Притчи, мифы и сказки – ловушка для бессознательного!

Притчи, мифы(истории) и сказки — великолепный инструмент работы с бессознательным не только для психолога и психотерапевта, а для любой саморазвивающейся личности. Словарь В. Даля толкует притчу как «поучение в примере».

Притчи мифы и сказки  ловушка для бессознательного

Притчи — это картинки через слово. «Подобно иллюстрациям, они облегчают понимание и обла­дают большой дидактической ценностью.» [2]

«С незапамятных времен истории, сказки, мифы, бас­ни и притчи, как в европейских странах, так и на Восто­ке, выполняли две функции: они развлекали людей и в то же время были средствами народной психотерапии за­долго до возникновения и развития современной психо­терапии. И по сей день, прежде всего в странах Востока, истории используются как помощники в жизни.» [3]

         С помощью притч «в сознании людей закрепля­лись нравственные ценности, моральные устои, правила поведения. Благодаря своей занима­тельности истории особенно хорошо подходили для этой цели. Они были той ложкой меда, ко­торая подслащивала и делала интересной даже самую горькую мораль. Иногда мораль историй можно понять сразу, иногда она скрыта и пред­ставляет собой всего лишь намек.» [1]

         Притчи способствуют расширению кругозора и изменению привычных представлений, облегчают интеллектуаль­ное и эмоциональное изменение жизненных позиций.

         Образный, красочный язык притч воздействует на логичес­кое мышление, фантазию, интуицию и твор­ческие способности человека.

Притчи способствуют ликвидации внутреннего сопротивления и облегчают осуществление самопомощи.

«Для того чтобы упражнять и поддерживать наш ум, позитивная психотерапия предлагает нам различные притчи, образы, сказки, юморески и мифические образы. То или иное переживание, находящее отражение в рассказанной в нужное время истории, получает новое осмысление. Любое происше­ствие, случающееся с человеком, глубоко индивидуально, однако его смысл и значение могут быть открыты в определенных образах и символах.» [4]

         Цель терапевтических историй - не столько морализирование, сколько соприкосновение в воображении с ситуацией примером. В силу этого истории выполняют целый ряд функций.

«Истории можно разделить на две группы:


  • истории, которые утверждают существующие нормы;

  • истории, которые подвергают сомнению незыблемость существующих норм.


Несмотря на противоположность, эти группы не являются взаимоисключающими.

         Во-первых, смысл каждой истории человек воспринимает по-своему, в зависимости от своего образа мыслей.

         Во-вторых, когда человек постигает относительный характер отдельных норм, то «смена позиции» происходит не за счет утраты ценностей, а за счет того, что он начинает понимать, что могут быть более предпочтительные ценности. И наоборот, подчеркивание, усиление акцента на существующих общепринятых нормах приводит к тому, что другие точки зрения ставятся под сомнение или отвергаются.

         Во взаимоотношениях людей, а также в переживаниях и эмоциях, которые возникают при ознакомлении с историями, существуют явления, которые мы назовем «функциями историй».»[1]

1.«Функция зеркала. Снимая эмоциональное напряжение, истории помогают клиенту увидеть свои проблемы со стороны. Так он может определить своё отношение к привычным возможностям решения конфликтов.»[6] «История становится как бы тем зеркалом, которое отражает и отражение которого побуждает к размышлениям.»[1]

2.Функция модели. Истории отображают конфликтные ситуации в виде алгоритмов и предлагают различные варианты разрешения про­блем. «Она дает возможность человеку по-разному интерпретировать содержание истории, событий, изложенных в ней, сопоставлять это содержание с собственной ситуацией. Истории предлагают различные варианты действий, при этом мы в своих мыслях и чувствах знакомимся с непривычными ответами на привычные конфликтные ситуации.»[1]

3.«Функция медиатора. Страх человека перед новым, боязнь потерять то, что у него уже есть, могут быть ослаблены с помощью переноса остро­ты ситуации в воображаемый мир историй. Привычная с детства игра во­ображения в то, что происходит понарошку, позволяет клиенту, говоря как бы не о себе, а о персонаже истории, решать значимые конфликты.
Обсуждая героя повествования, клиент объединяется с консультантом. Так ситуация «консультант — клиент» меняется на ситуацию «консультант - история - клиент».»[6]

4.Функция пролонгирования(хранения опыта). «Благодаря своей образности истории легко запоминаются и после окончания врачебного сеанса продолжают «работать» в повседневной жизни пациента; в памяти может возникнуть ситуация, подобная той, которая изображена в истории, или появиться потребность продумать отдельные вопросы, затронутые в ней. При изменяющихся условиях пациент может по-другому интерпретировать содержание одной и той же истории. Он обогащает свое первоначальное понимание истории и усваивает новые жизненные позиции, которые помогают разобраться в собственной мифологии. Таким образом, история выполняет функцию хранения опыта, то есть после окончания психотерапевтической работы она продолжает оказывать свое действие на пациента и делает его более независимым от врача.»[1]

5.Функция носителя традиций. Описывая индивидуальные ситуации, истории выносят их за пределы индивидуального опыта и обращаются к культурным традициям и опыту различных поколений.

6.«Функция межкультурального посредника. Вызывая естествен­ную симпатию на основе общечеловеческих идеалов, общепризнанныхпонятий, норм поведения, стереотипов решения конфликтов, истории передают информацию о жизненных принципах, традициях и уникаль­ном народном колорите других культур.»[6]

«Узнавая иной образ мыслей, можно многое позаимствовать для себя. Конечно, истории не знакомят нас со способом мышления, характерным для современного общества. Но как побуждение к сомнению, к размышлению относительно пра­вильности существующих представлений, как посредник при ознаком­лении с иными, неизвестными нам жизненными понятиями, они, хотя и являясь анахронизмами, способствуют расширению горизонта и поста­новке новых целей»[1]

7.«Функция регрессии. Сам процесс рассказывания истории пре­вращает терапию в нечто интимно-семейное. Создаётся атмосфера «сказки, рассказанной на ночь», оживляющая фантазию, интуицию и внутренние ресурсы человека. Глубина регрессии регулируется выбо­ром темы и истории, темпа рассказа, тембра голоса и т.д.

8.Функция контрконцепции. Истории помогают осуществлять те­рапевту и клиенту обмен концепциями. При этом альтернативы, пред­ложенные в истории, могут быть приняты или отклонены.

9.Функция изменения концепции. Возбуждая игру воображения, предлагая альтернативные, порой странные, порой смешные решения, истории вызывают новое неожиданное переживание, смену парадиг­мы, интуитивное открытие, сопровождаемое изумлением и воодушев­лением, часто возгласом «ага!»»[6]

         «В психотерапевтической ситуации альтернативные концепции предлагаются и в виде рецепта. Пациент получает задание познакомиться с альтернативной концепцией. Задание может быть таким: прочитать историю, подумать над ней, выразить свое суждение устно или письменно. Врач может настаивать на выполнении задания или же наоборот — предоставить свободно проявиться действию альтернативной концепции, которая не может оставить пациента равнодушным. То, какую форму историй выбрать для выявления действия альтернативной концепции, зависит также и от других обстоятельств. Это могут быть истории, изобилующие подробностями и поэтической образностью, истории, суть которых выражена лаконично, афоризмы, пригодные как рецепт; это может быть также и альтернативная концепция, не облеченная в литературную форму, которая непосредственно, экспромтом, явилась ответом на вопрос пациента.»[1]

         Носсрат Пезешкиан в каждом своем труде описывает использование историй во всевозможных жизненных ситуациях. Он подчеркивает: «Если их применять вовремя и в соответствии с реко­мендациями, то они могут стать отправным пун­ктом для терапевтических усилий врача и спо­собствовать изменению жизненной позиции и поведения пациента. Однако неправильная дози­ровка, неискренность и подчеркнутое морализи­рование со стороны врача могут причинить вред.»[1]  

         Ответы на вопрос: «Как можно использовать притчи на практике, особенно в вопросах психосоматики?» легко получить, прочитав книгу Носсрат Пезешкиан «Психосоматика и позитивная психотерапия».

 

Литература:

1. Пезешкиан Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия: Пер. с нем./Общ. ред. А.В. Брушлинского и А.З. Шапиро, предисл. А.В. Брушлинского, коммент. А.З. Шапиро. — М.: Прогресс, 1992. — 240 с.

2. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов. — СПб.: Речь, 2002. — 288 с.

3. Пезешкиан Н. 33-и одна форма партнерства: Пер. с нем. – М.: Медицина, 1998. – 288 с.

4. Пезешкиан Н., Захсе Г. Мне ясно, как справиться с диабетом: Пер. с нем. – М.: ООО «Издательство «Уникум Пресс», ЗАО «Арт-Бизнес-Центр», 2003. – 224 с.

5. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия: Пер. с нем. - 2-е издание. - М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. - 464 с.

6. Кириллов И. Базовый курс позитивной психодинамической психотерапии

Рига.: Издательский дом megapressgroup™, 2007. - 240 с.



Просмотров: 469
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сложные семьи. Три истории истории о женском (не)счастье.
  • Уроки истории. Или - выбор быть человеком.
  • Истории клиентов, или что может мешать рождению ребенка
  • Психотерапия или коучинг, что выбрать? Жизненные истории моих клиентов...
  • Психотерапия личной истории
  • Использование личной жизненной истории в работе с проблемной ситуацией
  • «Дороги, которые нас выбирают» – 4 простые истории о жизни, судьбе и уловках лукавого Эго
  • Методика «Ресурсы нашей истории или почему нам повезло быть собой?» / Новая путёвка в дальнейшее.
  • Телесно-ориентированная психотерапия - что это такое? Немного истории.
  • Марс и Бони, Два лучших друга человека. Две Истории из жизни.
  • Бремя больного: жизненные истории. История третья
  • Бремя больного: жизненные истории. История вторая
  • Бремя больного: жизненные истории История первая
  • Прошлые жизни существуют! (клиентские истории)
  • Зеркальное отражение истории одной клиентки в эссе
  • Истории из жизни
  • Грустная история о роли личности Лошади в истории
  • Истории о счастье. История вторая
  • Истории о счастье. История первая
  • Практика работы со страхом в одной истории.
  • Я - автор своей истории.
  • Внутренний ребенок: клиентские истории. История №2
  • Внутренний ребенок: клиентские истории. История №1
  • Я решила полюбить себя...Истории из жизни
  • Интересные истории на подумать...
  • Из прошлого в настоящее. Две жизни, две истории.
  • Копилка с запиской -истории из жизни
  • Розовые очки или Психосоматика зрения. (Из цикла «Клиентские истории»)
  • Этимология служебного романа. Есть ли у этой истории продолжение?
  • Как не потерять любовь. 3 истории



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь