|
Эксперимент в терапииАвтор статьи: Александра Смирнова
Наша задача - сопровождать клиента в переживании телесном, переживании в присутствии других. Взамен каких-то знаний, клиент и терапевт в эксперименте могут чувствовать больше. Это самый эффективный способ чувствовать свое тело. Чувствовать дальше для осознавания и продвижения в терапии. Есть стереотипизация. А в эксперименте можем пробовать разные формы , чтобы продвинуть, вытащить клиента в новый опыт из стереотипного. Часто терапевты боятся рисковать проводить эксперимент с клиентом. Преимущества эксперимента: 1.Диагностика. Можем попросить что-то сделать клиента. Обычно в терапии видно, что думает клиент, а в эксперименте видно, что чувствует клиент. Получая обратную связь с участниками группы , можно допускать , что можно поступать иначе, и он рискует прояснять, остановиться , послушать своё тело. 2.Телесная и двигательная активность . "Как наши ноги, как мы дышим, насколько мы присутствуем?" Для нового клиента это космический вопрос. Он отвечает : "Да я всегда дышу и причем тут ноги?". Но если всегда обращать внимание на телесные маленькие вещи : подергивается палец, что-то чешется.. Это важная тема для продвижения клиента в терапии. Он замечает , что он не просто голова, есть не просто знания, а есть ещё чувства, есть ещё тело, которое живёт отдельно . Мое тело - это мой враг. В голове все со своей скоростью. А тело, изнемогая, тащиться за идеями. Чаще это заметно на людях с зависимостью. Наркоманы, имея идеи, которые не способны воплотить их в жизнь. Если клиент мало осознает себя, то этот человек часто решает головной болью, поносом, раздражением. Через симптом. Но психика не отдельна от организма. Переживания не отдельны от организма. Клиент отказывается от препаратоа, узнавая, как эмоция живёт в теле. 3. Эксперимент всегда находится в настоящем. Мы не говорим про там и тогда. Эксперимент актуализирует переживание. Делает человека настоящим, живым, истинным. Эксперимент даёт возможность немного поиграть, встретиться со своей какой-то детской частью. Не все себе позволяют похулиганить, например . И тогда голова профессора Доуля становится живым телом, с чем-то можно поиграть, приближаться, отдаляться, эксперимент даёт возможность получения нового опыта . О страхах. С какими страхами встречается терапевт: встретиться с неизвестностью, для кого-то из клиентов можно разыграть ролевую обстановку, а для кого-то прикосновение может вызвать паничечкую атаку. Нужно быть знакомым с клиентом , понимать про него: что выносит ваш клиент , на что он способен, насколько он чувствителен. Собрать анамнез. Терапевт ориентируется , каким инструментом экспериментальным воспользоваться. Когда клиент боится эксперимента: Скажите ему: "Можно про это говорить, а можно это проживать." Можно клиенту , который никогда не был в терапии и боится, не говорить слово "эксперимент" , можно сказать "Я использую разные странные штуки, они помогают продвинутьсся в осознавании".. 2 вида эксперимента: 1) Свободный эксперимент - нам нужно открыть это переживание , и дальше в нем ориентироваться, мы не знаем, что в нем. Знать опоры : у него есть конец. 2) Структурированный : мы на сессии осознали, что нужно освоить новый опыт взаимодействия. Например, ролевой. И в эксперименте просто помочь проиграть клиенту новый опыт. Помогать ассимилировать пережевание. Для терапевта самого важно получать терапию и участвовать в экспериментах. Это опора. Знание терапевта о себе как об опорном и зрелом. Следующий страх : Бывает неловко размещать себя самому терапевту в эксперименте, статичная позиция в терапии. Передвижение в пространстве и т.д. , внутренняя сдержанность , неприятие себя терапевтом может блокировать терапию, стагнировать. Если понимать своё собственное ограничение и понимать ограничение клиента - тогда можно останавливаться в сложных тупиках . Виды эксперимента : 1) ролевое моделирование (стул, орган, часть тела, фигурки, метафорические карты , ассоциативные . Можно использовать это для проекции членов семьи, выстраивая образы, отношения , место в системе, влияние и т.д. 2) Символический эксперимент (рука, берёзки и т.д.) Пример. Агрессия клиента, переживания после смерти мамы могут разместиться на сотрудников. Предложить отложить его окружение, оставив его с самим собой , в этом пространстве. Он говорит о том, что не договорил маме, вина и ТД . Появилось ощущение, что ему нужно помочь актуплтактуализировать телесное переживание в пространстве. Моя рука - это рука мамы . Возможность об меня проживать это переживание . Можно ее мять, гладить и ТД. Сказать: "Сожми мою руку, как ты сейчас это чувствуешь". Можно понимать , что клиент чувствует , насколько интенсивны его передивания. 3) Вербальный эксперимент . Можно рассказать, как мне было бы вкусно, приятно. 4) Телесный - диалог с частью тела . Клиент молчит , живот рассказывает. Можно сказать: "Какой у тебя говорливый живот. От имени живота, расскажи, как тебе там живется." И ТД. Телесный эксперимент - также это может быть отталкивание, приближение. Все двигательные вещи , которые сдержаны в терапии , заблокированы и забыты. Можно выразить эмоции голосом . 5) Скульптура - тоже вид эксперимента. Поставить терапевта, себя. Что-то показать этим. Фазы эксперимента: 1. Выделена ли фигура и цель. 2. Предложение самого эксперимента. В самом эксперименте важно оценивать безопасность. Можно делать шаг назад, брать ресурс и двигаться дальше. 3. Развитие эксперимента. Оценка риска. 4. Ассимиляция . Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|