Дать волю контроллеру

Дать волю контроллеруПриходилось ли вам наблюдать такую картину – как плачет маленький ребенок? Может это на улице, может в магазине…слезы прекращаются как только желаемое оказывается в руках малыша…Со стороны может казаться как ребенок полностью захватывается своим желанием…

Но желаемое ли – на самом деле причина детских слез и истерик? Почему тогда полученная новая игрушка так быстро отбрасывается и ребенок вновь и вновь показывает пальцем на новую яркую вещицу с горящими глазками? Почему первая, вторая, третья – становятся не интересными и ненужными?

Что получает малыш одновременно при предъявлении желания той или иной игрушки? Игрушка, новая вещь ли нужна ему на самом деле?

А может вы были свидетелем душераздирающих сцен в садике, когда ребенок не отпускает маму?

Или видели, как менялось поведение ребенка при появлении родителей, или одного из них? Спокойный и заинтересованный в игре, малыш превращался в буйного, строптивого и неуправляемого.

В семейной системной психотерапии есть такое понятие : ребенок как симптом системы. Контролирующий ребенок. Через крик, орание и буйствование ребенок начинает реально контролировать всю семейную систему.

Как становятся контролирующим? Мамочка родила малыша и в первые месяцы ухода, держа его на руках может испытывать разные чувства. Но вот – острый крик и мама неосознанно чуть сильнее прижимает ребенка к себе, вот высказанное раздражение на ребенка от окружающих(ведь по-началу после рождения дети плачут достаточно долго и именно бессилие перед детским криком заставляет родителей искать и возможные физические проблемы у ребенка).

По мнению отечественных патопсихологов(В. В. Ковалев), существуют четыре основных возра­стных уровня реагирования :
1) соматовегетативный (0—3 года) – реакции вегетативной нервной системы – в виде перепадов температуры, нарушения сна и аппетита, нарушения работы желудочно-кишечного тракта,
2) психомоторный (4-10 лет) – реагирование, которое проявляется в гипердинамических расстройствах различного генеза, это и тики и возбудимость в виде гиперекинезов, заиканий, мутизма,
3) аффективный (7-12 лет) – реагирование с выраженным аффектом – от полного аутизации , с проявлениями такого явления как бродяжничество, побеги из дома до ярковыраженного агрессивного проявления с негативизмом, агрессией.
4) эмоционально-идеаторный (12-16 лет)  реагирование характеризуется патологическим фантазированием, сверхценными увлечениями, сверхценными ипохондрическими идеями (дисморфобия, нервная анорексия), психогенные реакции протеста, оппозиции, эмансипации.
 
Если рассматривать возраст от рождения до трех лет, то можно заметить, что ребенок-контроллер уже к году прекрасно разбирается в мимике взрослых. И если мама грустная и даже прячет свою грусть, то ребенок все равно это считывает и делает все, чтобы мама успокоилась – а это делает привычные вещи для мамы и для него самого – плакать, проситься все время на ручки, не отпускать маму никуда одну, просить грудь, когда в-принципе период грудного вскармливания может быть благополучно закончен.
Как говорил Винникот, когда мать кормит ребенка, то успокаивается не только ребенок, но и сама мать. При этом такие симптомы как перепады температуры, нарушения сна и аппетита, нарушения работы желудочно-кишечного тракта – могут лишь быть проявлением реакций нервной системы на какую-либо психотравмирующую ситуацию в семье. То есть ребенок , его нервная система так реагирует. Психосоматика в чистом виде – можно так сказать.
Также если пойти дальше по возрастной шкале, то можно увидеть, что в возрасте от 4 до 10лет, нервная система ребенка в случае неблагоприятных внешних условий, таких например как проблемы с адаптацией в саду, в школереагирует на психомоторном уровне, проявляясь в гипердинамических расстройствах различного генеза, это и тики, и возбудимость в виде гиперекинезов, заиканий, мутизма, энуреза и энкапреза.

Таким образом, мать реагирует тем, что старается насильно успокоить ребенка – грудью, укачиванием. Иногда подолгу, до того самого момента, пока ребенок не замолчит и не успокоится. И вся семья, все окружающие вокруг, что говорится – ставятся на цыпочки: «тише, ребенок спит, тише , разбудите, не мешайте, сейчас ребенок пьет, не мешайте, тише, сейчас ребенок ходит в туалет…» и так далее.

А ребенок в это время уже начинает усваивать модель поведения, при которой он может начинать контролировать порядок в семье.

Также  к примеру, если мама кормит грудью младенца , в эти моменты наступает тишина и никто не ругается.

То есть, ребенок, еще будучи беспомощным младенцем уже усваивает некоторые способы воздействия на родителей, на семью, выступая определителем порядка, стабилизатором семейной системы, попутно усваивая дисфункциональные способы поведения и приобретая новые и новые симптомы, которые помогают оставаться устойчивой той системе, в которой он находится, а значит жизненно зависим. По сути, у ребенка нет выбора сильно сравнивать свою семью с кем-то и соответственно делать выбор.

Жизненный опыт представляется как возможность принятия одних родителей. По крайней мере в первые годы жизни. И если родитель вызывает какие-то дискомфорты, то ребенок действует на том уровне, на котором находится уровень развития его нервной системы, на какой возрастной лестнице он сам стоит.

А как выжить в системе дисфункциональной? Один из способов – это эмоционально слиться с сильным, большим, что мы и видим, когда ребенку нужно сепарироваться от семьи – идти в сад, он может буйно проявлять возмущение на отрыв от мамы. Ведь он, по-сути все еще един и слит с ней. Пусть не физически, но эмоционально.

Впрочем, и психологический аспект предпочтения слияния в отношениях детско-родительских как способ выживания можно увидеть в виде отношений между родителями и серьезно больным ребенком.

Иногда отделение от себя больного ребенка помогает на неком другом, не физическом уровне найти ребенку ресурсы для своего здоровья, для себя. И когда родители сильно привязываются, не разделяют себя и ребенка, особенно ребенка с симптомом, тем самым они как бы перекрывают поток ресурсов ребенку от других источников.

Порою признать родителю, что у ребенка своя судьба – это мужественно, но необходимо, особенно, когда есть риск тяжелого опыта к примеру - терминальных состояний у ребенка, у ребенка болеющего неизлечимой болезнью. Случаи и примеры успешных исцелений очень часто происходят там, где ребенок сам ищет ресурсы не только в родительских фигурах, но он сам может обращаться к тому, что мы называем в обывательской, религиозной культуре – Ангелы Хранители, Высшие Силы...



Просмотров: 264
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Почему ребенок не слушается? Неспослушный ребенок - уставший ребенок?
  • Может ли ребенок повлиять на развод родителей?
  • Ребенок упал, стоит ли жалеть ребенка ?
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Насилие в школе. Ребенок-жертва и ребенок-агрессор. Роль учителей и родителей.
  • Мой ребенок непоседа! Воспитание гиперактивного ребенка.
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Развод. Может ли ребенок быть спасателем?
  • Ребенок избирательно питается. Психоаналитическая трактовка нарушений питания у ребенка.
  • Мой ребенок ворует. детское воровство. Что делать ,когда ребенок ворует?
  • ...Когда в семье есть старший ребенок...
  • Агрессивный ребенок: как может помочь родитель
  • Почему может раздражать собственный ребенок?
  • Топ-4 почему ребенок учится хуже, чем может
  • Может ли ребенок иметь психологический слух?
  • Ребенок не может ни с кем сдружиться. Что делать?
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • Когда ребенок не хочет есть. Решение проблем пищевого поведения.
  • Может ваш ребенок психопат?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь