|
Притчи, мифы и сказки – ловушка для бессознательного!Автор статьи: Отенко Светлана Анатольевна
Притчи, мифы(истории) и сказки — великолепный инструмент работы с бессознательным не только для психолога и психотерапевта, а для любой саморазвивающейся личности. Словарь В. Даля толкует притчу как «поучение в примере». Притчи — это картинки через слово. «Подобно иллюстрациям, они облегчают понимание и обладают большой дидактической ценностью.» [2] «С незапамятных времен истории, сказки, мифы, басни и притчи, как в европейских странах, так и на Востоке, выполняли две функции: они развлекали людей и в то же время были средствами народной психотерапии задолго до возникновения и развития современной психотерапии. И по сей день, прежде всего в странах Востока, истории используются как помощники в жизни.» [3] С помощью притч «в сознании людей закреплялись нравственные ценности, моральные устои, правила поведения. Благодаря своей занимательности истории особенно хорошо подходили для этой цели. Они были той ложкой меда, которая подслащивала и делала интересной даже самую горькую мораль. Иногда мораль историй можно понять сразу, иногда она скрыта и представляет собой всего лишь намек.» [1] Притчи способствуют расширению кругозора и изменению привычных представлений, облегчают интеллектуальное и эмоциональное изменение жизненных позиций. Образный, красочный язык притч воздействует на логическое мышление, фантазию, интуицию и творческие способности человека. Притчи способствуют ликвидации внутреннего сопротивления и облегчают осуществление самопомощи. «Для того чтобы упражнять и поддерживать наш ум, позитивная психотерапия предлагает нам различные притчи, образы, сказки, юморески и мифические образы. То или иное переживание, находящее отражение в рассказанной в нужное время истории, получает новое осмысление. Любое происшествие, случающееся с человеком, глубоко индивидуально, однако его смысл и значение могут быть открыты в определенных образах и символах.» [4] Цель терапевтических историй - не столько морализирование, сколько соприкосновение в воображении с ситуацией примером. В силу этого истории выполняют целый ряд функций. «Истории можно разделить на две группы:
Несмотря на противоположность, эти группы не являются взаимоисключающими. Во-первых, смысл каждой истории человек воспринимает по-своему, в зависимости от своего образа мыслей. Во-вторых, когда человек постигает относительный характер отдельных норм, то «смена позиции» происходит не за счет утраты ценностей, а за счет того, что он начинает понимать, что могут быть более предпочтительные ценности. И наоборот, подчеркивание, усиление акцента на существующих общепринятых нормах приводит к тому, что другие точки зрения ставятся под сомнение или отвергаются. Во взаимоотношениях людей, а также в переживаниях и эмоциях, которые возникают при ознакомлении с историями, существуют явления, которые мы назовем «функциями историй».»[1] 1.«Функция зеркала. Снимая эмоциональное напряжение, истории помогают клиенту увидеть свои проблемы со стороны. Так он может определить своё отношение к привычным возможностям решения конфликтов.»[6] «История становится как бы тем зеркалом, которое отражает и отражение которого побуждает к размышлениям.»[1] 2.Функция модели. Истории отображают конфликтные ситуации в виде алгоритмов и предлагают различные варианты разрешения проблем. «Она дает возможность человеку по-разному интерпретировать содержание истории, событий, изложенных в ней, сопоставлять это содержание с собственной ситуацией. Истории предлагают различные варианты действий, при этом мы в своих мыслях и чувствах знакомимся с непривычными ответами на привычные конфликтные ситуации.»[1] 3.«Функция медиатора. Страх человека перед новым, боязнь потерять то, что у него уже есть, могут быть ослаблены с помощью переноса остроты ситуации в воображаемый мир историй. Привычная с детства игра воображения в то, что происходит понарошку, позволяет клиенту, говоря как бы не о себе, а о персонаже истории, решать значимые конфликты. 4.Функция пролонгирования(хранения опыта). «Благодаря своей образности истории легко запоминаются и после окончания врачебного сеанса продолжают «работать» в повседневной жизни пациента; в памяти может возникнуть ситуация, подобная той, которая изображена в истории, или появиться потребность продумать отдельные вопросы, затронутые в ней. При изменяющихся условиях пациент может по-другому интерпретировать содержание одной и той же истории. Он обогащает свое первоначальное понимание истории и усваивает новые жизненные позиции, которые помогают разобраться в собственной мифологии. Таким образом, история выполняет функцию хранения опыта, то есть после окончания психотерапевтической работы она продолжает оказывать свое действие на пациента и делает его более независимым от врача.»[1] 5.Функция носителя традиций. Описывая индивидуальные ситуации, истории выносят их за пределы индивидуального опыта и обращаются к культурным традициям и опыту различных поколений. 6.«Функция межкультурального посредника. Вызывая естественную симпатию на основе общечеловеческих идеалов, общепризнанныхпонятий, норм поведения, стереотипов решения конфликтов, истории передают информацию о жизненных принципах, традициях и уникальном народном колорите других культур.»[6] «Узнавая иной образ мыслей, можно многое позаимствовать для себя. Конечно, истории не знакомят нас со способом мышления, характерным для современного общества. Но как побуждение к сомнению, к размышлению относительно правильности существующих представлений, как посредник при ознакомлении с иными, неизвестными нам жизненными понятиями, они, хотя и являясь анахронизмами, способствуют расширению горизонта и постановке новых целей»[1] 7.«Функция регрессии. Сам процесс рассказывания истории превращает терапию в нечто интимно-семейное. Создаётся атмосфера «сказки, рассказанной на ночь», оживляющая фантазию, интуицию и внутренние ресурсы человека. Глубина регрессии регулируется выбором темы и истории, темпа рассказа, тембра голоса и т.д. 8.Функция контрконцепции. Истории помогают осуществлять терапевту и клиенту обмен концепциями. При этом альтернативы, предложенные в истории, могут быть приняты или отклонены. 9.Функция изменения концепции. Возбуждая игру воображения, предлагая альтернативные, порой странные, порой смешные решения, истории вызывают новое неожиданное переживание, смену парадигмы, интуитивное открытие, сопровождаемое изумлением и воодушевлением, часто возгласом «ага!»»[6] «В психотерапевтической ситуации альтернативные концепции предлагаются и в виде рецепта. Пациент получает задание познакомиться с альтернативной концепцией. Задание может быть таким: прочитать историю, подумать над ней, выразить свое суждение устно или письменно. Врач может настаивать на выполнении задания или же наоборот — предоставить свободно проявиться действию альтернативной концепции, которая не может оставить пациента равнодушным. То, какую форму историй выбрать для выявления действия альтернативной концепции, зависит также и от других обстоятельств. Это могут быть истории, изобилующие подробностями и поэтической образностью, истории, суть которых выражена лаконично, афоризмы, пригодные как рецепт; это может быть также и альтернативная концепция, не облеченная в литературную форму, которая непосредственно, экспромтом, явилась ответом на вопрос пациента.»[1] Носсрат Пезешкиан в каждом своем труде описывает использование историй во всевозможных жизненных ситуациях. Он подчеркивает: «Если их применять вовремя и в соответствии с рекомендациями, то они могут стать отправным пунктом для терапевтических усилий врача и способствовать изменению жизненной позиции и поведения пациента. Однако неправильная дозировка, неискренность и подчеркнутое морализирование со стороны врача могут причинить вред.»[1] Ответы на вопрос: «Как можно использовать притчи на практике, особенно в вопросах психосоматики?» легко получить, прочитав книгу Носсрат Пезешкиан «Психосоматика и позитивная психотерапия».
Литература: 1. Пезешкиан Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия: Пер. с нем./Общ. ред. А.В. Брушлинского и А.З. Шапиро, предисл. А.В. Брушлинского, коммент. А.З. Шапиро. — М.: Прогресс, 1992. — 240 с. 2. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов. — СПб.: Речь, 2002. — 288 с. 3. Пезешкиан Н. 33-и одна форма партнерства: Пер. с нем. – М.: Медицина, 1998. – 288 с. 4. Пезешкиан Н., Захсе Г. Мне ясно, как справиться с диабетом: Пер. с нем. – М.: ООО «Издательство «Уникум Пресс», ЗАО «Арт-Бизнес-Центр», 2003. – 224 с. 5. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия: Пер. с нем. - 2-е издание. - М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. - 464 с. 6. Кириллов И. Базовый курс позитивной психодинамической психотерапии Рига.: Издательский дом megapressgroup™, 2007. - 240 с. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|