|
Мыслительные фильтры или когнитивные искаженияАвтор статьи: Ульянич Игорь Владимирович
У каждого человека свое восприятие мира. Большую лепту в это внесли воспитатели, того маленького ребенка, из которого вырос этот человек. Психологи прекрасно знают и часто приводят пример, что одному ребенку воспитатели (родители) сказали (а он поверил) что мир опасен, а люди вокруг сволочи и негодяи. А другому ребенку сказали, что мир это приятность и безопасность, а вокруг прекрасные люди, светит солнышко, цветут цветочки и птички поют. Кроме этого на наше восприятие окружающего мира воздействуют события в нашей жизни. Эти события могут быть как благоприятными, так и психотравмирующими. Так называемые когнитивные искажения потому так и называются, что искажают восприятие действительности и, вследствие этого приводят к неадаптивному реагированию (эмоциональному, поведенческому, телесному). Особенно ярко эти искажения проявляются в мышлении человека с психоэмоциональными расстройствами, такими как депрессия и тревожные расстройства. Мыслительные фильтры приводят к тому, что при обработке информации у человека рождаются неадаптивные умозаключения, что в свою очередь может приводить к неадаптивному поведению и неадаптивным правилам жизни. В когнитивной терапии, разные исследователи (начиная с А.Бека) выделяют примерно 8-14 основных когнитивных искажений. Причем у разных авторов они могут иметь разные названия и рассматриваться как в группах, так и по отдельности. Приведу примеры самых распространённых когнитивных искажений или мыслительных фильтров.1. Дихотомическое (поляризованное) или черно-белое мышление. Особый взгляд на вещи, или стиль мышления «все или ничего», при этом не оценивается спектр возможностей между двумя крайностями. Никаких полутонов. Это плохой – хороший, друг – враг, успех – провал. И, как правило, негативные категории поддерживаются с большей готовностью. Примеры: - Я полный неудачник (человек считает себя полным неудачником, хотя имеет дом, две квартиры и три автомобиля); - Я вообще ничего не смог сделать правильно; - У меня ничего никогда не выйдет; - Раз они так говорят, значит, они наши враги; - Я не могу никому доверять.
2. Сверхвысокие стандарты/нереальные ожидания/ должествование. Используются завышенные требования (стандарты) к себе и/или к другим. Убежденность, что человек сам и все вокруг должны действовать согласно конкретным правилам. Используются слова «нужно», «стоит», «должен». Примеры: - Если это не лучшее, то оно не считается; - Ошибки недопустимы; - Нужно делать все идеально; - Я должен быть идеально здоровым; - Я должен угодить всем; - Я должен все делать сам.
3. Катастрофизация. Прогнозирование самого плохого, иногда даже при благоприятном начале. Предполагается, что произойдет что-то ужасное, невыносимое. Примеры: - Я сделал ошибку. Теперь мой начальник разозлиться и выгонит меня с работы. Я останусь без денег, жена уйдет от меня и я буду бедным и одиноким; - Заболело в боку. - Наверное это страшная неизлечимая болезнь; - Муж вечером пошел выносить мусор и его долго нет. - Наверное на него напали бандиты (ограбили).
4.Сверобобщение (сверхгенерализация). Беспочвенные выводы, основанные на скудных фактах. Одно негативное событие воспринимается как то, что все плохо. Примеры: - Я провалил собеседование, я никогда не найду работу; - Опять мне не повезло в отношениях, я никогда не найду спутника жизни; - Он меня унизил, я не могу никому доверять; - Я накричала на ребенка. Я плохая мать.
5. Произвольное умозаключение (-я). Данное когнитивное искажение похоже на предыдущее. Человек делает необоснованные или противоречащие фактам выводы. Примеры: - За этот экзамен я получил низкий бал. Да, видимо, я совершенно ни на что не способен; - Он сказал, что сегодня он не может прийти, значит, он меня не любит; - Я добрая и поэтому никому, ни в чем не могу отказать.
6. Обесценивание позитивного. Человек отбрасывает, приуменьшает или игнорирует любые позитивные события. Примеры: - Он говорит это только из вежливости; - Ей просто что-то от меня надо; - Это всего лишь маленькое достижение. Другие делают намного больше.
7. Сравнение себя с другими, не в свою пользу. События интерпретируются в терминах нереалистических стандартов. Человек сосредоточен на тех, кто добился успеха, больше чем он. По сути это несправедливые сравнения, от которых появляются переживания и неудовлетворенность своей жизнью. Примеры: - Он так свободно разговаривает с девушками, а я-то так не могу. Мне никогда не быть таким успешным в отношениях с девушками; - Другие в моем возрасте уже президенты; - Мои сверстники имеют Мерседесы, а я на метро на работу добираюсь.
8. Самообвинение (самокритика). Видение себя причиной всего плохого. Самокритика без причин. Примеры: - Я чувствую себя плохо. Это я сам себе притягиваю всякие напасти; - Я не справляюсь с этой работой, значит я дурной и ленивый; - Я всегда все порчу. Это из-за меня наши отношения расстроились.
9. Осуждение себя или навешивание ярлыка. Называние себя жестокими и унизительными словами. Примеры: - Идиот; - Кретин; - Что ж я такой дурак.
10. Когнитивные искажения, связанные с предвидением. 10.1. Чтение мыслей. Примеры: - Она улыбается, это говорит о том, что она насмехается надо мной; - Они думают, что я плохой специалист. 10.2. Предвидение или прогноз на будущее. Примеры: - Я думаю, что на эту должность меня не возьмут; - Я думаю, что на нашей встрече я ему не понравлюсь.
11. Эмоциональное мышление. Это мысли о том, что эмоции, чувства или ощущения свидетельствуют о фактах. Примеры. - Я ощущаю, что не могу справиться; - Я чувствую себя непривлекательным, значит, так оно и есть. Работая с когнитивными искажениями, можно использовать различные, специальные техники, но самое первое, что нужно сделать, это сделать так, чтобы человек осознал, что его мышление в данный момент подвержено искажению или фильтрации. Естественно делать это можно по-разному. Психотерапевт может провести когнитивную реструктуризацию, применить когнитивные или поведенческие техники, чтобы искажения были переработаны. Но психотерапевт может также ознакомить человека с самыми распространенными когнитивными искажениями и далее человек сам будет определять, какое искажение он допустил. Впоследствии, исходя из данного понимания, человек может самостоятельно формулировать адаптивные суждения. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|