|
Депрессия (когнитивный подход).Автор статьи: Предеин Евгений Викторович
Депрессия (когнитивный подход). В соответствии с представлениями Аарона Бека психологические нарушения, то есть тягостные чувства, странное поведение и различные неприятные психологические симптомы происходят от неадекватного способа восприятия и переработки информации о происходящем с человеком и его окружением. Когниции - это словесные суждения или образы восприятия, они связаны с лежащими в их основе установками, убеждениями и представлениями. Выводы, которые делаются в дальнейшем можно рассматривать как гипотезы, подлежащие проверке. Поэтому в рамках когнитивной психологии считается, что способы осмысления ситуаций и событий значительно влияют на чувственные состояния и поведение. Знания о событиях (мысленные) зависят от прошлого опыта, который используется для оценки и классификации этих событий. Самообъяснение стрессовых ситуаций – это процесс адаптации человека к быстро меняющемуся миру. Этот процесс включает в себя: оценку событий, мобилизацию способностей и возможностей, проблемы риска и выбора, а также способы борьбы со стрессом. При больших стрессовых нагрузках, при опасности для жизненных потребностей этот нормальный адаптивный процесс изменяется. В результате человек переходит к крайне односторонним, сверхобобщенным заключениям, решениям глобального масштаба. Эти неправильные интерпретации событий ведут к неприятным эмоциям, которые представляют собой сильно преувеличенные эмоции (например, печаль вызывается объяснением происходящего в терминах лишения или поражения). При депрессии обычная печаль превратится в огромное чувство тотальной потери или полного фиаско. Нормальное стремление любого человека к душевному спокойствию приводит к абсолютному избеганию любых эмоций, вплоть до состояния эмоциональной пустоты. В результате чего, на уровне поведения часто возникает отказ от движения к любой цели, и, даже, от всякой активности. Чувствительность человека к стрессам зависит от биологической предрасположенности и от индивидуального опыта. Одни люди более чувствительны к препятствиям для свободы выбора и самостоятельности, другие, наоборот, к разрыву межличностных отношений. Депрессию можно охарактеризовать так называемой «когнитивной триадой». Она состоит из трех групп негативных оценок – себя, окружающего мира и своего будущего. Человек считает себя неполноценным, беззащитным, лишенным всего, обладающим только недостатками. Окружающий мир он обвиняет в непомерных требованиях, непреодолимых препятствиях к достижению целей, отсутствии радостей в жизни и проблемах в общении с другими людьми. Будущее, по мнению человека страдающего депрессией, несет только усугубление всех лишений и поражений, ничего хорошего там не будет. Из этих мыслей и вытекают все чувственные и поведенческие аспекты депрессии. Если сам не способен ничего делать, надо больше зависеть от других, далее пессимизм, паралич воли, отказ от активности. Если мы ничего не ждем хорошего от будущего, то мы ощущаем потерю энергии, апатию, инертность. Одна из главных проблем при депрессии склонность обращать внимание только на отрицательную сторону любого события и явления. Скорее всего, она складывается в раннем детстве из общения со значимыми взрослыми. Когнитивную модель депрессии можно представить как искажение основных свойств мышления, таких как когнитивные элементы, когнитивные процессы. Под когнитивными элементами понимаются два уровня: а) автоматические мысли, образы, которые говорят о процессе переработки информации; б) базисные схемы, они применяются для оценки и обозначения событий, сложившихся в прошлом опыте. Автоматические мысли отличает свернутость, неподвластность сознательному контролю. Они переживаются как аксиома, истина, не подлежащая оспариванию, как слова родителей, услышанные маленькими доверчивыми детьми. Так, студент, панически боящийся экзамена, «автоматически» оценивает плохую отметку как «полный провал». Искажение оценки внешней ситуации автоматическими мыслями объясняется неудачностью действия лежащих в их основе базисных схем. При депрессии схемы неадаптивны, имеют тенденцию к многократному повторению, склонны к застыванию и сопротивляются изменениям. Схемы зарождаются в раннем детстве из опыта отношений с родителями и могут образовывать что-то вроде «жизненной философии». У депрессивного человека часто базисные схемы порождают неуверенность в себе, чувство ничтожности. Для людей, страдающих депрессией характерны следующие варианты когнитивных процессов: 1) произвольные умозаключения – когда выводы не вытекают из подтверждающих фактов, а может даже противоречат им («ты не любишь мамин борщ – значит, ты не любишь и меня!»); 2) сверхобощение – когда на основании немногих фактов основывается целая теория общих принципов поведения («если у меня сегодня не получилось с женщиной – значит я вообще импотент»); 3) избирательное произвольное обобщение – вырывание деталей из контекста, обращение внимания только на негативную информацию (например, обращение внимания только на катастрофы и насилие в телевизионных программах); 4) искаженная оценка события – его преувеличение или преуменьшение в худшую сторону; 5) персонализация – приписывание себе вины за все происходящее, видение в словах других людей только критику в свой адрес; 6) максимализм или «черно-белое» мышление – серого, а тем более цветного не бывает, или люблю, или ненавижу, все или абсолютно плохо или абсолютно хорошо. Депрессия, по сообщениям исследователей, хорошо поддается лечению с помощью средств когнитивной психотерапии. Когнитивная терапия является своего рода обучающим курсом, где клиент с помощью терапевта стремится исправить систематические отклонения в мышлении, в частности, обнаружение автоматических мыслей, реконструкцию базовых схем, изменение когнитивных процессов, закрепление конструктивных поведенческих навыков. Широкой популярности этому направлению психотерапии помогала вера в положительные изменения, которых может достичь человек, изменяя способы своего мышления, тем самым изменяя субъективную картину мира. То есть человек сам создает и перестраивает собственный мир, исследуя и модифицируя способы его познания.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|