|
Безжалостные: Пограничная структура характераАвтор статьи: Дрёмов Сергей Владимирович
Психологическое описание пограничных личностей служит тому же, чему служит вся практическая психология в целом — понимать происходящие конфликты во внутреннем мире человека и оказывать помощь. Чем лучше понимание, точнее описание, тем яснее направление и способы помощи. Люди с пограничной структурой организации характера составляют основу населения безжалостного мира. Драматические перепады настроения и нестабильность аффективной жизни, непереносимость фрустраций, преобладание агрессивных импульсов и конфликтность пограничных личностей объясняется высоким уровнем тревоги и ощущением пустоты, которые в свою очередь связаны с неопределенным состоянием между жалостью и жестокостью. В силу обстоятельств начала своей жизни люди с пограничной структурой характера не были лишены жалости как шизоидные личности, но и не знали, что такое устойчивая безусловная жалость. Вместе с этим они не могут быть отнесены к психопатической характерологии жестоких, так как не бывают тотально жестоки, способны к раскаянию и переживанию вины. В отличие от психопатов в детстве пограничникам досталось некоторое количество тепла, человечности, любви и жалости, но наряду с этим было много тревоги и страхов, непредсказуемости, периодов безучастности и отвержения, предательства и насилия. Общим и определяющим признаком пограничной личности являются значительные колебания между жалостью и жестокостью. Нарушения в способности оценки добра и зла, неспособность распознавать проявления любви и насилия не позволяют им сделать самоидентификационный, этический и моральный выбор в сторону жалости или жестокости. Носителями пограничности и соответственно безжалостности является любой человек, вопрос лишь в том, как часто и насколько неконтролируемо проявляется отказ от жалости и сострадания. Соприкосновение с пограничной личностью активирует собственную пограничную динамику, совместная жизнь с пограничником сводит с ума, общение оставляет тягостное эмоциональное состояние и сомнения в собственной адекватности. Любой человек сближаясь с пограничником сталкивается со своей собственной не до конца исцеленной пограничной проблемой и регрессией с расщеплением между жалостью и жестокостью. Мы можем говорить о пограничных проявлениях и состояниях у человека с той или иной акцентуацией и характерологией, а также о пограничном существовании пограничной личности как характерологии или как об уровне развития. Если мы говорим про сформировавшуюся относительную целостность бытия и как ни парадоксально стабильность пограничной нестабильности мы предполагаем пограничный характер, проявляющийся во всем, что несет в себе личность. Пограничный ландшафтВолны жалости и жестокости омывают берега сознательного Я любого человека. Особенность же пограничных личностей в том, что они заброшены из своих родительских семей в островную империю, расположенную посреди совершенно фантастического и непредсказуемого моря/океана. Из земли здесь бьют горячие гейзеры, тут и там извергаются, затихают и снова оживают вулканы, днем палит солнце, ночью опускаются морозы и каждый день ожидают цунами, готовые обрушиться на побережье. Таков недружелюбный и тревожный ландшафт обитания пограничной личности. Пограничник заброшен сюда, страдает в этом недружелюбном месте, но оно его дом родной и вовсе не факт, что если вы предложите переселиться в более располагающее место, он тут же с благодарностью согласиться. Его "брошенность реальная и воображаемая" (DSM-IV) — часть его жизни с безжалостностью на пограничной территории между жалостью и жестокостью. Жалость, тепло, любовь, близость стали призрачны как давнишний детский сон, от которого становится жарко до дурноты, а жестокость и садизм отталкивают своей прямотой, конкретностью и холодом. Пограничник любит свою неуютную родину и балдеет от своего страдания. А если вы будете активно настаивать на переезде, то получите отпор в виде защитной обиды и будете обвинены в нападении на его границы. Люди с этого архипелага — неутомимые провокаторы, зачинщики мелких конфликтов, больших ссор и гибридных войн, специалисты все смешать, запутать и вывернуть наизнанку, тонкие манипуляторы и соблазнители, хитрецы, скользкие типы, стукачи, игроки, лгуны, предатели, революционеры, политики, фанатики, авантюристы, мошенники, гопники, негодяи…, а также гениальные художники (П. Пикассо), поэты (М. Лермонтов), неординарные писатели (Ч. Буковски), яркие ученые и общественные деятели (Л. Ландау, Ж. Фреско). С ними никогда не скучно и они разбавляют яркими красками серую массу т.н. нормальных людей, обитающих на более спокойных землях. Но не стоит ждать от человека пограничного типа предсказуемости, выдержанности, склонности к компромиссам и уступчивости. Независимо от интеллекта и образованности люди пограничной характерологии могут быть очень точны в свои замечаниях. Не видя целостной картины мира других людей, собственно даже и не видя их вне своих проекций, они владеют искусством воздействия словом, как виртуозный мясник на рынке владеет ножом. Они безжалостны и пронзительно честны и перед собой и перед другими, вскрывают пороки и лишают других людей иллюзий, которые как клей соединял целостность их реальности и придавал ей устойчивость. Масштабы безжалостности...может ограничиваться частной и семейной жизнью: — Дорогой, мне кажется, я похудела. — Да, тебе кажется. «Я стою у ресторана: замуж — поздно, сдохнуть — рано» (Э. Радзинский, 2014). Распространяться на бизнес. Такие установки как «деньги не пахнут», «ничего личного», «все средства хороши» дают хороший старт большому бизнесу, освобождают от обязательств перед другими и устраняют из процесса зарабатывания денег ценностное наполнение. Влиять на общественную жизнь и политику c использованием двойных стандартов без осознания противоречий — «мы наш, мы новый мир построим», «своим все, врагам закон», создание бессмысленных фейковых и утопических реальностей — «Русский с китайцем — братья на век!», «Депутат — слуга народа». Нападать на религиозную картину мира верующих людей, буквально трактовать и разоблачать священные тексты как бессмысленные и противоречивые или, с другой стороны, обличать неверующих в их невежестве. Ломать все устойчивое, просто по факту того, что так не должно быть, хороший мир — всего лишь иллюзия. Подвергать сомнению любые границы — "ничего не жалко, ничего…" (С. Шнуров).
«Я Бог» (2009) - один из индийских фильмов, который действительно интересно смотреть. По совету предсказателя мальчика забирают из семьи, он вырастает в секте поклонников Шивы. Одержимый архетипом разрушителя молодой адепт сам становится богом, отрицающим человеческие условности этого мира и мы видим природу безжалостности в ее первоначальном архетипическом выражении. Жестокость главного героя является жалостью к слабым мира сего, а жалость реализуется через жестокость. Что происходит между жалостью и жестокостью?У пограничников особые отношения с реальностью. В отличие от психотиков они сохраняют способность тестировать реальность и никогда не выпадают из нее полностью. Но они безжалостно свободны в своих трактовках реальности. Иногда это приводит к революционным прорывам в науке, в искусстве, иногда к революциям и войнам. Им тесно в конвенциальных рамках и они играю с реальностью как квантовые физики с атомами. Вроде как они и есть, но это не особо интересно. Мир это игра субатомных частиц и о нем всегда можно говорить с изрядной долей условности – как бы люблю, как бы жалею, как бы хочу близости и как бы нет, как бы серьезно, как бы в шутку, как бы правда и как бы ложь, как бы муж, как бы жена, как бы взрослый, как бы родитель и т.д. т.п. Это сумасшедший постмодернистский мир, в котором нет ничего постоянного и реального. Нет устойчивых идентификаций, все призрачно, непонятно кто Я и кто рядом со мной, чему служить и во что верить. Слова ничего не стоят и не весят, тексты и дискурсы превращаются в «псевдеж». Сам человек страдает от такого неустойчивого бытия с искаженной и неопределенной действительностью. Хотя создается впечатление, что это именно тот мир, в котором он как рыба в воде. Это бепредельный мир, где пределы могли бы дать устойчивость для близости и силы для автономности, но этого нет, все неопределенно. Наряду с пограничными личностями в группу безжалостных входят люди с типологией зависимых нарциссов и истерические личности. Все три группы по типологии Н. Доггерти и Дж. Вест (2014) относятся к ищущему типу межличностного взаимодействия. То есть, это люди, активно ищущие и стремящиеся к общению. Они активные, заметные, яркие и интересные, привлекательные и обольстительные на дистанции, но при близком общении легко обнаруживают деструктивность и непостоянство. Для пограничной личности характерно отсутствие положительного ответа на вопрос Кто Я? Потому не понятно кого жалеть, как это себя жалеть, как о себе заботиться и вообще хорошо это или плохо. Жалость – бытийное чувство, но с этим у безжалостных пограничников, нарциссов и истериков все непросто. Если такой человек пытается просто быть, а не реагировать или действовать, он сталкивается с чувством пустоты, уничтожающим чувством стыда и никчемности, со страхом безразличия со стороны других и со своей безжалостностью как способом преодолеть все это. Внутри своей группы безжалостных пограничные личности отличаются от нарциссов и истериков наиболее слабым интегрированным представлением о себе и других. Они комедийны, трагичны и драматичны одновременно. Совершенно не жалко менять роли и маски, за одним спектаклем последует другой, одна возлюбленная или возлюбленный смениться другим, люблю то, что есть сегодня, сторонясь долгих привязанностей. При этом пограничники искренни в своих ролях. В этих ролях присутствуют архетипические силы и пограничные личности захвачены ими, знакомы с этой силой в себе и с ощущением всемогущества. Проблема в отсутствии наблюдающего, рефлексирующего Эго. Поэтому человек не может понять, какая из его ролей относится к его сущности. Каждая из них может захватывать целиком и создавать на время ощущение аутентичности переживания. Эти колебания порождают ситуацию, когда ощущение всемогущества чередуется с глубоким ощущением неполноценности, но ни первое, ни тем более второе не дает успокоения души — "Я не люблю насилья и бессилья, вот только жаль распятого Христа" (В. Высоцкий). Продолжение следует… Из цикла статей про жалость, безжалостность и жестокость: Избегающие жалости: Шизоидная структура характераПрирода жалостиКатегория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|