Мой Билли Миллиган или психотерапия невозможного. Часть 2.

Автор статьи: Любовь Субботина

 В первой части я вкратце и сумбурно изложила историю своего пациента. Во второй же я попробую описать, теорию психотерапии психотических заболеваний.

 Официальная позиция психиатрии по данной группе заболеваний - неумолима. Шизофренический спектр - официально неизлечим и поддается только фармакологической терапии , направленной на купирование негативной симптоматики. Психотерапия психотических больных, которую практикуют и преподают в НИПНИ им. Бехтерева ставит своей целью только адаптацию данных больных. Адаптацию к жизни в социуме : как отличить бред от реальности, в каком случае бежать без очереди на прием к своему психиатру. Их учат обращаться со своим заболеванием. А само заболевание часто считается безнадежным.

 Но , как оказалось, есть и другая позиция . Ее я попробую коротко изложить и чтобы не утомлять читателя дам ссылки на литературу и источники, где все это описано более подробно. 

 Современный психоанализ Хаймона Спотница. Американский психоаналитик Хаймон Спотниц прожил почти сто лет (1908-2008) и оставил после себя школу по психоаналитического лечения шизофренических пациентов. Его научное наследие - это шесть монографий и более 100 статей , а также аудио и видеоматериалы. Около десятка институтов в США используют и преподают его теорию. Его книга "Современный психоанализ шизофренического пациента : теория, техника" был издана в России издательством ВЕИП в 2004 году. Да, необходимо сказать сразу, что Спотниц был медиком. В его теории психодинамическое развитие шизофренического пациента выглядит следующим образом . Будущий пациент - это рано травмированный ребенок , травма может быть сильной и однократной либо небольшой интенсивности , но длительной. Характер травмы тоже может быть разным. Все возможные сочетания фрустрирующих факторов подробно описаны у Спотница. Причину заболевания Спотниц видел в сочетании неблагоприятных генетических, психических и социальных факторов, что соответствует современным представлениям о биопсихосоциальной модели психических расстройств. Главную роль в формировании психотического ядра в психике играет аффект ярости, который был порожден травмирующими обстоятельствами . Этот аффект вместо того, чтобы разрядиться вовне, был направлен внутрь. И ударил в слабое детское Эго, разрушая его. Раннее Эго сдерживает проявление агрессии. В процессе созревания появления других психологических защит происходит вытеснение ярости и формируется аффективное ядро- неразряженные агрессивные реакции. Накопленная ярость направляется на объекты внутри психики. Внутренний резервуар агрессии увеличивается , и это требует больше сил Эго, чтобы вытеснять и удерживать ярость в бессознательном.Поэтому ресурсов на развитие Эго недостаточно, что приводит к нарушению созревания психического аппарата. Если провести аналогию, то психический аппарат шизофренического пациента похож на горящий отсек подводной лодки . приходится задраить все люки в нем, чтобы спасти субмарину целиком. Но в нашей психике нет ничего изолированного. Если мы стараемся вытеснить агрессивные чувства, другие эмоции тоже пострадают. Это легко наблюдать у пациентов шизофренического круга в виде симптомов эмоциональной холодности, апатии, эмоциональной неадекватности (изменения проявляющиеся разной степенью уплощения и противоречивостью чувств). 

У подобных пациентов формируется большой запас подавленной агрессии. Эго пациента плохо переносит фрустрацию, т.к оно уже переполнено яростью. Если фрустрация оказывается слишком сильной, то чувства затопляют Эго. Защитой от таких переживаний служит очень выраженная тревога , которая называется психотической. Она ,как дымовая завеса , маскирует ярость и другие негативные чувства, соприкоснуться с которыми пациент не готов.Тревога ,словно паровоз, тащит за собой вагоны - психопатологические симптомы и синдромы. Личность регрессирует к психозу, где бред, галлюцинации , сенестопатии , депрессия или чрезмерно повышенное настроение выполняют роль защит, стремящихся найти компромисс между переполняющей индивидуума яростью и сдерживанием агрессивных действий.

Я не буду дальше углубляться в теорию формирования психотической структуры психики. Все это описано красиво и подробно, ссылку я приведу ниже. Здесь очень важно отметить, что психоз или психотическое заболевание никогда не происходит вдруг и ни с чего. Для того, чтобы произошел дебют психотического заболевания должна быть с детства сформирована особая структура психики. Слабая структура уже обладающая определенными особенностями и специфическими чертами. Это уже люди с нарушенной способностью к построению объектных отношений, с размытым чувством идентичности и специфическими психическими защитами , такими как примитивная изоляция, отрицание, всемогущий контроль, примитивная идеализация и обесценивание, примитивные формы проекции и интроеккции, расщепление, крайняя степень диссоциации и отыгрывание. Именно эта структура психики не выдерживает стрессов подросткового периода и мы видим официальный дебют заболевания. 

Хаймон Спотниц предлагает свою технику работы с этой группой пациентов. Его "современный психоанализ" должен постепенно инактивировать нарциссическую защиту , перенаправляя агрессию на внешние объекты. Это постепенно высвобождает силы пациента на контакт с внешним миром и позволяет удовлетворить потребности Эго в созревании. Аналитик при помощи специальных техник и особого стиля коммуникации помогает пациенту соприкоснуться с его собственным гневом в безопасном пространстве кабинета, освободить силы для взаимодействия с окружением и помочь в созревании Эго.

Звучит стройно и красиво. Но как это проделать? На базе дневного стационара №1 СПб ГБУЗ ПНДС №7 существует Межрегиональный центр современного психоанализа, который был создан заведующим этого стационара Федоровым Яном Олеговичем. Он и группа энтузиастов психиатров и медицинских психологов практикуют метод Х.Спотница в работе со своими пациентами. Регулярно публикуют статьи и имеют даже свою ежегодную конференцию "Психиатрия и психоанализ: клинические диалоги". На базе стационара постоянно работает обучающая группа для психиатров и мед. психологов, также есть группа волонтеров- психологов. Вот туда меня и направил мудрый супервизор психоаналитик. Ищите и обрящете:). 

 



Просмотров: 387
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ирвин Ялом "Дар психотерапии" Глава 6. Эмпатия: взгляд из окна пациента
  • Анализируя "Английского Пациента"- часть 3
  • "дух времени" или "скука по деньгам пациента"?
  • Почему не могу быть счастлива 8 марта? Для тех кто ссорится и плачет в этот день. Из жизни пациента
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Отрицание как клиническая форма высказывания в речи психоаналитического пациента
  • Родственникам пациента и врачу: какие типажи больных существуют? (часть 1)
  • Родственникам пациента и врачу: какие типажи больных существуют? (часть 2)
  • Родственникам пациента и врачу: какие типажи больных существуют? (часть 4)
  • Родственникам пациента и врачу: какие типажи больных существуют? (часть 3)
  • Что было общего у первых пациентов Спотница?
  • Психологическая реабилитация и роль гипнотерапии в выздоровлении пациента после перенесенного инсульта.
  • Любовь нельзя заесть "Я ем, чтобы жить или живу, чтобы есть"
  • "Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей свое хорошее настроение" Спиноза
  • "Я психоаналитик - и вот почему я люблю психоанализ"
  • Пробуждение чувств истинного Я пациента в психотерапии
  • Психотерапия психосоматического пациента
  • Социальная поддержка пациентов. Роль семьи в обеспечении качества жизни психически больных
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • Как психоанализ понимает эмоции? Разбираем теорию на примере обиды
  • Кто встает препятствием на пути пациента к психиатру?
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • Почему психотерапия лишена логики (с точки зрения пациента)
  • "Не хочу, чтобы ребенок был похож на отца"
  • Чтобы другие боялись, или "всего доброго!"
  • Сколько длится прием первичного пациента в поликлинике.
  • Технология Осознания Реальности для "Чайников"-2: для психологов и не только.
  • "Не очень-то и хотелось" Как хотеть так, чтобы случалось
  • "Не очень-то и хотелось" Как стремление казаться сильной приводит к одиночеству



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь