|
"Мы в ответе за тех, кого приручили" — на примере котиковАвтор статьи: Беца Ольга Михайловна
Хорошая фраза. Люблю её. И часто привожу в пример в дискуссиях, к примеру, о том, что домашних кошек и собак, если они не предназначены для племенного разведения, следует кастрировать. Приручили люди животных — надо нести за них ответственность: не плодить никому не нужных бездомышей, которые проживают короткую и тяжёлую жизнь, полную болезней, травм, голода и холода; вовремя лечить и прививать, обеспечивать хорошей едой и условиями проживания, соответствующим виду/породе питомца. Взяли вы, к примеру, домой котика, породистого или мурло обыкновенное. Несмотря на то, что котиковых предков много тысяч лет назад приручили предки ваших современников, вам тоже предстоит постараться. Надо наладить с котиком контакт, объяснить ему, кто в доме хозяин, по каким правилам дом живёт и какие у котика права и обязанности. Завести котику горшок и миски для еды и воды и наполнять их регулярно. Посетить ветеринара и решить судьбу котиковой фертильности, а также все вопросы по здоровью, прививкам и изгнанию Но бывают случаи, когда я думаю об этой фразе как о малополезной или даже вредной. Это когда люди начинают рассуждать об "ответе за приручённых" других людей: партнёров, друзей, коллег, детей. Наверное, говорящий Лис в сказке Экзюпери ввёл народ в заблуждение, и фраза стала применяться не только к животным. А ведь люди людей не приручают! Если вспомнить историю доместикации разных животных, то становится понятно: приручали и одомашнивали только тех, кто полезен и выгоден, будучи рядом, с кого можно что-то получить себе во благо. Блага, которые вы получите в результате Не всегда, кстати, приручённый получает в обмен тоже благо для себя, во всяком случае, не на всю жизнь и не во всех сферах: например, животных, предназначенных для еды, в итоге съедят, таков порядок вещей. Кроме того, одомашненное животное настолько меняет свой образ жизни, что потом либо не выживает, либо дичает и звереет, оказавшись без заботы человека. Оно становится зависимым от него в значительной степени. Кроме того, человек на данном этапе единственное наделённое разумом существо, поэтому в принципе стоит выше животного. Выходит, "приручая" человека, мы тоже изначально заботимся о том, как с его помощью получить какое-то благо для себя? И относимся к нему как к зависимому от нас, стоящему на более низкой ступени развития? Или всё-таки мы хотим строить равноправные отношения с партнёрами, друзьями, коллегами — взрослыми самостоятельными людьми? Даже с ребёнком, который изначально более слаб и глуп, отношения в норме должны строиться не с позиции "приручения", а с перспективой на то, что он вырастет, станет сильным и умным и уйдёт строить свою самостоятельную разумную жизнь в большом интересном мире. Потому что приручённый человек очень рискует стать инфантильным и беспомощным без заботливых "добрых рук". Как любое животное, прожившее какое-то время в доме, зоопарке или цирке, оказывается почти или совсем неприспособленным к суровым условиям чуждого им мира. Незрелая личность часто хочет быть "приручённой" и кому-то принадлежать, страдая, если этого не происходит. Зрелый самостоятельный человек в приручении не нуждается — обычно он свободен и ищет отношений с такими же свободными, зрелыми и самостоятельными людьми. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|