|
Мать и дочь. Богини и Богиньки. Сценарные путиАвтор статьи: Цепа Анна Александровна
Маргарет Малер в своей работе говорит, что наступление фазы сепарации-индивидуации, заканчивающейся примерно в возрасте 24-х месяцев, приходится на пик симбиоза в пяти-шестимесячном возрасте. Сепарация отражает процесс выхода из симбиотического единства с матерью и наряду с формированием представлений о матери 'вне Самости' включает установление объектных отношений. Индивидуация подразумевает процессы различения и ограничения ребенком собственных свойств и особенностей, то есть процессы дифференциации Самости и объекта и создание интрапсихического образа. Белл Карин в статье "Мать и дочь – трудное равновесие" (Московский психотерапевтический журнал, 1998) пишет "Примерно с пятнадцатого месяца, когда девочка начинает называть себя девочкой, перед ней встают две задачи взросления, тянущие ее в разные стороны: как девочка она должна отождествить себя с женственностью матери; однако развитие автономии делает необходимым развитие отдельной от матери идентичности. В самом благоприятном случае девочка колеблется между полюсами сепарации и идентификации, но бывает, что она чувствует, что разрывается между этими полюсами. К этому прибавляется еще и та трудность, что именно в этот период нужно выработать сознание, что мать не является постоянно доступным объектом. Дополнительно к этим внутренним полюсам мать устанавливает для дочери собственные ориентиры: либо требуя автономии вплоть до отторжения, либо подчеркивая общность вплоть до поглощения. При этом на нее влияет опыт сепарации от собственной матери. С большей легкостью мать справится с этой ситуацией, если ею не слишком сильно управляют собственные детские переживания, которые могут выражаться в чрезмерной идентификации со стремлениями либо к слиянию, либо к автономии. Это повлияет, например, на то, как она будет реагировать на первые шаги дочери. Мать подбодрит взволнованную дочь и скажет: «Смелее!» — или, наоборот, укрепит дочь в мысли, что «снаружи опасно», поскольку сама так думает вследствие собственных страхов перед сепарацией со своей матерью." Но если в полтора-два года отделение дочери выглядит как попытка делать первые шаги, то в возрасте 19-25 лет эта картина выглядит несколько иначе. Взяв за основу теорию Джин Шонеди Болен представленную в ее книге "Богини в каждой женщины" представим возможные варианты ухода дочери из семьи на примере каждой из семи основных богинь, которые выделяет автор книги. Джин Болен выделяет три группы богинь: богини-девственницы, уязвимые богини и алхимическая богиня. Далее мы будем говорить о богинях, подразумевая под их поведение, поведение дочери с преобладающим архетипом именно этой богини. Первая группа представляет собой женщин-дочерей, с такими личностными аспектами как независимости, активность, свобода от родственных уз, удовлетворение своих стремлений. К этой группе относится три богини: Артемида, Афина и Гестия. Они будут стремиться к независимости от родительского мнения, более того для самоутверждения им не нужен спутник на которого они могли бы опереться. Артемида – в греческой мифологии богиня дикой природы, охоты. Она меткий стрелок непременно попадающий в цель. Но для того чтобы ее цель была достигнута богиня нуждается в самостоятельности, а следовательно дочь, у которой данный архетип преобладает будет стремиться к независимости от родительского мнения, и сама выбирать цель которую желает достичь, и добиваться ее. Но тем не менее она не утрачивает связь со своей матерью и всегда готова прийти к ней на помощь, причем она единственная из всех богов-олимпийцев представляет защиту своей родительской семье. Её самоидентификация основана на том что она есть и что она делает. Свою семью она создаст в том случае если ей станет это интересно – как новый еще не познанный объект. Афина – богиня мудрости и воинственности, покровительница ремесел, и выдающихся героев. Она самодостаточная богиня, но в отличие от Артемиды не знает или же не признает свою мать. Но у нее очень хорошие взаимоотношения с отцом, это "папина дочь" и он помогает ей определиться в жизни и сам при этом прислушивается к ее советам и пожеланиям. Ее вариант сепарации – это уехать из дома для того чтобы посвятить себя обучению. семья для женщины с преобладающим архетипом Афины – удачный союз с более сильным и могущественным мужчиной. Гестия – богиня домашнего очага и уюта. Для нее главное в жизни – это спокойствие, умиротворение, чистота и порядок в ее доме. Муж и дети сами по себе не имеют для нее ценности, только семья в целом, как таковая может представлять интерес для такой женщины. Отделиться от родителей для нее необходимо чтобы создать свой собственный уют, но в том случае если отношения в родительской семье ее не устраивают. В противном случае она очень долго может продолжать находиться в ней, но поступать в соответствии со своим мнение и решением. Таким образом для первой группы богинь сепарация проходит легко, так они И их родители привыкли к самостоятельному принятию решений. Такие дочери будут отделены от матери в независимости от того проживают они вместе или нет. Вторая группа богинь – это уязвимые богини. Они зависимы от другого значимого в их жизни человека, конечно изначально им является мать. В жизни женщин с превалирующими архетипами богинь этой группы (Геры, Деметры и Персефоны) часто происходит внешняя, но не психологическая сепарация дочери. Она будучи взрослой все равно продолжает зависит от матери и от ее мнения, либо же подменяет ее другим объектом. Так для верховной богини Олимпа, богини брака хранительницы долга и жены этим значимым объектом будет являться муж (возлюбленный). Такая женщина влюбившись без памяти покинет отчий дом при первом удобном случае. Причем насколько удачен этот союз и как относится к ней ее супруг для нее изначально значения не имеет. Часто в таком браке женщина смиряется с обидами и изменами мужа. Вторая богиня этой группы – Деметра – богиня плодородия и земледелия, воспитательница и мать. Для нее главный интерес и возможность самореализации это воспитывать и заботиться о тех людях которые ее окружают, поэтому такая дочь достаточно рано покинет отчий дом. Она чаще всего либо забеременеет и уйдет из семьи либо выйдет замуж за мужчину, которому необходима материнская забота. Таким образом она перекладывая свою заботу на кого-то она избавляется от материнской заботы. Персефона – послушная дочь Деметры, богиня подземного царства, проводник для живых в царстве умерших. Такая дочь сама не в состоянии избавиться от материнской опеки и единственным вариантом ее сепарации будет "украсть" ее из семьи (как поступает Аид, забирая Персефону по предварительному согласованию с ее отцом Зевсом, этот миф описывает Гомер в "Гимне Деметре"). Здесь очень сильный симбиоз с матерью, в данном случае дочь является ее продолжением, поэтому даже при условии самостоятельной жизни с решительным и властным мужчиной ее связь с матерью все равно не будет разорвана до конца. В отдельную группу Джин Болен относит богиню любви и красоты Афродиту. Это алхимическая богиня так как независима от мужчин и поступает так как считает необходимым и в тоже время всегда связана любовными отношениями с мужчинами, но всегда сама их выбирает. Это наверное наиболее удачный вариант сепарации, когда дочь готова самостоятельно принимать решения и родители позволяют ей действовать в соответствии с ее выбором, причем в данном случае не имеет значении проживает ли дочь в родительской семье или за ее пределами. Конечно, это не полное описание всех возможных вариантов отделения дочери от родительской семьи и от материв частности. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|