Главный навык интуитивного питания – это развитая телесная чувствительность.
Ведь что такое ИП? Это питание по голоду и насыщению, плюс умение понять, а чего я, собственно хочу. Звучит очень просто, но как это организовать, если я ничего не чувствую?
Вообще, это не редкость, когда выясняется, что мое тело не чувствует, что в нем нет ощущений, что я не могу различить сигналы своего тела, не понимаю, что именно в нем происходит.
Давайте попробуем ответить на вопрос, почему так происходит, почему мы теряем чувствительность.
Но для начала разберемся, зачем нужны чувства и телесные сигналы, что это такое и что с ними делать?
Функция наших чувств и телесной реакции заключается в том, чтобы мы могли адаптироваться к происходящим вокруг или внутри нас событиям.
То есть, что-то происходит во внешней/внутренней среде, мое тело реагирует, а на основе этой реакции я выбираю способ поведения, который помогает мне к этой ситуации адаптироваться.
Взросление – это наработка самых разнообразных способов реагирования, проверка их, тренировка, получение опыта, обучение ими пользоваться.
Маленький ребенок учится:
злиться в ответ на внешнюю агрессию, нарушение его свободы, достигать целей, когда замечает в себе какое-то желание или потребность, бояться в ответ на высокую угрозу для жизни, радоваться в ответ на приятные события, чувствовать боль, получив травму, горевать, когда происходят события, которые невозможно изменить, интересоваться чем-то новым и увлекательным, отдаляться, если что-то неприятно, быть спонтанным и творческим,
в общем, всяческими способами выстраивать отношения с окружающим миром.
Чем больше в детстве формируется таких чувств, реакций, способов поведения, тем лучше мы адаптируемся к тому, что с нами происходит, тем в итоге мы становимся успешнее в своей жизни.
То есть, наша чувствительность – это способ выживать, быть наиболее эффективными во взаимодействии.
Но случается, что какой-то способ реакции из этого огромного арсенала становится для нас небезопасным.
Например, злость вызывает негативную обратную реакцию окружающих, они его отвергают с этой злостью. А главная потребность ребенка в детстве – это быть в отношениях с родителями, потому что он еще не самостоятельный и нуждается в поддержке и помощи.
Точно также, с любыми чувствами. Когда эти чувства отвергают самые главные для люди - родители.
Отвергают страх – говорят, будь смелым; отвергают творчество – отмахиваются, смеются, стыдятся; отвергают боль – говорят терпи, ничего страшного не произошло, ты какой-то неправильный, что тебе так больно. Ну и так далее. Думаю, вы много сможете привести подобных примеров.
Травмы тоже могут повлиять на то, что наши способы реагирования становятся небезопасными. Например, когда после конфликта, после моего выражения злости – меня вдруг увольняют, или муж уходит от меня. А еще, страшно, но бывает, после конфликта, близкий человек вдруг умер. События на самом деле не связанные, но в сознании могут связаться.
Еще один вариант, когда отвергают спонтанность, проявление теплых чувств к другому, причем, бывают например, случаи насилия, когда в ответ на спонтанность – ребенка бьют или делают что-то еще похуже.
И тогда такие проявления запоминаются как очень небезопасные для жизни.
И вот в этот момент и формируются психологические защиты, а по-другому сопротивления. Мы учимся не замечать своих чувств, своих реакций, своих желаний. У нас появляется глубокое представление о них, как о том, что это что-то неправильное, нехорошее, странное, что мы какие-то не такие, когда так реагируем.
При том, что сами по себе эти реакции никуда не деваются, наше тело так устроено, что оно все равно продолжает реагировать. Только мы учимся эти реакции в себе игнорировать. Способы могут быть совершенно разные.
Например, мы переключаемся на мысли о чувствах других, слушаем окружающих, что они говорят, делают, не замечая при этом себя. Либо направляем эти реакции на самих себя, создавая себе какой-либо симптом, например, формируется гастрит, или атопический дерматит.
Либо стараемся отвлечься от этих чувств на другие дела. Причем, чувства, никуда не деваются, поэтому сила увлечения и отвлечения должна постоянно увеличиваться, чтобы мы могли заглушить в себе эти чувства. Так формируются зависимости – от еды, от какого-либо действия, от алкоголя, от наркотиков. Чем сильнее зависимость, тем выше сила чувств, которые за ней стоят.
Вариантов много. Один из самых характерных, когда формируется внутренняя глухота. И внешне – это проявляется как самая настоящая депрессия.
Я, кстати, стала замечать, что очень много детей на детских площадках находятся примерно в таких состояниях. Они какие-то неживые. Не улыбаются, не смотрят в глаза, сидят спокойно, ничем не интересуются, или интересуются (внешне) тем, что им говорят родители. Например, спокойно сидят и играют в песочнице с каким-то отрешенным видом.
Обратите внимание. Может быть, вы тоже такое заметите.
Но когда мы разобрались и стало понятно, почему мы перестаем что-то чувствовать, появляется следующий вопрос, а что с этим делать?
И вот тут снова приходит на помощь псхотерапия. И именно в процессе такой работы можно восстановить закрытые от нас самих чувства, реакции, попробовать действовать новыми способами (точнее заблокированными когда-то давно) в безопасных условиях, расширяя свой поведенческий репертуар.
Когда мы начинаем себе позволять проявляться, реагировать, быть творческими, спонтанными, проявлять все больше и больше чувств, открывается наша чувствительность и мы начинаем себя замечать, чувствовать.
И только тогда приходит контакт со своим телом. Умение его слышать.
Поэтому советы из разряда: будь внимателен и просто слушай, могут конечно сработать, но будет трудно, особенно в жизни, где мы на автомате будем эту чувствительность выключать, ведь окружающий мир все равно в нашем представлении останется опасным, если не прожить другой опыт.
Я не знаю, насколько этот текст будет понятен для вас, потому что в нем я сделала попытку объяснить очень сложные механизмы работы психотерапии и того, как она открывает нам доступ к самим себе.
На самом деле, такие тексты – это просто рассказы, которые не дают настоящего нового опыта и не открывают нам нашу чувствительность. А сделать это можно только в практической работе, погружаясь в свои чувства и в события прошлого, делая конкретные шаги.
Напоминаю, что с 3 по 5 августа я буду проводить тренинг в Екатеринбурге под названием «Мне не нравится мое тело», на котором мы и будем искать этот контакт со своими чувствами и реализовывать их, учиться понимать, что же нам говорит тело, исследуя свои отношения с ним.
Ссылка на мероприятие https://www.psyoffice.ru/training.php?id=46694
Приглашаю вас принять участие в этом событии, будет жарко, будет мощно, будет интересно и эффективно. Потому что гештальт-подход не бывает другим.
Пока действует самая низкая цена, пишите в личные сообщения https://www.psyoffice.ru/privat.php?w=5494 или позвоните по телефону 8-963-033-03-74, чтобы успеть принять участие (да, в живых тренингах всегда количество участников ограничено).
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.