|
Афина. Значение архетипа. Афина /Медуза Горгона.Автор статьи: Сердюк Алевтина Александровна
Взгляд на архетип Афины как на этап женского становления. Следующий этап путешествия героини - это исцеление от того, что я называю расколом Матери / Дочери, отколом от Женской природы. Маурин Мардок
Афина – воинственная и мужественная! Дочь Зевса, рожденная из его головы. Сама метафора рождения Афины намекает нам на интеллект. И действительно Афина помогает женщине в ее интеллектуальной и творческой жизни, проявлению и реализации в мире. Афина очень любит мужчин и их общество, но не как Афродита. Она своя в мужской среде. Она самая уверенная из всех богинь-девственниц, т. е. менее уязвимая из всех уязвимых богинь. Афины – любимые дочери своих отцов. Афина – новый уровень в развитии женщины, символизирующий обретение защиты в виде уверенности в себе. Меч и щит Афины – ее защита. Она та, которая всегда рядом. Она вдохновляет героев на подвиги. Она – мудрость, она ясноВИДЕНИЕ, что символизирует сова, сопровождающая Афину. Афина видит – четко видит цель. Она открывает Она мастер стратегии! Именно этот архетип дает женщине щит с помощью которого она способна поразит любого, обратив его в камень, ведь на щите ее голова медузы Горгоны. Горгону именно она, Афина превратила в ужасное чудовище со змеями вместо волос. В разных источниках информация о причине описывается как либо наказание за смех Медузы (легкомыслие), либо за связь с Посейдоном (Посейдон овладел прекрасной Горгоной). Эпизод с обезглавливанием Медузы символизирует отделение телесности от «ужасной головы». Медуза как инстинктивность, живость, легкость игривость, телесность демонизируется. Победа Персея над Горгоной-медузой стала возможной с помощью зеркальной поверхности щита, т. е. голова (взгляд) Медузы то, на что смотреть напрямую невозможно, но этот взгляд – порождение Афины. Таким образом, Афина в минусе – та, что закрыта в доспехи от внешнего мира, лишена как раз легкости и телесности Медузы (невольно здесь возникает ассоциация с Афродитой, которая, по сути, антипод Афины). Превращающий в камень взгляд медузы на щите намекает нам на то, что Афина склонна к косности мышление (в крайнем ее проявлении), ригидности. Только голова Горгоны служит Афине, не тело! В плюсе Афина дает женщине очень важные качества, которые нужны, чтобы обрести защищенность. Т. к. Афина – дочь отца и матери-мудрости (Метиды), то фактически это мужские способы проявления женского в мире. Обретение Афины делает женщину уверенной, имеющей свое мнение, вдохновляющей героя, позволяющей ей избежать колкостей, обид и травм. Таким образом, Афина способна помочь женщине отстоять свои границы, свое мнение, сделать важные шаги на пути к цели. Единственное, с чем должна быть осторожна каждая женщина, познавшая в себе Афину это привычка к доспехам и использованию щита по делу и не по делу. Афине важно помнить, что щит защищает ее от внешних воздействий в виде крепости духа, способности дать отпор, дать ответ обидчику, а не с болью проглатывать обиду в мыслях о своей уязвимости, НО в момент близости Афина может снять щит и не использовать против любимого мужчины. Щит нужен Афине для защиты, но не от близости! Медуза – младшая сестра из трех Горгон и имя ее значит «стражница», «повелительница», иными словами Медуза – охранница границ. В самом мотиве убийства Горгоны Медузы прослеживается тема наказания, мести, гнева Афины на Медузу. Встречающийся в мифах мотив отсоединения частей тела, аналог отщепленных частей психики. Так, мы видим превращение прекрасной Медузы в монстра (устрашающую ведьму, демоницу) и отщепление чувственной части (тело, эрос) от логоса (головы). Далее тело предается забвению, а голова, логос служит Афине, но логос этот ужасен. Каменность, как тела, так и ума равносильна смерти. Камень – неживой, он лишен чувств. Нет ничего страшнее не прочувствованных мыслей! Афина, родившись из головы отца, использует голову Медузы Горгоны для защиты. В этой истории может быть сокрыта идея расщепления матери на чувственную и разумную, где чувственность отвергается, а разум устрашает. Младенцу свойственно расщеплять мать на плохую и хорошую. Афина в этом смысле та, которая научилась использовать Ужасную Мать (Тень матери). И, действительно, женщине очень важно не дать поглотить себя теневым аспектам. А включить их в психическое и, поставить себе на службу, избежав идентификации с ужасным аспектом с одной стороны, и не вытеснить с другой. Но вместе с тем, Афина не единственная богиня в женщине, и задача каждой женщины, вернувшись с поля боя в мире, отбросить щит, меч и латы и проявить иной архетип согласно ситуации. Но и мать-Афина может превратить свою дочь в Медузу Горгону и использовать ее интеллектуальные способности себе во благо, оторвав дитя от чувств, делая упор интеллект в воспитании. Болен Джин Шинода в книге «Богини в каждой женщине» пишет о том, что сама Афина обладает эффектом Медузы: «У женщины-Афины есть способность запугивать других и лишать спонтанности, живости и созидательной силы людей, которым она не нравится». Таким образом, Горгона Медуза есть в каждой Афине, зачастую как неосознаваемая, но наводящая на других людей ужас, часть. Афина – дочь отца своего, как и весь патриархальный мир, расщепляет женское, еще точнее материнское. Это отдаляет мать от дочери, а потом и дочь от матери. В «Путешествии героини» Маурин Мардок описывает довольно распространенную ситуацию в жизни девочки-подростка, когда она не принимает свою мать: «Как подросток, чем больше я отвергал её и отождествлялась с отцом, тем больше я отделялась от мощи женской силы внутри себя». Она же указывает на то, что отделение от женской силы сродни отброшенной женственности и призывает: «Каждый из нас должен вернуть отброшенную Женственность, чтобы вернуть всю свою Женскую силу. Если женщина продолжает возмущаться своей матерью из-за отсутствия материнства, которого она не получила, она остается связанной с этой женщиной, многолетней дочерью в ожидании. Она отказывается расти, хотя для внешнего мира она, похоже, действует как зрелый Взрослый». Полагаю, появление архетипа Афины очень важный момент в жизни женщины, т. к. Афина как дочь отца дает силу, которая смогла родиться благодаря хитрости/мудрости матери (Метиде), но последнее часто не замечается дочерьми. Афина парадоксально соединяет в себе логос и отца и матери (голова Зевса из которой она родилась и голова Медузы), но отстраняется от эроса (тела Медузы), в чем усматривается материнская травма. Беда Афины это окаменелость чувств, что и демонстрирует теневой аспект- голова Медузы. Исцеление материнской травмы приближает дочь к матери, рождая союз равных и по-женски сильных. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|