Не бойтесь своих желаний!


 Очень наболевшая тема, не смотря на прохождение личной терапии, образование психолога и обучение в программе гештальта, тема про ИСПОЛНЕНИЕ СВОИХ ЖЕЛАНИЙ и ТРЕВОГУ. Довольно нередко на моём пути возникает эта самая тревога, и тогда страшно идти вперёд, быть естественной, проявлять эмоции, даже осознавать их. Я замираю и становлюсь совершенно беспомощной. Мир кажется опасным, от него хочется спрятаться, хотя, на самом деле никаких стихийных бедствий не происходит, всё как обычно. Да и клиенты нередко приходят с жалобами на нечто подобное. 

Не хочется пока пускаться в поиски причин этого состояния, а хочется его поисследовать. И поможет мне в этом такое понятие гештальта, как "ЦИКЛ КОНТАКТА".

Для "непосвящённых" немного теории: 

Пол Гудман условно разделяет цикл на четыре части:

1. Преконтакт. Фигурой являются все более явные сигналы восприятия, сообщающие о пробуждении потребности: это могут быть ощущения, идущие изнутри организма и переживаемые как своего рода «голод», или восприятие чего-то во внешней среде, что пробуждает потребность. Остальные телесные переживания и сигналы внешнего мира являются фоном. Это восприятие ситуации «как она есть», с заложенными в ней возможностями. В ходе преконтакта возникает известное возбуждение, необходимое для построения ясного Гештальта – фигуры потребности.

2. Контактинг. С момента осознания потребности место фигуры начинают завоевывать «возможности» ее удовлетворить: те одушевленные или неодушевленные объекты, которые привлекают внимание. На этом этапе личности придется проделать работу:

Сориентироваться во внешнем мире, чтобы определить надлежащий, «перспективный» в плане удовлетворения потребностей объект, а для этого надо ясно рассмотреть «поле» - внешний мир и свои собственные ресурсы.

Выбрать из возможностей наилучшую и отказаться от других.

Совершить ряд действий, чтобы приблизиться (не только в физическом смысле) к избранному объекту, иногда преодолевая множество препятствий. Нередко действия должны включать добрую толику агрессии, поскольку объект может вовсе не стремиться удовлетворять данную потребность личности.

Именно в этом месте первую скрипку начинают исполнять эмоции, позволяющие осуществить выбор. По ходу выбора вариантов тело и потребность уходят в фон: внимание захвачено событиями внешнего мира.

3.Финальный контакт. Желанный объект достигнут; фигурой внимания становится собственно взаимодействие субъекта и объекта. Все, кроме «Я и Ты», уходит в фон. Граница между ними растворяется, и в спонтанном единении ощущений, чувств, мыслей и движения происходит, собственно, реализация потребности. В данный момент, когда субъекту приходится отпустить всякую произвольность и контроль, чтобы граница между ним и объектом могла раствориться, часто бывает затруднительно дифференцировать фон и фигуру.

4.Постконтакт. В качестве фигуры начинает снова выплывать «Я» - те ощущения, переживания, которые свидетельствуют, что потребность удовлетворена, и мысли по этому поводу. Гештальт завершается. Человек ассимилирует – присваивает и переваривает – новизну, а так же опыт, связанный с ее достижением. Фигуры окружающего мира и сама потребность становятся фоном. Человек отпускает завершившееся и готов делать что-то другое.

Что же происходит с этим циклом контакта, когда появляется страх и тревога?

Начнём с первой фазы: ПРЕКОНТАКТ. В этом месте ощущения, идущие изнутри или стимулы внешнего мира уже рождают тревогу. Они воспринимаются  как угроза достигнутому ранее стабильному состоянию, хочется их подавить, не осознавать, избавиться от этой тревоги и сделать вид, что ничего не происходит. 

В результате фаза преконтакта заканчивается ощущением тревоги, вместо понимания своей потребности. 

На следующей фазе, КОНТАКТИНГ, тревога продолжает нарастать. Необходимость удовлетворить потребность усиливается, но потребность неосознана, не услышана. Её можно было бы понять через другие эмоции, но они подавляются тревогой и поэтому выбор осуществляется неосознанно. Или не осуществляется и происходит застревание на этой фазе. Можно долго терпеть - контролировать и подавлять эмоции. Но возбуждение растёт и в конце концов происходит неконтролируемый эмоциональный выплеск. Или эта фаза проскакивается и человек может совершать хаотичные действия, чтобы снять тревогу. Похоже на метания матери, которая не знает, почему ребёнок плачет и даёт ему то соску, то игрушку, то на руках ностит, то кормит. А ребёнок плачет ещё больше. 

На следующей фазе (ФИНАЛЬНЫЙ КОНТАКТ) человек панически пытается взаимодействовать с тем, что попалось под руку. Эмоции накалены, тревога переходит в панику. Именно в этом моменте можно съёсть всё, что в холодильнике или зависнуть в интернете и т.д. Энергия тратится на действия, не удовлетворяющие потребность, эмоции в таком состоянии не осознаются. Снимается котроль, происходит взаимодействие с внешними объектами, но это взаимодействие насильственное, человек делает то, что на самом деле не хочет делать. И потребность остаётся неудовлетворённой. 

На фазе ПОСТКОНТАКТА может возникать ощущение голода и пресыщения одновременно. Взаимодействие произошло, тревога снята, становится спокойнее. Но сложно ассимилировать то, что взято из внешнего мира, так как человек не был готов к этому да и не нужно ему это было. На физическом уровне может быть ощущение слабости, усталости, тошноты... И потребность, которая была изначально, осталась неудовлетворённой, или была удовлетворена частично. 

Всё вышеописанное может происходить в отношении разных потребностей и подтверждать убеждение, что мир опасен. И тревога со временем усиливается. Получается замкнутый круг.

Корни этой непонятно откуда взявшейся тревоги могут идти из раннего детства. И именно в этом возрасте (0 - 18 мес.) формируется ОЩУЩЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ, базовое доверие или недоверие миру (по Э.Эриксону) Если ребёнок получает достаточно  любви, пищи, сна, заботы и т.д. - у него формируется доверие миру. Если не вовремя и не в том количестве - формируется недоверие. Это полюса, конечно, чаще всего ребёноку этого то хватает, то не хватает, в какие-то моменты он удовлетворён и чувствует безопасность, его слышат и понимают, в какие-то моменты  нет. И к концу этого периода он склонен доверять миру и людям или не доверять. 

А может быть и так, что в раннем детстве сформировалось доверие миру, но позже человек столкулся с событием, которое это доверие сильно пошатнуло или даже разрушило. И человек не смог восстановить это доверие. В этом случае при контакте с миром также может возникать тревога. 

Тревога может быть разной силы, особенно сильной тревога может быть, если возникает потребность, которая чаще всего оставалась неудовлетворённой или потребность, удовлетворение которой было прервано травматическим событием.

Поэтому важно понять, какие же потребности вызывают наиболее сильную тревогу, а какие вызывают интерес, возбуждение и учиться способам их удовлетворения.

Это возможно в процессе терапии, когда клиент говорит о тревоге и о том, что "не получается" так, как хочется, а получается что-то не то.  Это могут быть сложнопереносимые состояния, в которых человека разрывает между эмоциональным голодом и переполненностью. Сложно сформулировать, что именно тревожит, есть страх и неуверенность.  

Со стороны терапевта важна поддержка и стабильность, внимательность к клиенту, который может сознательно или неосознанно подавлять тревогу.  Наличие тревоги у клиета можно прочитать по невербальным признакам. Это может быть бледность, застывание или наоборот клиент может быть очень оживлённым, шутить и много говорить. При этом вербальная и невербальная информация противоречива. В контпереносных реакциях терапевта в этот момент тоже появляется тревога, желание "разрядить обстановку", переключиться на другую тему или скорее закончить консультацию. Это сигнал для того, чтобы остановиться и прислушаться к себе, спросить клиента, что же с ним сейчас происходит, если клиент затрудняется или отрицает, сказать о своих ощущениях и спросить, похожи ли они на то, что чувствует клиент. Это даёт возможность осознать эту тревогу и открывает возможность понять, что же за ней стоит, какие другие чувства и потребности.

Тревога - это пласт, за которым "прячутся" реальные чувства, эмоции и потребности. Тревога говорит о том, что есть потребность. И есть смысл задержаться на первой фазе (преконтакт), чтобы понять, какие ещё ощущения, кроме тревоги присутствуют, что во внешнем мире вызывает интерес, возбуждение. С чем связан интерес, что хочется сделать. Терапевт контейнирует тревогу и помогает клиенту осознавать то, что за ней. Здесь уместны эксперименты, в которых человек контактирует с собой и миром, проходя все фазы осознанно и не спеша.

Исследование истории клиента, моментов детства или взрослой жизни, когда возникла тревога, ситуаций, в которых наиболее ярко это проявляется - второе направление работы, которому тоже важно уделить внимание в терапии.  

Тема широкая и глубокая, интерес к ней не удовлетворён, так что буду рада дополнениям и комментариям.



Просмотров: 393
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Потребность и тревога.
  • «А тревога не вернется?..» или какие гарантии может дать терапия
  • Потребность в любви, как потребность быть счастливым
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • "Чаша терпения" или как тревога превращается в тревогу невротическую
  • Потребность быть "хорошей"
  • "Хочу чтобы она меня любила"... или основная потребность мужчины
  • Почему в гештальт-терапии не может быть "сопротивления"
  • Базовые потребности: потребность во внимании
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Потребность в любви существует -она базовая потребность Человека Разумного.
  • Тревога. По каким правилам живет в нас тревога. Как забрать власть у тревоги. Часть 1
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Потребность в любви. Как ребёнок "добирает" эту любовь.
  • Ну не может быть убогим человек – творение Бога!
  • Может ли человек-мотылек быть другом или возлюбленным?
  • О чем может поведать тревога.
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • Может ли быть правым, человек ходящий «на лево», с правой!
  • Может ли быть правым, человек ходящий «налево», с правой!
  • Что нам может рассказать наша тревога
  • Двухслойное "пироженое", или как удовлетворить потребность
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Почему люди не обращаются за помощью к психологам, даже если есть острая потребность?
  • Почему бывает так сложно брать, даже когда четко осознаешь свою потребность?
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Как связаны между собой возбуждение и тревога?
  • А может быть все было не так…( о пользе действия номер ноль).



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь