|
Дать волю контроллеруАвтор статьи: Светлана Павловна Ханова
Приходилось ли вам наблюдать такую картину – как плачет маленький ребенок? Может это на улице, может в магазине…слезы прекращаются как только желаемое оказывается в руках малыша…Со стороны может казаться как ребенок полностью захватывается своим желанием… Но желаемое ли – на самом деле причина детских слез и истерик? Почему тогда полученная новая игрушка так быстро отбрасывается и ребенок вновь и вновь показывает пальцем на новую яркую вещицу с горящими глазками? Почему первая, вторая, третья – становятся не интересными и ненужными? Что получает малыш одновременно при предъявлении желания той или иной игрушки? Игрушка, новая вещь ли нужна ему на самом деле? А может вы были свидетелем душераздирающих сцен в садике, когда ребенок не отпускает маму? Или видели, как менялось поведение ребенка при появлении родителей, или одного из них? Спокойный и заинтересованный в игре, малыш превращался в буйного, строптивого и неуправляемого. В семейной системной психотерапии есть такое понятие : ребенок как симптом системы. Контролирующий ребенок. Через крик, орание и буйствование ребенок начинает реально контролировать всю семейную систему. Как становятся контролирующим? Мамочка родила малыша и в первые месяцы ухода, держа его на руках может испытывать разные чувства. Но вот – острый крик и мама неосознанно чуть сильнее прижимает ребенка к себе, вот высказанное раздражение на ребенка от окружающих(ведь по-началу после рождения дети плачут достаточно долго и именно бессилие перед детским криком заставляет родителей искать и возможные физические проблемы у ребенка). По мнению отечественных патопсихологов(В. В. Ковалев), существуют четыре основных возрастных уровня реагирования : 1) соматовегетативный (0—3 года) – реакции вегетативной нервной системы – в виде перепадов температуры, нарушения сна и аппетита, нарушения работы желудочно-кишечного тракта, 2) психомоторный (4-10 лет) – реагирование, которое проявляется в гипердинамических расстройствах различного генеза, это и тики и возбудимость в виде гиперекинезов, заиканий, мутизма, 3) аффективный (7-12 лет) – реагирование с выраженным аффектом – от полного аутизации , с проявлениями такого явления как бродяжничество, побеги из дома до ярковыраженного агрессивного проявления с негативизмом, агрессией. 4) эмоционально-идеаторный (12-16 лет) реагирование характеризуется патологическим фантазированием, сверхценными увлечениями, сверхценными ипохондрическими идеями (дисморфобия, нервная анорексия), психогенные реакции протеста, оппозиции, эмансипации. Если рассматривать возраст от рождения до трех лет, то можно заметить, что ребенок-контроллер уже к году прекрасно разбирается в мимике взрослых. И если мама грустная и даже прячет свою грусть, то ребенок все равно это считывает и делает все, чтобы мама успокоилась – а это делает привычные вещи для мамы и для него самого – плакать, проситься все время на ручки, не отпускать маму никуда одну, просить грудь, когда в-принципе период грудного вскармливания может быть благополучно закончен. Как говорил Винникот, когда мать кормит ребенка, то успокаивается не только ребенок, но и сама мать. При этом такие симптомы как перепады температуры, нарушения сна и аппетита, нарушения работы желудочно-кишечного тракта – могут лишь быть проявлением реакций нервной системы на какую-либо психотравмирующую ситуацию в семье. То есть ребенок , его нервная система так реагирует. Психосоматика в чистом виде – можно так сказать. Также если пойти дальше по возрастной шкале, то можно увидеть, что в возрасте от 4 до 10лет, нервная система ребенка в случае неблагоприятных внешних условий, таких например как проблемы с адаптацией в саду, в школереагирует на психомоторном уровне, проявляясь в гипердинамических расстройствах различного генеза, это и тики, и возбудимость в виде гиперекинезов, заиканий, мутизма, энуреза и энкапреза. Таким образом, мать реагирует тем, что старается насильно успокоить ребенка – грудью, укачиванием. Иногда подолгу, до того самого момента, пока ребенок не замолчит и не успокоится. И вся семья, все окружающие вокруг, что говорится – ставятся на цыпочки: «тише, ребенок спит, тише , разбудите, не мешайте, сейчас ребенок пьет, не мешайте, тише, сейчас ребенок ходит в туалет…» и так далее. А ребенок в это время уже начинает усваивать модель поведения, при которой он может начинать контролировать порядок в семье. Также к примеру, если мама кормит грудью младенца , в эти моменты наступает тишина и никто не ругается. То есть, ребенок, еще будучи беспомощным младенцем уже усваивает некоторые способы воздействия на родителей, на семью, выступая определителем порядка, стабилизатором семейной системы, попутно усваивая дисфункциональные способы поведения и приобретая новые и новые симптомы, которые помогают оставаться устойчивой той системе, в которой он находится, а значит жизненно зависим. По сути, у ребенка нет выбора сильно сравнивать свою семью с кем-то и соответственно делать выбор. Жизненный опыт представляется как возможность принятия одних родителей. По крайней мере в первые годы жизни. И если родитель вызывает какие-то дискомфорты, то ребенок действует на том уровне, на котором находится уровень развития его нервной системы, на какой возрастной лестнице он сам стоит. А как выжить в системе дисфункциональной? Один из способов – это эмоционально слиться с сильным, большим, что мы и видим, когда ребенку нужно сепарироваться от семьи – идти в сад, он может буйно проявлять возмущение на отрыв от мамы. Ведь он, по-сути все еще един и слит с ней. Пусть не физически, но эмоционально. Впрочем, и психологический аспект предпочтения слияния в отношениях детско-родительских как способ выживания можно увидеть в виде отношений между родителями и серьезно больным ребенком. Иногда отделение от себя больного ребенка помогает на неком другом, не физическом уровне найти ребенку ресурсы для своего здоровья, для себя. И когда родители сильно привязываются, не разделяют себя и ребенка, особенно ребенка с симптомом, тем самым они как бы перекрывают поток ресурсов ребенку от других источников. Порою признать родителю, что у ребенка своя судьба – это мужественно, но необходимо, особенно, когда есть риск тяжелого опыта к примеру - терминальных состояний у ребенка, у ребенка болеющего неизлечимой болезнью. Случаи и примеры успешных исцелений очень часто происходят там, где ребенок сам ищет ресурсы не только в родительских фигурах, но он сам может обращаться к тому, что мы называем в обывательской, религиозной культуре – Ангелы Хранители, Высшие Силы... Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|