Birdman: Жить или нравиться? Психологический мастхэв.

Автор статьи: Юлия Терёшкина


"Вот что нужно людям, а не это твоё унылое дерьмо".

Бёрдмэн

Бёрдмэн - фильм о конфликте между желанием нравиться другим и потребностью быть собой. В центре сюжета два героя-антипода. Стареющий актёр Ригган, который всю жизнь потратил на съемки в голливудских блокбастерах и театральный актёр Майк, который занимается чистым искусством. 

И еще это кино о том, как опсано быть живым...

Birdman Жить или нравиться Психологический мастхэв

Опасность первая - проматывание ресурсов
Ригган, опьянённый своей популярностью и деньгами и ещё кое-чем, что к ним прилагалось, промотал здоровье, миллионы, семью и больше быть супергероем не может. Его внутренний голос говорит ему:
"Мы приносили миллиарды."
А он отвечает лишь: "Миллиарды муж жрут дерьмо каждый день, но это всё равно дерьмо".
Вот он, итог его жизни в погоне за удовольствиями и популярностью.

Иллюстрация к тому факту, что пока женщина может цвести и плодоносить, то есть рожать, а мужчина может супергеройствовать на работе, в загулах, в карьере, то кризис среднего возраста не так уж и кусается. А вот потом приходит настоятельная необходимость подумать о душе. Но время ушло, здоровье не то, многое уже поздно, приходит "время собирать камни".

Опасность вторая - экстернализация
И Ригган решает "всё или ничего" и ставит всё на пьесу. Это его последний "ребёнок", куда он инвестирует свои деньги, душу, репутацию. Такая инвестиция похожа на механизм нарциссического расширения. Герой пуст изнутри, там всё выжжено и разграблено неэффективными защитами, многочисленными отыгрывания, в общем полным игнорированием своих чувств и жизнью только вовне своей души, этот спектакль он не разделяет с собой, он ощущает его своей частью. Так ребенок может быть рождён для того, чтобы оправдать жизнь своего родителя, стать его знаменем. И тогда можно забыть о себе, своём прошлом и сделать ставку на это своё "детище", что и приводит Риггана к его финалу, когда он разтождетствляется со своим спектаклем и отправляется "в полёт".

Опасность третья - потеря реальности
Майк, наоборот, весь в искусстве. Как выясняется, у него импотенция. Да и вообще в жизни всё разваливается, потому что он как наркоман, хочет только эйфории творчества, не находя этих переживаний в реальной жизни. Они с Сэм так хорошо ладят, потому что оба по сути - наркоманы.
Когда Майк оказывается во время спектакля в любовной сцене, то у него вдруг случается эрекция. Потому что в творчестве - это по-настоящему, это делает его живым.

Позже он говорит с флиртующей с ним Сэм:
Майк: Я боюсь, что не встанет.
Сэм: На сцене ты справился с этой задачей.
Майк: Это потому что на сцене я справляюсь с любой задачей.

Это напоминает мне психотерапию, где иногда появляется возможность почувствовать нечто большее, чем в повседневности. В моменты особого контакта, инсайта, сопереживания можно ощутить, как рождается что-то неизмеримо большее, чем просто два человека, что может произойти только в контакте и я убеждена, именно это лечит. Тогда из горя, отчаянья, даже ненависти, если они поняты, приняты и разделены, рождается что-то особенное, что меняет навсегда жизнь человека. И очень опасно посчитать себя хозяином этого процесса, поверить в своё могущество.

Наверное, поэтому телевидение так и не заменило театр, как предсказывал один небезызвестный герой советского фильма. Потому что позволить себе открыться по-настоящему, обнажить свои чувства и разделить их с кем-то - настоящая магия, оставляющая навсегда след в душе. Это такой портал на какой-то другой уровень существования, о котором ты и не знал или не надеялся на него. Так бывает после по-настоящему хорошего спектакля или удавшейся психотерапевтической сессии.

Но цель психотерапии - помочь человеку перенести этот опыт в реальность, найти его за пределами кабинета. Также и наркоманы во время реабилитации учатся получать удовольствие от реальности, а не от опьянения и галлюцинаций.

Опасность четвёртая - обесценивание
У Риггана есть альер-эго, Бёрдмэн, который постоянно обесценивает всё, за что он берётся. Это такой злокачественный нарцисс-соблазнитель, зовущий его к лёгкой популярности, иллюзорной любви. У каждого есть такой голос, каждому приходится делать этот выбор, ведь внутри каждого есть конфликт маниакальности и депрессивности. 
Это - вечный бой и для психологов, особенно занимающихся глубинными видами психотерапии, ведь нам приходится иметь дело с человеческой болью, призывать людей не отворачиваться от своих страданий, не заглушать их, а смотреть им в лицо.


"Вот наш уровень брат: зубодробительно, быстро, зрелищно. Посмотри на людей, они тащатся от дерьма, крови и экшена, а не от этой нудной депрессивной философской чуши", - шепчет этот голос.
Ригган защищается от Бёрдмана грандиозными фантазиями. Чем никчёмней он себя чувствует, чем больше боится, тем больше он галлюцинирует о всемогуществе.

Опасность пятая - инфантильность
Человек становится очень уязвимым, вкладывая свою душу во что-то, ведь для этого её нужно открыть. В такой момент очень легко причинить боль, ранить. Это риск.
В этом фильме есть герой, критик из "Таймс". Женщина, родительская фигура, наделенная властью судить о любом спектакле и подписать ему смертный приговор, если что-то не понравится:
"Она хвалит - у нас аншлаг, она ругает - у нас провал".
Да и вообще герои нередко обращаются к теме родителей. Они продолжают чувствовать себя маленькими детьми, ищущими одобренния, пытающимися заслужить, выпросить или вытребовать любовь. И никакие полные залы не могут заполнить эту пустоту, утолить этот голод...

В одной из сцен этот критик сидит в баре, защищенная своим статусом, за стёклами очков и со своим "оружием" в руках: ручкой и блокнотиком. Главный герой выхватывает её блокнот и произносит фразу, которую можно повесить в кабинете любого психолога:
"Вы строчите свои тупые домыслы на фоне еще более тупых сопоставлений! И всё это ни черта вам не стоит! У вас рисков ноль, ноль, ноль! А я - долбаный актер, я на эту пьесу поставил всё!"
Тот, кто был на месте клиента, тот знает, о чём это.

 



Просмотров: 258
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Как НАСЛАДИТЬСЯ формирует "иметь" и "быть сытым". Пятое движение любви.
  • Мнение психолога о скандале в "Голос-Дети". Часть 4. Эпилог - "Евровидение"
  • Откуда приходит гнев? Болезни "жара" и два типа "жарких" людей.
  • Когда живешь "не своей жизнью" - можно ли быть счастливой?
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • "Я ничего не успеваю", "Кажется я живу не своей жизнью"
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Сказка о жизни "Дар и Любовь". История первая "Зарождение любви".
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь