Как пройти в библиотеку. Хитрости транзита

Здравствуйте, друзья!

Как поживаете нынешней золотой осенью? Нашли возможность поработать над материалами прошлого выпуска? Меня несколько затянули преподавательские дела – в нашем университете большой набор, но это приятные хлопоты. Первокурсникам еще трудновато разбираться в правилах обучения, особенностях проведения занятий и прочих хитростях новой студенческой жизни – вот и помогаем, водим их за руку, показываем правильный путь.

Это я, собственно, к тому клоню, что сегодня речь у нас пойдет об очень похожей задаче – только в ораторском мастерстве. Представьте себе, оратор должен быть первоклассным проводником! Ему просто необходимо уметь провести слушателей по своему выступлению «за руку» так, чтобы каждое слово выполняло свою задачу максимально эффективно, каждая мысль предстала в полном блеске и великолепии, чтобы один аргумент не заслонял другой – и все они не сбивались в кучу.

Хитрость в том, что придумать или написать, или выучить кем-то написанную речь – недостаточно для того, чтобы хорошо с ней выступить.

Даже если вы назубок выучили каждый этап вступления и заключения, даже если организовали основную часть выступления в идеальную структуру – все может пойти прахом. Почему? Потому что письменная речь отличается от устной много больше, чем кажется на первый взгляд. Судите сами.

«Две большие разницы...»

Как пройти в библиотеку Хитрости транзита

Чтобы понять любой текст, нам нужно вникнуть в его структуру, понять логику изложения, увидеть основные и вспомогательные мысли, тезисы и аргументы. В письменной речи автор (он же рассказчик) может облегчить читателю работу и структурировать текстовый массив с помощью богатого набора инструментов: абзац, красная строка, нумерованные и ненумерованные списки, подчеркивание, жирный шрифт, курсив и так далее. А как прикажете расставлять структурные акценты оратору в устном выступлении – изгибаться курсивом или распахивать полы пиджака для обозначения жирного шрифта?

Кстати – идея, надо попробовать...

Можно, конечно, не заморачиваться и рассказать (или прочесть) текст обычным способом – ограничившись паузами в конце абзацев. Очень многие так и делают, предоставляя зрителям разбираться в структуре самостоятельно. Но ведь зритель не видит наперед общей картины всей речи, он получает информацию постепенно предложение за предложением – поэтому сам правильно представить верную структуру физически не может. В итоге речь для него превращается в сплошной поток неорганизованной информации, воспринимать который невообразимо трудно. В итоге одни пытаются понять, быстро от этого устают и отключаются, другие, более опытные – экономят силы и отключаются сразу.

Если оратор хочет, чтобы публика легко его понимала и точно следовала авторскому замыслу, ему жизненно необходимо уметь организовывать и структурировать свою речь не хуже, чем письменную, но, конечно, другими – специальными ораторскими методами.

В пособиях по мастерству публичных выступлений эти методы, конечно, упоминаются, но они обычно разбросаны по отдельным темам и главам – что-то в жестикуляции вспомнится, что-то в интонациях промелькнет и так далее. А вот в американском риторическом курсе от University of Washington (кстати, отличный курс, рекомендую – бесплатно висит на Coursera) мне встретился целый специальный термин – «Transition». Он там как раз и обозначает сумму умений расставлять акценты, структурировать свою речь с помощью пауз, интонаций, перемещений, жестов и других ораторских инструментов – то есть качественную передачу структуры выступления от оратора к слушателям. Transition даже выделен самостоятельным пунктом в бланках обратной связи курса наряду с основной идеей, аргументацией, исполнением и другими ключевыми навыками, что подчеркивает их равную высокую значимость. Давайте-ка введем в наш курс ораторского мастерства свой аналог этого термина – например, «Ведение», что скажете?

Инструменты для ведения нам хорошо знакомы – каждый из них мы подробно разбирали в предыдущих выпусках. Правда, довольно давно – когда говорили о параметрах техники оратора. Давайте кратко перечислим эти инструменты и их некоторые функции.

Паузы. Отделяют одну мысль от другой, помогают акцентировать внимание на важных моментах. Дают возможность зрителю «нарисовать» в голове образы того, о чем говорит оратор.

Интонации. Создают вопросы, отрицания и утверждения, сигналят об окончании абзаца или целой главы или всей речи. С помощью разных интонаций оратор маркирует разные части текста и разные мысли, изображает речь различных людей.

Жесты. Помогают спикеру представить нумерованные и ненумерованные списки, «разложить» содержание речи в пространстве на составные части, даже составить из них иерархию. Иллюстрируют анализ и синтез информации, демонстрируют соотношения и размеры частей, подводят итоги.

Перемещения. Помогают выделить и «дорого продать» отдельные аргументы или составные части выступления – так, чтобы они не слипались в одну кучу. Организуют пространство для рассказа о хороших и плохих новостях. Повышают напряжение и энергетику, иллюстрируют приближение кульминации, «изюминки», главного посыла выступления...

А, собственно, что это я вам рассказываю то, что вы уже должны прекрасно знать сами? Получайте-ка домашнее задание – создать свой список инструментов ведения с расшифровкой функций каждого из них. Даже если вы просто повторите (но самостоятельно) тот, что приведен здесь – есть надежда, что и практическое исполнение ведения будет вам удаваться с каждым разом все лучше и лучше.

Итак, резюме:

для успеха нашего выступления мы должны:

не только

- отлично владеть ораторскими техническими приемами;

не только

- подготовить качественное содержание речи.

Но и

- продумать и отрепетировать четкое ведение зрителей по второму с помощью первого.

И к первому домашнему заданию – традиционное второе: обратите внимание, применяете ли вы ведение в своих выступлениях. Потренируйте на практике те приемы, о которых мы сегодня говорили и поделитесь полученными результатами. Работать!

На этом прощаюсь – повел за руку первокурсников в новое путешествие )). Делитесь впечатлениями, оставляйте комментарии, пишите на почту [email protected].

Верных Вам слов и верных решений!

С уважением,

Вячеслав Саломасов.

Фотографии, видеофрагменты и рисунки взяты из открытых источников в интернете.

Все новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с моим тренерским участием читайте на сайте Верного Слова

http://vernoeslovo.com/



Просмотров: 279
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему взрослые люди хотят, чтобы их речь была лучше?
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • А зачем мне речь, если у меня есть идеальные родители
  • Почему люди не обращаются за помощью к психологам, даже если есть острая потребность?
  • ИСКУССТВО ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ. Часть 5. Техника речи. Жесты оратора.
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Мужчинам не нужно уметь читать мысли, чтобы понять чего хочет их женщина
  • Содержание речи. Три составных части марксизма...
  • А о чем, собственно, речь? Что такое подростковый кризис
  • ИСКУССТВО ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ. Часть 4. Техника речи. Основные позы оратора (постановка на публике)
  • Когда развивать речь ребенка? Как только он родился!
  • ИСКУССТВО ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ. Часть 3. Энергетика речи оратора
  • Внутренний наблюдатель оратора. Как сделать речь живой без шпаргалок.
  • Что сделать для того, чтобы даже самые смелые желания казались исполнимыми
  • Вы умеете вести свою речь?
  • Каждый может выделить 10 минут, чтобы позаботиться о себе
  • Стереотип - киллер публичного выступления. Что мешает подготовке к публичному выступлению? Часть 2.
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Правила и приемы публичного выступления.
  • Целое не равно сумме своих частей: как конкретизировать речь клиента
  • Изобилие это когда всё есть и даже немножко больше, а лучше много про запас.
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Подготовка презентации для публичного выступления: при чем здесь психология?
  • Мы настолько разные, что у каждого даже бред свой
  • Мы настолько разные, что у каждого даже бред свой
  • Можно выбраться из любой ловушки, даже если ты сам себе её обеспечил
  • На чем можно разбогатеть — 8 инструментов, чтобы всегда быть «при деньгах»
  • Содержание речи. Карты, мысли, сто программ...
  • Почему люди не ходят к психологам? (Даже если очень прижмёт)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь