Безжалостные: Пограничная структура характера

 Безжалостные Пограничная структура характера

Она кажется изгоем, живущим на краю мира, брошенным в темную тень нечеловеческих архетипических процессов и говорящим через них от их лица, будто она снисходит до человеческого диалога. Она кажется принцессой, ведьмой, клоуном, трикстером. (Шварц-Салант Н. "Пограничная личность – видение и исцеление").

Психологическое описание пограничных личностей служит тому же, чему служит вся практическая психология в целом — понимать происходящие конфликты во внутреннем мире человека и оказывать помощь. Чем лучше понимание, точнее описание, тем яснее направление и способы помощи.

Люди с пограничной структурой организации характера составляют основу населения безжалостного мира. Драматические перепады настроения и нестабильность аффективной жизни, непереносимость фрустраций, преобладание агрессивных импульсов и конфликтность пограничных личностей объясняется высоким уровнем тревоги и ощущением пустоты, которые в свою очередь связаны с неопределенным состоянием между жалостью и жестокостью.  

В силу обстоятельств начала своей жизни люди с пограничной структурой характера не были лишены жалости как шизоидные личности, но и не знали, что такое устойчивая безусловная жалость. Вместе с этим они не могут быть отнесены к психопатической характерологии жестоких, так как не бывают тотально жестоки, способны к раскаянию и переживанию вины. В отличие от психопатов в детстве пограничникам досталось некоторое количество тепла, человечности, любви и жалости, но наряду с этим было много тревоги и страхов, непредсказуемости, периодов безучастности и отвержения, предательства и насилия.

Общим и определяющим признаком пограничной личности являются значительные колебания между жалостью и жестокостью. Нарушения в способности оценки добра и зла, неспособность распознавать проявления любви и насилия не позволяют им сделать самоидентификационный, этический и моральный выбор в сторону жалости или жестокости.

Носителями пограничности и соответственно безжалостности является любой человек, вопрос лишь в том, как часто и насколько неконтролируемо проявляется отказ от жалости и сострадания.

Соприкосновение с пограничной личностью активирует собственную пограничную динамику, совместная жизнь с пограничником сводит с ума, общение оставляет тягостное эмоциональное состояние и сомнения в собственной адекватности. Любой человек сближаясь с пограничником сталкивается со своей собственной не до конца исцеленной пограничной проблемой и регрессией с расщеплением между жалостью и жестокостью.

Мы можем говорить о пограничных проявлениях и состояниях у человека с той или иной акцентуацией и характерологией, а также о пограничном существовании пограничной личности как характерологии или как об уровне развития. Если мы говорим про сформировавшуюся относительную целостность бытия и как ни парадоксально стабильность пограничной нестабильности мы предполагаем пограничный характер, проявляющийся во всем, что несет в себе личность.

Пограничный ландшафт

Волны жалости и жестокости омывают берега сознательного Я любого человека. Особенность же пограничных личностей в том, что они заброшены из своих родительских семей в островную империю, расположенную посреди совершенно фантастического и непредсказуемого моря/океана. Из земли здесь бьют горячие гейзеры, тут и там извергаются, затихают и снова  оживают вулканы, днем палит солнце, ночью опускаются морозы и каждый день ожидают цунами, готовые обрушиться на побережье. Таков недружелюбный и тревожный ландшафт обитания пограничной личности.

Пограничник заброшен сюда, страдает в этом недружелюбном месте, но оно его дом родной и вовсе не факт, что если вы предложите переселиться в более располагающее место, он тут же с благодарностью согласиться. Его "брошенность реальная и воображаемая" (DSM-IV) — часть его жизни с безжалостностью на пограничной территории между жалостью и жестокостью. Жалость, тепло, любовь, близость стали призрачны как давнишний детский сон, от которого становится жарко до дурноты, а жестокость и садизм отталкивают своей прямотой, конкретностью и холодом. Пограничник любит свою неуютную родину и балдеет от своего страдания. А если вы будете активно настаивать на переезде, то получите отпор в виде защитной обиды и будете обвинены в нападении на его границы.  

Люди с этого архипелага — неутомимые провокаторы, зачинщики мелких конфликтов, больших ссор и гибридных войн, специалисты все смешать, запутать и вывернуть наизнанку, тонкие манипуляторы и соблазнители, хитрецы, скользкие типы, стукачи, игроки, лгуны, предатели, революционеры, политики, фанатики, авантюристы, мошенники, гопники, негодяи…, а также гениальные художники (П. Пикассо), поэты (М. Лермонтов), неординарные писатели (Ч. Буковски), яркие ученые и общественные деятели (Л. Ландау, Ж. Фреско). С ними никогда не скучно и они разбавляют яркими красками серую массу т.н. нормальных людей, обитающих на более спокойных землях. Но не стоит ждать от человека пограничного типа предсказуемости, выдержанности, склонности к компромиссам и уступчивости.

Независимо от интеллекта и образованности люди пограничной характерологии могут быть очень точны в свои замечаниях. Не видя целостной картины мира других людей, собственно даже и не видя их вне своих проекций, они владеют искусством воздействия словом, как виртуозный мясник на рынке владеет ножом. Они безжалостны и пронзительно честны и перед собой и перед другими, вскрывают пороки и лишают других людей иллюзий, которые как клей соединял целостность их реальности и придавал ей устойчивость.

Масштабы безжалостности

...может ограничиваться частной и семейной жизнью: — Дорогой, мне кажется, я похудела. — Да, тебе кажется. «Я стою у ресторана: замуж — поздно, сдохнуть — рано» (Э. Радзинский, 2014).

Распространяться на бизнес. Такие установки как «деньги не пахнут», «ничего личного», «все средства хороши» дают хороший старт большому бизнесу, освобождают от обязательств перед другими и устраняют из процесса зарабатывания денег ценностное наполнение.

Влиять на общественную жизнь и политику c использованием двойных стандартов без осознания противоречий  «мы наш, мы новый мир построим», «своим все, врагам закон», создание бессмысленных фейковых  и утопических реальностей — «Русский с китайцем — братья на век!», «Депутат — слуга народа».

Нападать на религиозную картину мира верующих людей, буквально трактовать и разоблачать священные тексты как бессмысленные и противоречивые или, с другой стороны, обличать неверующих в их невежестве.

Ломать все устойчивое, просто по факту того, что так не должно быть, хороший мир — всего лишь иллюзия. Подвергать сомнению любые границы — "ничего не жалко, ничего…" (С. Шнуров).



Без богов разрушения, которые расчищают место для нового мира, не бывает прогресса. От лица этих богов и выступают пограничники, небезосновательно чувствуя свою правоту. Тем более, что пограничные личности пытаются создать новый утопический совершенный мир доступного ему масштаба.  При этом не видят ценность и целостность уже существующего. Именно это оказывается безжалостным и бесчеловечным как для самого человека, так и для других, которые рядом с ним становятся несчастны.

«Я Бог» (2009) - один из индийских фильмов, который действительно интересно смотреть. По совету предсказателя мальчика забирают из семьи, он вырастает в секте поклонников Шивы. Одержимый архетипом разрушителя молодой адепт сам становится богом, отрицающим человеческие условности этого мира и мы видим природу безжалостности в ее первоначальном архетипическом выражении. Жестокость главного героя является жалостью к слабым мира сего, а жалость реализуется через жестокость.

Что происходит между жалостью и жестокостью?

У пограничников особые отношения с реальностью. В отличие от психотиков они сохраняют способность тестировать реальность и никогда не выпадают из нее полностью. Но они безжалостно свободны в своих трактовках реальности. Иногда это приводит к революционным прорывам в науке, в искусстве, иногда к революциям и войнам.

Им тесно в конвенциальных рамках и они играю с реальностью как квантовые физики с атомами. Вроде как они и есть, но это не особо интересно. Мир это игра субатомных частиц и о нем всегда можно говорить с изрядной долей условности – как бы люблю, как бы жалею, как бы хочу близости и как бы нет, как бы серьезно, как бы в шутку, как бы правда и как бы ложь, как бы муж, как бы жена, как бы взрослый, как бы родитель и т.д. т.п.

Это сумасшедший постмодернистский мир, в котором нет ничего постоянного и реального. Нет устойчивых идентификаций, все призрачно, непонятно кто Я и кто рядом со мной, чему служить и во что верить. Слова ничего не стоят и не весят, тексты и дискурсы превращаются в «псевдеж». Сам человек страдает от такого неустойчивого бытия с искаженной и неопределенной действительностью. Хотя создается впечатление, что это именно тот мир, в котором он как рыба в воде. Это бепредельный мир, где пределы могли бы дать устойчивость для близости и силы для автономности, но этого нет, все неопределенно.

Наряду с пограничными личностями в группу безжалостных входят люди с типологией зависимых нарциссов и истерические личности.

Все три группы по типологии Н. Доггерти и Дж. Вест (2014) относятся к ищущему типу межличностного взаимодействия. То есть, это люди, активно ищущие и стремящиеся к общению. Они активные, заметные, яркие и интересные, привлекательные и обольстительные на дистанции, но при близком общении легко обнаруживают деструктивность и непостоянство.

Для пограничной личности характерно отсутствие положительного ответа на вопрос Кто Я? Потому не понятно кого жалеть, как это себя жалеть, как о себе заботиться и вообще хорошо это или плохо. Жалость – бытийное чувство, но с этим у безжалостных пограничников, нарциссов и истериков все непросто. Если такой человек пытается просто быть, а не реагировать или действовать, он сталкивается с чувством пустоты, уничтожающим чувством стыда и никчемности, со страхом безразличия со стороны других и со своей безжалостностью как способом преодолеть все это.

Внутри своей группы безжалостных пограничные личности отличаются от нарциссов и истериков наиболее слабым интегрированным представлением о себе и других. Они комедийны, трагичны и драматичны одновременно.

Совершенно не жалко менять роли и маски, за одним спектаклем последует другой, одна возлюбленная или возлюбленный смениться другим, люблю то, что есть сегодня, сторонясь долгих привязанностей. При этом пограничники искренни в своих ролях. В этих ролях присутствуют архетипические силы и пограничные личности захвачены ими, знакомы с этой силой в себе и с ощущением всемогущества. Проблема в отсутствии наблюдающего, рефлексирующего Эго. Поэтому человек не может понять, какая из его ролей относится к его сущности. Каждая из них может захватывать целиком и создавать на время ощущение аутентичности переживания.   

Эти колебания порождают ситуацию, когда ощущение всемогущества чередуется с глубоким ощущением неполноценности, но ни первое, ни тем более второе не дает успокоения души — "Я не люблю насилья и бессилья, вот только жаль распятого Христа" (В. Высоцкий).

Продолжение следует…

Из цикла статей про жалость, безжалостность и жестокость:

Избегающие жалости: Шизоидная структура характера

Природа жалости



Просмотров: 435
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Расстройства личности. Как это выглядит и какими они бывают.
  • Воспитание детей. Как мы это говорим и как они это слышат. Две крайности
  • Как в общении определить, что ты общаешься с пограничной личностью?
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • Нарциссическое расстройства личности: Кто они? Как распознать в себе нарцисс?
  • Что такое целостность личности ? Или как перестать быть половиной себя.
  • Памятка: как помочь себе, если кажется, что все плохо
  • "Почему они делают это?" Непонимание как часто встречающийся запрос.
  • Травмы. Как они были в моей практике. Чем они отличаются, как влияют на мою работу и поведение клиентов.
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Фундамент нашего мира – это не что иное, как отражение знаний о нём каждого конкретного человека
  • Про то, как все успевать и чтоб тебе за это ничего не было
  • Что такое "личные границы" и как они проявляются в отношениях?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Если все холостые мужчины кажутся "козлами" и с ними ничего общего иметь не хочется. Как быть?
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Про проекции или как вернуть себе ощущение, что со мной все в порядке?
  • Как жить если на все 100% знаешь, что не добьешься абсолютно ничего в этой жизни
  • Не хочу быть такой как мама, или почему они со мной так...
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • «Пограничная» семья. Особенности пограничной организации личности.
  • Люди-жертвы: кто они и как от них не пострадать.
  • Статья "Как поставить сотрудникам задачу, которую они выполнят так, как нужно руководителю?"
  • Как забыть человека и перестать вспоминать все хорошее, что было между нами?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • И все же, для кого актуальна самореализация, или как получить более сложное удовольствие от жизни
  • Материнство в зеркале общественных представлений. Все ли так радужно, как нам это обычно кажется?
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь