|
Тревожный ребёнок. Как помочь?Автор статьи: Осипова Мария Дмитриевна
В современной психологии различают тревогу как эмоциональное состояние и тревожность как устойчивое свойство, личности или темперамента. Тревожность - это состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющее отрицательную эмоциональную окраску, но при этом, в отличии от страха, который конкретен, тревога не имеет конкретного предмета. В норме тревожность присутствует у каждого человека и даже помогает ему лучше справляться с делами, но излишняя тревожность только мешает общению, обучению и труду, делает медлительным и боязливым. Вот как может проявляться тревожность в дошкольном возрасте: - частые проявления беспокойства и тревоги, а также большим количеством необоснованных страхов. - низкая самооценка, в связи с чем у детей возникает ожидание каких-либо негативных реакций со стороны окружающих. - такие дети очень чувствительны к своим неудачам, болезненно реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения. - имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы, занимаются онанизмом). Это оказывает на них успокаивающее воздействие. - Рисунки тревожных детей отличаются обилием штриховки, мелкими размерами, сильным нажимом. Нередко тревожнее дети излишнее внимание уделяют деталям. - можно наблюдать большую разницу между поведением ребёнка на занятии и в свободной игре. На занятии он зажат, редко отвечает на вопросы и практически никогда не высказывается сам, в другое время может быть наоборот общительным и подвижным. Как помочь тревожному ребёнку? Прежде сего усилия надо распределить по трём направлениям: 1) Повышение самооценки. Важно обращаться к ребенку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей и взрослых. Однако похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь, также ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. Такую похвалу можно облечь в наглядную форму, например, оформить стенд или альбом с достижениями ребёнка. Для повышения самооценки очень полезна организация игр, таких как «комплементы», «я дарю тебе», «ветер дует на того…», и т.д. о них я расскажу позднее. 2) Обучение детей умению управлять своим поведением. Важно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы (сложности, страха), можно предложить ребёнку нарисовать свой страх, а затем обсудить рисунок. Категорически не допускается сравнивать детей друг с другом, травмирующим событием для тревожного ребёнка может стать даже простая эстафета в детском саду. Стоит так же отказаться от любых заданий, где нужно проявить скорость. Достижения ребенка можно сравнивать с его же результатами, показанными, например, неделю назад. Кроме рисунков выразить тревогу и страх поможет совместное со взрослым сочинение сказок и историй. Обучать ребенка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях можно и нужно в повседневной работе с ним. 3) Снятие мышечного напряжения. состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела. Еще один способ снятия излишней тревожности - раскрашивание лица, можно использовать аквагрим. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше удовольствия. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|