|
Тайм-менеджмент для младших школьниковАвтор статьи: Иванченко Татьяна Петровна
Как-то раз моя дочка-четвероклассница пожаловалась на то, что ей не хватает времени на все ее дела и развлечения. Я ей рассказала про тайм-менеджмент. После этого мы с ней провели исследование особенностей управления временем у младших школьников. В нашем исследовании приняло участие 47 учащихся четвертых классов в возрасте 10-11 лет (учащиеся 4 Б и 4 Ж классов МОУ лицея № 5 г. Уфы). Поставили цели, задачи, выбрали методы и методики (тестирование с помощью теста «Чувство времени», тестирование с помощью методики «Я и мое время», анкетирование). Получили такие результаты. Тест «Чувство времени» показал, как работают внутренние часы младших школьников. У 51% испытуемых внутренние часы сильно спешат. Их интересы устремлены вперед в будущее (они живут «там и потом»). У 37% испытуемых внутренние часы отстают. Их интересы обращены в прошлое (они живут «там и тогда»). И только у 14% четвероклассников внутренние часы идут точно. Их жизнь зафиксирована только на настоящем (только «здесь и сейчас»). Обработка полученных данных по методике «Я и мое время» показала следующее: 41% испытуемых набрали от 17 до 20 очков. Это свидетельствует о том, что школьники часто или по невнимательности, или от чрезмерного усердия выполняют много совершенно ненужной работы, поэтому у них не остается ни одной свободной минуты. Таким детям нужно научитесь выбирать, что для вас действительно важно. Эти данные могут свидетельствовать о том, что дети слишком перегружены домашними заданиями, кружками и т.д. 43% испытуемых набрали от 13 до 16 очков. Эти ребята умеют рационально подходить к задачам, которые стоят перед ними, и правильно распределяют свое время. Их распорядок дня нельзя назвать строгим, но обычно они успеваете сделать все, что нужно, и полноценно отдохнуть. 16% испытуемых набрали от 9 до 12 очков. Эти ребята делают все в последний момент, и в результате мало успевают. Причина может крыться в лени, в этом случае нужно развивать волю и научиться справляться с ленью. Если же причина в забывчивости, нужно составить план действий на весь месяц и периодически в него заглядывать. Никто из школьников не набрал от 5 до 8 очков. Таким образом, не выявлено детей, которые предпочитают вообще не заниматься своими учебными делами. Результаты анкетирования следующие. 86% испытуемых сообщили, что у них есть цели. Из них 72% указали на то, что они делают что-то для достижения цели. 32% школьников не успевают выполнять все домашние задания. Выполнение домашних заданий занимает в день от 30 минут до 5 часов. Большинство детей спит 8 часов в сутки. Большинство четвероклассников сообщили о том, что успевают отдыхать. Среди наиболее часто встречающихся видов отдыха: просмотр телевизора (30%), компьютерные игры (26%), сон (15%), чтение (12%), прогулка (11%), прочие (вязание, рисование, общение) (6%). 72% четвероклассников отметили, что не распределяют время на разные дела. 77% школьников сообщили, что у них нет режима дня. 81% детей указали на то, что не составляют список дел на следующий день. 17% детей отметили, что им ничего не мешает успевать сделать все то, что они хотят, 83% назвали следующие препятствия: уроки (41%), много кружков (18%), лень (15%), прочее (братишка, возраст, сестренка, спорт и т.д.) (19%). 7% детей сказали, что не знают, в чем заключается препятствие. На вопрос «Чему ты хочешь научиться, чтобы успевать и делать уроки, и отдыхать?» школьники ответили следующим образом: научиться все делать быстрее – 26%, научиться быстро думать – 23%, научиться распределять время – 16%, прочее (делать уроки по русскому языку, башкирскому языку, стать более внимательным и т.д.) – 7%, а 28% детей не знают ответа на данный вопрос. Итак, внутренние часы большинства четвероклассников не соответствуют реальному течению времени. Многие младшие школьники не умеют организовать свою работу, не распределяют время на разные дела, не составляют список дел на следующий день. Они не умеют грамотно спланировать время на выполнение огромного количества задач, поставленных в школе. Часто не могут разобраться с тем, что является главным, а что второстепенным делом. Большинство детей не имеет режима дня. Много времени у четвероклассников занимает просмотр телевизора и компьютерные игры. Некоторые дети не знают, в чем заключается причина того, что они не успевают выполнить нужные дела. Часть детей (и родителей!) не знает, как справиться с ленью. Всем родителям мы с дочкой (может быть, будущим психологом?) рекомендуем книгу Лукашенко М. Тайм-менеджмент для детей: Книга продвинутых родителей / Марианна Лукашенко. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 297 с. В ней вы найдете много полезных рекомендаций по использованию принципов тайм-менеджмента. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|