всего, сформируется уверенность, что им по-настоящему никто не поможет. Это отношение, в котором есть желание получить, но нет надежды на то, что желаемое возможно получить. Это потребность без возможности ее удовлетворения. В результате этих болезненных переживаний человек может отказаться ощущать свои эмоции потому, что их переживания делают боль еще сильнее. Как следствие неприятия этой боли, мы вытесняем тревожные мысли, чувства, желания и потребности в отдельную закрытую для сознания часть своей психики.

С другой стороны, травмирующие переживания – это всего лишь переживания. Если родители окажут ребенку заботу и поддержку, то это переживание останется одним из воспоминаний среди многих других. Но если в момент переживания горя нет рядом человека, который мог бы поддержать, то пережитая боль со временем может стать еще сильнее. Как может вести себя человек, оказавшийся в подобной ситуации повышенного стресса? Он может попытаться не ощущать душевной боли, подавить ее. Он может убедить себя, что «все не так плохо», «нужно быть сильнее, взрослее и жестче», «другим может быть намного хуже». Но думая таким образом, человек исключает из своего сознания определенный опыт, сохраняя его как непереваренный кусок. Ожидания и чувства, вытесненные таким образом, остаются неразрешенными. Поэтому для восстановления внутренней целостности необходим полный контакт с собой и другими людьми.

В основе наших переживаний лежат потребности и желания. В любой момент одна из этих потребностей может выйти на передний план и стать доминирующей. Если эта потребность должным образом удовлетворяется, она отступает на задний план и главной становится другая потребность. Эти потребности включают в себя то, что помогает нам выжить физически.  А теперь подумайте о ребенке, который испытывает потребность в физическом контакте со своей мамой. У ребенка возникает потребность, говорящая: "Мне необходимо прикосновение". Если мама малыша, к примеру, переживает послеродовую депрессию и поэтому не хочет брать малютку на руки, ребенок может прийти к выводу: "Здесь никого нет". Следующим заключением может быть мысль: "Когда мне нужно прикосновение, рядом никого нет". Но однажды испытанные потребности имеют свойство возвращаться снова. В случае если их не получается удовлетворить естественным путем, мы находим искусственные способы для их удовлетворения. С течением времени малыш может прийти к выводу: "Мне не нужно прикосновение, я буду развлекать себя сам". И то, что когда-то было переживанием "потребности в прикосновении", теперь ощущается как необходимость развлекать себя. Таким образом, потребность в прикосновении не будет удовлетворена, поскольку она больше не допускается в осознание. Но неудовлетворенная, она полностью никогда не утихнет.

И если психологические нарушения и эмоциональная боль возникает из-за отсутствия полного внутреннего и внешнего контакта, то восстановление контакта должно излечить нарушения и облегчить боль. Все, что должен сделать терапевт - это помочь клиенту проработать свою травму, вынести ее на поверхность осознания, и, таком образом восстановить внутренний и внешний контакт. Выполнение этой задачи является тяжелой работой. Клиент не может проделать ее в одиночку. Поэтому она основана на отношениях. Терапевт выстраивает отношения со своим клиентом, полностью входит в них, и тогда эти отношения становятся средством для роста и исцеления. И для того, чтобы прогресс продолжался, каждое изменение должно полностью поддерживаться заботливым, сочувствующим и реагирующим на потребности клиента терапевтическим контактом.



Просмотров: 471
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Каким образом работает психолог-консультант, и как он может помочь?
  • Мы меняемся лишь тогда, когда покидаем контакт с другими. В самом контакте нет опыта
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • "Простите, мадам, но наш сын не может вести себя иначе!"
  • "Хорошая жена может наскучить. Хороший муж может встать поперек горла". Это как?
  • "Приемный ребенок может стать родным?"
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Почему в гештальт-терапии не может быть "сопротивления"
  • Как я стал психологом и что может быть, если не прислушиваться к своим желаниям
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • Урок жизни № 1: "Завтра может и не быть..."
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Как родителям говорить с другими людьми про своего "особенного" ребенка?
  • Материнская любовь. Что происходит, если мама не может любить?
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Ревность, как и забота - может быть приятной, а может и задушить…



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь