|
Не бойтесь своих желаний!Автор статьи: Ветошко Александра Владимировна
Не хочется пока пускаться в поиски причин этого состояния, а хочется его поисследовать. И поможет мне в этом такое понятие гештальта, как "ЦИКЛ КОНТАКТА". Для "непосвящённых" немного теории: Пол Гудман условно разделяет цикл на четыре части: 1. Преконтакт. Фигурой являются все более явные сигналы восприятия, сообщающие о пробуждении потребности: это могут быть ощущения, идущие изнутри организма и переживаемые как своего рода «голод», или восприятие чего-то во внешней среде, что пробуждает потребность. Остальные телесные переживания и сигналы внешнего мира являются фоном. Это восприятие ситуации «как она есть», с заложенными в ней возможностями. В ходе преконтакта возникает известное возбуждение, необходимое для построения ясного Гештальта – фигуры потребности. 2. Контактинг. С момента осознания потребности место фигуры начинают завоевывать «возможности» ее удовлетворить: те одушевленные или неодушевленные объекты, которые привлекают внимание. На этом этапе личности придется проделать работу: Сориентироваться во внешнем мире, чтобы определить надлежащий, «перспективный» в плане удовлетворения потребностей объект, а для этого надо ясно рассмотреть «поле» - внешний мир и свои собственные ресурсы. Выбрать из возможностей наилучшую и отказаться от других. Совершить ряд действий, чтобы приблизиться (не только в физическом смысле) к избранному объекту, иногда преодолевая множество препятствий. Нередко действия должны включать добрую толику агрессии, поскольку объект может вовсе не стремиться удовлетворять данную потребность личности. Именно в этом месте первую скрипку начинают исполнять эмоции, позволяющие осуществить выбор. По ходу выбора вариантов тело и потребность уходят в фон: внимание захвачено событиями внешнего мира. 3.Финальный контакт. Желанный объект достигнут; фигурой внимания становится собственно взаимодействие субъекта и объекта. Все, кроме «Я и Ты», уходит в фон. Граница между ними растворяется, и в спонтанном единении ощущений, чувств, мыслей и движения происходит, собственно, реализация потребности. В данный момент, когда субъекту приходится отпустить всякую произвольность и контроль, чтобы граница между ним и объектом могла раствориться, часто бывает затруднительно дифференцировать фон и фигуру. 4.Постконтакт. В качестве фигуры начинает снова выплывать «Я» - те ощущения, переживания, которые свидетельствуют, что потребность удовлетворена, и мысли по этому поводу. Гештальт завершается. Человек ассимилирует – присваивает и переваривает – новизну, а так же опыт, связанный с ее достижением. Фигуры окружающего мира и сама потребность становятся фоном. Человек отпускает завершившееся и готов делать что-то другое. Что же происходит с этим циклом контакта, когда появляется страх и тревога? Начнём с первой фазы: ПРЕКОНТАКТ. В этом месте ощущения, идущие изнутри или стимулы внешнего мира уже рождают тревогу. Они воспринимаются как угроза достигнутому ранее стабильному состоянию, хочется их подавить, не осознавать, избавиться от этой тревоги и сделать вид, что ничего не происходит. В результате фаза преконтакта заканчивается ощущением тревоги, вместо понимания своей потребности. На следующей фазе, КОНТАКТИНГ, тревога продолжает нарастать. Необходимость удовлетворить потребность усиливается, но потребность неосознана, не услышана. Её можно было бы понять через другие эмоции, но они подавляются тревогой и поэтому выбор осуществляется неосознанно. Или не осуществляется и происходит застревание на этой фазе. Можно долго терпеть - контролировать и подавлять эмоции. Но возбуждение растёт и в конце концов происходит неконтролируемый эмоциональный выплеск. Или эта фаза проскакивается и человек может совершать хаотичные действия, чтобы снять тревогу. Похоже на метания матери, которая не знает, почему ребёнок плачет и даёт ему то соску, то игрушку, то на руках ностит, то кормит. А ребёнок плачет ещё больше. На следующей фазе (ФИНАЛЬНЫЙ КОНТАКТ) человек панически пытается взаимодействовать с тем, что попалось под руку. Эмоции накалены, тревога переходит в панику. Именно в этом моменте можно съёсть всё, что в холодильнике или зависнуть в интернете и т.д. Энергия тратится на действия, не удовлетворяющие потребность, эмоции в таком состоянии не осознаются. Снимается котроль, происходит взаимодействие с внешними объектами, но это взаимодействие насильственное, человек делает то, что на самом деле не хочет делать. И потребность остаётся неудовлетворённой. На фазе ПОСТКОНТАКТА может возникать ощущение голода и пресыщения одновременно. Взаимодействие произошло, тревога снята, становится спокойнее. Но сложно ассимилировать то, что взято из внешнего мира, так как человек не был готов к этому да и не нужно ему это было. На физическом уровне может быть ощущение слабости, усталости, тошноты... И потребность, которая была изначально, осталась неудовлетворённой, или была удовлетворена частично. Всё вышеописанное может происходить в отношении разных потребностей и подтверждать убеждение, что мир опасен. И тревога со временем усиливается. Получается замкнутый круг. Корни этой непонятно откуда взявшейся тревоги могут идти из раннего детства. И именно в этом возрасте (0 - 18 мес.) формируется ОЩУЩЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ, базовое доверие или недоверие миру (по Э.Эриксону) Если ребёнок получает достаточно любви, пищи, сна, заботы и т.д. - у него формируется доверие миру. Если не вовремя и не в том количестве - формируется недоверие. Это полюса, конечно, чаще всего ребёноку этого то хватает, то не хватает, в какие-то моменты он удовлетворён и чувствует безопасность, его слышат и понимают, в какие-то моменты нет. И к концу этого периода он склонен доверять миру и людям или не доверять. А может быть и так, что в раннем детстве сформировалось доверие миру, но позже человек столкулся с событием, которое это доверие сильно пошатнуло или даже разрушило. И человек не смог восстановить это доверие. В этом случае при контакте с миром также может возникать тревога. Тревога может быть разной силы, особенно сильной тревога может быть, если возникает потребность, которая чаще всего оставалась неудовлетворённой или потребность, удовлетворение которой было прервано травматическим событием. Поэтому важно понять, какие же потребности вызывают наиболее сильную тревогу, а какие вызывают интерес, возбуждение и учиться способам их удовлетворения. Это возможно в процессе терапии, когда клиент говорит о тревоге и о том, что "не получается" так, как хочется, а получается что-то не то. Это могут быть сложнопереносимые состояния, в которых человека разрывает между эмоциональным голодом и переполненностью. Сложно сформулировать, что именно тревожит, есть страх и неуверенность. Со стороны терапевта важна поддержка и стабильность, внимательность к клиенту, который может сознательно или неосознанно подавлять тревогу. Наличие тревоги у клиета можно прочитать по невербальным признакам. Это может быть бледность, застывание или наоборот клиент может быть очень оживлённым, шутить и много говорить. При этом вербальная и невербальная информация противоречива. В контпереносных реакциях терапевта в этот момент тоже появляется тревога, желание "разрядить обстановку", переключиться на другую тему или скорее закончить консультацию. Это сигнал для того, чтобы остановиться и прислушаться к себе, спросить клиента, что же с ним сейчас происходит, если клиент затрудняется или отрицает, сказать о своих ощущениях и спросить, похожи ли они на то, что чувствует клиент. Это даёт возможность осознать эту тревогу и открывает возможность понять, что же за ней стоит, какие другие чувства и потребности. Тревога - это пласт, за которым "прячутся" реальные чувства, эмоции и потребности. Тревога говорит о том, что есть потребность. И есть смысл задержаться на первой фазе (преконтакт), чтобы понять, какие ещё ощущения, кроме тревоги присутствуют, что во внешнем мире вызывает интерес, возбуждение. С чем связан интерес, что хочется сделать. Терапевт контейнирует тревогу и помогает клиенту осознавать то, что за ней. Здесь уместны эксперименты, в которых человек контактирует с собой и миром, проходя все фазы осознанно и не спеша. Исследование истории клиента, моментов детства или взрослой жизни, когда возникла тревога, ситуаций, в которых наиболее ярко это проявляется - второе направление работы, которому тоже важно уделить внимание в терапии. Тема широкая и глубокая, интерес к ней не удовлетворён, так что буду рада дополнениям и комментариям. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|