|
Древние мифы современности: Афина и Медуза ГоргонаАвтор статьи: Исаковский Артем Иванович
Предисловие. В качестве вводного слова хотел бы описать два противоположных подхода к человеческой психике. Первый заключается в том, чтобы, рассматривая и описывая внутренний мир, выделять что-то общее для всех людей, если не мира, то, по крайней мере, культуры. Одним из таких подходов является представление о настоящей женственности. В нас много коллективных черт, которые свойственны очень и очень многим людям, мы проживаем множество архетипических сюжетов, как-то преломляя их внутри своей жизни, но это не значит, что есть какой-то один тип женственности. А так утверждают, например, ведические учителя, которые сейчас очень популярны среди населения. Секрет их популярности в упрощении человека, сведении его к копии несуществующего оригинала. Уметь находить баланс между этими подходами – достойная задача для всех людей, которые занимаются своим или чужим внутренним миром.
Афина – дочь своего отца.
Афина довольно часто проявляется в современной женщине, особенно в тех женщинах, которые ставят на первый план построение карьеры и самореализацию. Давайте рассмотрим основные черты данного архетипа, может какие-то метафорические отголоски вы увидите в своей душе: 1) Афина - дочь своего отца Зевса. У неё была мать Метида (мудрость), но отец проглотил её, когда она была беременна. Афина родилась из головы отца. Данный процесс можно интерпретировать по-разному. Я хочу остановиться на следующем толковании. Часто бывает, что девочка «смотрит в рот отцу», восхищается им, хочет заслужить его внимание, но при этом не уважает мудрость своей матери. Данное отношение может быть предпосылкой к проявлению Афины в дальнейшей жизни девочки. Рождение из головы отца можно истолковать, как желание дочери соответствовать представлениям отца, желание ему угодить. Часто получается, что отцовские представления становятся путеводной звездой в жизни женщины. Под отцом тут подразумевается не столько реальный отец, сколько какая-либо авторитетная мужская фигура.
2) Афина родилась в полном боевом одеянии. Её телесность и чувственность находятся под защитой. Она не показывает себя слабой. Ей это не выгодно и может быть опасно. Могут уколоть. 3) Афина – богиня девственница. Тут всё сложнее, чем кажется на первый взгляд, потому что у неё был ребёнок. Для иллюстрации того, как это получилось, опишу миф о рождении Эрихтония:
Зевс поклялся выполнить любое желание Гефеста (по Лактанцию, в награду за изготовление оружия богов; по Гигину, в награду за то, что Гефест освободил Геру от оков, причём Посейдон подговорил его просить в жены Афину; по Лукиану, в награду за помощь при родах), и Гефест попросил в жены Афину. Зевс не мог нарушить клятву, но посоветовал дочери-деве защищаться. По основному сказанию (связно излагаемому Псевдо-Аполлодором), Афина пришла к Гефесту за оружием, а тот попытался овладеть ею, и она стала убегать. Гефест погнался за богиней и настиг в некоем месте (позднее названном Гефестий), но Афина защищалась с оружием в руках и ранила его копьем. Гефест пролил семя на ногу Афины, после чего богиня вытерла его шерстью и закопала в землю (по более простой версии, он пустил семя сразу в землю), после чего Гея-земля родила младенца Эрихтония. Из-за того, что Афина противилась новому статусу матери, эту роль на себя взяла Гея. Так часто бывает, когда бизнес-леди пропадают целыми днями на работе, а большую часть своих материнских обязанностей делегируют своей матери, или сиделке, тем самым лишая себя опыта полноценного материнства.
4) Победила в споре с Посейдоном за покровительство над главным городом, который в последствие назвали Афинами. Они являются во многом противоположными архетипами. Во-первых, они разного пола. Во-вторых, очень сильно контрастирует сдержанность в эмоциях, расчётливость и дальновидность Афины с буйством, спонтанностью, развязностью Посейдона. Такая разница в их проявлениях отталкивает и, одновременно, притягивает их друг к другу.
4) Славится своей помощью героям. Здесь зарыт ключ к интересу Афины. Героические поступки и сам жизненный принцип героизма притягивает её. Если отношения с Посейдоном у неё это постоянный спор, то в отношениях с героями – поддержка. Другими словами, если в отношениях бизнес-леди и жгучего эмоционально неудержимого, нарушающего все правила, мужчины присутствует накал и борьба, то в отношениях с героями, которые достигают своей важной цели в жизни всё намного тише, потому что основной их принцип – односторонняя помощь.
5) Афина не долюбливает Ареса с Афродитой. Бога войны она не любит, потому что цели у них одни, но способы разные. Как показывает мифологическая практика, Афина эффективнее на поле боя. Арес ей постоянно проигрывает из-за своей вспыльчивости и недальновидности. Афина стратег, Арес – тактик. Чувственную Афродиту же она не долюбливает, потому что она ей проиграла, а любая Афина не любит ни в чём проигрывать, как и все боги героического режима. Проиграла она ей в красоте на знаменитом суде Париса.
Вот пять основных черт архетипа Афины. Она находит себя в глазах отца, оформляет себя в борьбе с Посейдоном и Аресом, отстаивает свой статус девы, даже не смотря на ребёнка, и встречается со своими границами в споре с Афродитой.
Но в этой статье я бы хотел обратить ваше внимание на один миф, в котором выясняют отношения Афина с Медузой Горгоной.
Краткий пересказ мифа. Медуза была очень красива и горделива. Афина разозлилась на неё. И вот в какой-то момент появился повод наказать её. Сама ли она это подстроила, или так сложилась судьба, неизвестно. Посейдон очаровался Медузой, похитил её и возлежал с ней не где-нибудь, а в храме Афины. Богиня была оскорблена и превратила Медузу в чудовище Горгону, дав ей способность своим взглядом превращать всех живых существ в камень, чтобы она больше не совращала мужчин. После этого сослала её на далёкий остров Сицилия. Но и этого ей оказалось мало: Афина послала героя Персея, чтобы тот отрубил Медузе Горгоне голову и привёз ей. Вместе с головой Афина обрела качество превращать своих врагов в камень. Голову она разместила у себя на груди, по другой версии, на своём щите. Этот миф можно толковать по-разному. Мне бы хотелось подчеркнуть в нём попытку присвоить себе качества Медузы. Женщины, которым помогает по жизни Афина, часто демонизируют женственность гордой обольстительницы Медузы, как в других женщинах, так и в себе, но в каждой Афине сидит Горгона. Одна из возможных задач и ключей к разрешению многих неврозов, с которыми приходят женщины, у которых архетип Афины доминирует, является прекращение демонизации Медузы. Движение в направлении видиния в этом коварстве, в этой силе, от которой любой мужчина замирает и не знает что сказать, красоту, является исцеляющим. Окаменелость героя это ужас перед красотой и той магичнеской властью, которой обладает Афина-Медуза. Но, прежде всего, это замирание самой Афины перед собственной бездной свободы от доспех, от отцовского взгляда и соперничества с мужчинами. Когда она отказывается бороться, то становиться Медузой, которая держит в своей власти мужчину, но не мальчика, и свободна сделать с ним всё, что угодно. Можно также сказать, что без помощи Афины, встретив взгляд Медузы, герой умирает, но рождается кто-то другой.
Но в мифе Афина не становится Медузой и даже не прощает её, а использует способность Медузы в своей военной стратегии. Самый простой и безобидный пример этому: студентка на экзамене, которая строит глазки и улыбается, не зная ответа на билет, чтобы ей хотя бы поставили оценку три.
Афина - важный женский архетип. С её помощью женщина встречается с Логосом, учится жить в нашем патриархальном мире. Вносит свои женские «вибрации» порой в самые мужские пространства, такие как армия, полиция или правительство. Тем самым смягчает эти пространства и делает их более гибкими и человечными. Женщина, которая умеет активно мыслить, обладает не только ясностью, светом Логоса, но и способностью синтезировать и находить ответы в самых неожиданных местах.
Афине тяжело без Медузы, она без неё черствеет. Она как бы видит краем глаза ее взгляд и потихоньку становиться всё жестче и жестче. Медузе же тяжело без Афины. Порой она теряется в этой свободе, в этой трансперсональной силе, которая сносит всё на своём пути. Афина же придаёт ей форму, заземляет.
Спасибо за внимание.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|