Проблемы самооценки и неуверенность в себе или проблемы смысла?
Верю я в тебя – да…
Верю я в мечту – да…
Верю я в любовь - да...
Верю я в любовь!
(Н.Кончаловская)
Самооценка и Самоощущение
У каждого человека нормальное самочувствие, уверенность в собственных силах, возможность, самореализации, способность устанавливать глубокие межличностные отношения определяется степенью стабильности и устойчивости самооценки. Неспособность поддерживать адекватный уровень самооценки негативно сказывается на всех областях жизни. Самооценка очень важна, но прежде чем нам заниматься повышением самооценки, следуя конкретным советам и рекомендациям, необходимо рассмотреть это понятие и все-таки разобраться в том, почему для нас это так важно. От чего зависит наша самооценка? Чем может быть обусловлена слишком низкая или неустойчивая самооценка? С какими другими аспектами нашего Я она связана? На что это может влиять? Почему не так-то просто взять и повысить свою самооценку, что же мешает?
Самооценка может быть заниженной, либо завышенной, зачастую у человека происходят скачкообразные с трудом преодолимые перепады от одного полюса к другому, которые зависят от субъективного восприятия человеком успешности во внешних ситуациях или признания других людей. Любой человек стремится к притягательному полюсу высокой и устойчивой самооценки.
Конечно, важно, чтобы самооценка была адекватной и при этом не было чрезмерных поляризаций по полюсам. Считается, что человек с заниженной самооценкой не может достичь какого-то успеха в жизни. Но что считать успехом? Можно быть в целом успешным и даже получить признание, но при этом ощущать себя неудовлетворенным и несчастливым.
Пытаясь понять эту сложную диалектику, мы сталкиваемся с определенной фиктивностью понятия «самооценка»: человек оценивает себя – но на что он опирается, где критерии и эквиваленты, чем он руководствуется, что берется за основу? Зачастую таким критерием выступает внешняя успешность, результат - я определяю цель, формулирую задачу, получаю результат – достиг, не достиг – ставлю себе высокую оценку - жизнь засчитывается! А как и чем жить дальше, чем заполнять пространство своей жизни?
Мы живем не достижениями и результатами, мы живем качеством жизни, которое определяется качеством наших переживаний. Качество переживаний, скорее, относится к процессу, а не к результату, когда ты занят процессом, а не результатом, нужно уловить это состояние. Наполненность переживаниями, ощущение удовлетворенности, радости, счастья не связано с деятельностью, оно связано с внутренним состоянием. Но человеку не удается связать одно с другим.
Когда мое чувство собственной ценности напрямую и исключительно зависит от достижений, от того, признают ли меня другие люди и вызываю ли я в них восхищение, если я движим только этим, тогда о способности поддерживать адекватный уровень самооценки и речи нет. Тогда человек может теряться в ситуациях, непосредственно не связанных с получением результата и достижением цели – например общение, возможность получать удовольствие от общения с партнером, и здесь человек будет ощущать себя неуютно, неуверенно, он будет чувствовать свою несостоятельность.
Зачастую понятие самооценки связывается с респектабельностью самодостаточного имиджа. И тогда, решая проблемы, связанные с неуверенностью в себе, самооценкой, самоуважением, человек начинает завязываться на своем имидже – как он выглядит, преуспел ли он. он начинает отождествляться со своими социальными, семейными и другими ролями – я успешный профессионал, муж, жена, победитель конкурсов. Но важно понимать, что это только лишь роли, я как человек не есть это. Мое чувство собственной ценности произрастает из других источников - моей аутентичности, т.е. тождественности самому себе, чувства собственной подлинности.
Когда человек завязывается на своем имидже в ущерб своей подлинности, аутентичности, такая неудачная попытка формирования стабильного представления о себе может приводить к чувству неудовлетворенности, мешает устанавливать глубокие межличностные отношения и получать удовольствие от жизни, от общения с людьми.
Тогда возникает вопрос: если мы излишне жестко привязываемся к самооценке, не нарушает ли это нашу аутентичность, насколько мы соответствуем себе, следуем своим подлинным влечениям и желаниям в этих требованиях к себе? Все-таки главный вопрос самоприятия, а не самооценки. Я себя принимаю, мне хорошо с собой, мне хорошо с миром. Я вступаю в контакты, общаюсь с людьми, и между нами появляется этот ток общения очень эффективного и очень искреннего.
Осознание и внутреннее принятие ценности своего Я
Прежде чем нам говорить о самооценке, важно раскрыть более глубинные вещи - ощущаем ли мы ценность своего Я, насколько мы способны принимать себя. Человек любит жизнь и верит во взаимность, поэтому он чувствует себя наполненным жизнью, появляется самопринятие. Когда у человека появляется самопринятие, решается вопрос и с самооценкой.
Уязвимость самооценки и самоуважения связана с ранним опытом переживания себя, порождающим недостаток самопринятия и самоценности. Дефициты представления человека о себе возникают в раннем детстве из-за отсутствия адекватной эмоциональной связи с матерью, когда потребности ребенка разделять свой эмоциональный опыт с матерью блокируются. Ребенок не находит подтверждения своей реальности, пока его опыт не будет признан другими. Когда же ребенок не получает достаточного признания от матери, это приводит к убежденности, что он не заслуживает внимания любимого объекта. Следствием является неспособность полагаться на свои субъективные состояния и ощущать себя самоценной личностью, наделенной силой и желаниями. Отсутствие ощущения ценности своего Я вызывает чувство непригодности, ненужности, собственной неполноценности, отчужденности от себя и от других людей.
Уязвимость самооценки является следствием отчужденности от самого себя, которое проявляется в отсутствии внутренней согласованности с самим собой - человек не прислушивается к себе, игнорирует собственные чувства, переживания, влечения, переступает через самого себя, не позволяя звучать собственному голосу. Жизнь делается эмоционально бедной и пустой.
Неприятие себя – это и есть тот самый барьер, за которым мы находимся и из-за которого не способны ощутить свою подлинность, глубину, наполнить жизнь радостью и красками. Когда этот барьер исчезает, и мы становимся настолько большими, что можем принимать себя в самых разных своих проявлениях, любые свои качества, слабости и несовершенства, свои ограничения, мы можем плакать, совершать ошибки, что-то терять, забывать, злиться, тогда мы открываемся для жизни в себе.
Жертвуя аутентичными проявлениями своей личности, человек лишает себя смысла. Когда все жизненные планы основаны не на аутентичных представлениях о себе, а служат тому, чтобы преодолеть чувство беспомощности и собственного несовершенства, неизбежно наступает провал, ощущение пустоты, депрессия, неудовлетворенность.
Идентичность
Ключевой вопрос - вокруг чего организуется идентичность человека, вокруг каких образов и представлений организуется его личность. Какие смыслы являются центром моего притяжения, что направляет мою жизнь, что я привношу во все взаимодействия, важно осознавать это. Эти вопросы относятся к очень важному параметру, который гораздо важнее, чем самооценка - идентичность, самоидентификация – это самый фундамент психики. Человек ищет ответ на вопрос «Кто Я?».
Неустойчивая, расшатанная, хрупкая идентичность – эта проблема гораздо более серьезная, чем нестабильная или низкая самооценка. Человек не может правильно выставлять критерии самооценки, самопринятия, у него наступает кризис идентичности. Он не может определиться с выбором профессии, не может себя найти, не знает правильно ли выбрал брачного партнера, не чувствует собственных желаний, утрачивает значимость текущих целей, не знает зачем живет, не понимает в чем смысл жизни не вообще, а его собственной. Человек не аутентичен себе, он не может узнать себя в себе, чувствует себя неуместным, не может опираться на себя.
Естественно, что в такой ситуации человек ищет компенсации своих внутренних дефицитов. И у него возникает потребность в признании и подтверждении собственной ценности и целостности со стороны других людей. Как следствие возникает уязвимость самооценки, зависимость от мнения, оценок, действий окружающих, т.к. он не ощущает себя целостным и способным опереться на свои собственные ощущения, представления о самом себе. У человека существует потребность в достраивании собственного психологического пространства, используя для этой цели других.
Для такой ситуации характерно нарушение, смешение психологических границ. На когнитивном уровне человек отличает себя от окружающих, но на эмоциональном не проводит различий между собой и другим человеком, не осознает, где заканчиваюсь Я, и начинается другой человек. И как тогда управлять своим движением, своим потоком жизни, где этот центр притяжения, который направляет мое движение по жизни?
Люди страдают от того, что не осознают, в чем их уникальность, неповторимость, их подлинная природа. Потому постоянно себя с кем-то сравнивают, не живут из себя самого, живут так, словно заглядывают в чужие тарелки. Когда человек раскрывает свою подлинную природу, свою неповторимость, свою самость, ему не надо себя ни с чем сравнивать. Тогда жизнь наполняется смыслами.
Смыслы
Смысл жизни упирается в самооценку, с другой стороны, и самооценка упирается в смысл жизни. Это взаимосвязано, вопрос только в том, что мы наблюдаем на поверхности.
Мы можем представить различные жизненные ситуации, связанные с переживанием жизненного кризиса: любящая мать, которая вырастила детей, и они более не нуждаются в ее пристальном внимании и заботе; менеджер, который переживает психологическое выгорание, теряет весь свой энтузиазм и эффективность, а великолепный отдых на курорте ему не помогает; ответственный начальник крупной организации, которого с почестями отправляют на пенсию; от женщины ушел любимый мужчина, с которым они прожили вместе десять лет.
В таких ситуациях человек может переживать острый психологический кризис, надлом, связанный с резкими переменами, с утратой прежних целей и объектов, с необходимостью отказываться от привычных и устоявшихся ролей и идентификаций, т.е. всего того, что наполняло содержанием жизнь. Но в то же время ситуация кризиса - это ситуация и обесценивания того, что было раньше, всех прежних завоеваний, это процесс, который сопровождается глобальным ценностным кризисом, человек отказывается от прежнего, оно не приносит прежней радости. Т.е. у человека происходит утрата интереса к целям, которыми он жил до кризиса, он более не ощущает их важность и ценность для себя.
И мы не можем однозначно определить, что тут является причиной, а что следствием. Для каждого человека в каждой конкретной ситуации этот вопрос решается индивидуально. Когда муж любим женщиной, и он уходит – безусловно, это трагедия. Но зачастую происходит одновременно то и другое: и утрата ценностей или объектов, и потеря интереса. Более всего нас интересует - что же стоит за этим угасанием интереса? Для нас это повод глубоко задуматься.
Что такое кризис – это переход, ломка прежних наработок, ситуация выбора между прогрессом и регрессом. Это также проявление пульсации жизни в нас - невозможно прожить жизнь, не пройдя через ряд кризисов. Кризис всегда ставит человека перед необходимостью выбора чего-то нового, доселе неизвестного, создания нового смысла, новой ценности. Кризис несет опасность для нас, но дарует также и возможности. И сухой остаток кризиса определяется нашим внутренним выбором, осознанным или нет.
Человек, переживающий кризис идентичности не чувствует эту возможность выбора. Переживание кризиса отбрасывает нас к самим себе, прежние опоры ослабевают или вовсе утрачиваются. Но опоры-то были внешними, а найти для этой потери достойной замены у человека не получается. У человека угас интерес – речь идет об утрате смысла происходящего с ним, оборвалась жизненно важная нить, ведущая к глубинным структурам его Я. Но для любого из нас жизнь – это жизнь, у которой есть смысл, поэтому если человек теряет смысл жизни, сама жизнь тут же теряется. Когда разбиваются смыслы – это угрожает самой жизни.
Человек может выбирать, человек может что-то компенсировать, осмысливать свое существование. Кризис дает встряску, он заставляет думать - он требует от человека нового понимания себя, расширения идентичности, иного видения планов и целей.
Кризис идентичности – это драма, которая разыгрывается между возможностью потери себя и властью над потерей себя, между обесцениванием себя и обретением самоценности, между тем, чтобы умертвить себя, и тем, чтобы подарить себе жизнь, мобилизуя жизненные порывы. Главный вопрос в том – что мы выбираем.
Где же ты мечта?
Как же изменить эту ситуацию? Изменять. У нас есть воображение, у нас есть психика, и мы можем на это опираться, нам нужно найти эту точку опоры в самих себе, чтобы перевернуть ситуацию.
Ключ – в нас самих: в нашей фантазии и в способности к рефлексии. Нам нужно восстановить недостающие связи с собственной глубиной, и эти связи становятся нитями Ариадны, способными вывести нас наружу на воздух из душных катакомб. Нам нужно разблокировать нашу фантазию и способность опираться на собственное мышление и доверять себе. Мы обретаем смыслы сначала в собственном воображении, в словах, а затем в объектах и ценностях.
Пустота – это нечто несуществующее, это то, чего нет, это как небытие. Чтобы выйти из этого небытия, нужно открыться фантазии, разблокировать ее, позволить себе это. Нам необходимы прекрасные образы, намеки в будущее, эти нити Ариадны, прекрасные, зыбкие и эфемерные, но благодаря которым я способен преобразовать небытие и наполниться жизнью.
Услышать свой собственный голос. Открыться мечте, дать ей пространство, тогда придет желание, новый объект желания, откроется новый смысл… Новое пространство. Новый вектор – лучше, когда от себя, а не к себе.
Голенева Лада Викторовна - психолог, психоаналитик.
Вы можете записаться на консультацию по тел. 8-909-958-07-49.