Сознание своих ресурсов как побуждение к действию.

«Господи! Душа сбылась: Умысел твой, самый тайный» (М. И. Цветаева).

 Человек в процессе приобретения жизненного опыта переосмысливает свою жизнь. Меняются содержание его существования, мотивы его действий. «Человек не просто живет, но ищет смысл, жаждет, чтобы его жизнь была значительной и не бесследной. Осознание жизни идет в разной форме - как переработка собственного прошлого и накопление через это жизненного опыта, как планирование будущего, как соотнесение планов и программ с результатами и достижениями, тех и других - с собственными внутренними потенциалами и притязаниями, желаниями стремлениями» (Логинова, 2001, с.6).

Осмысленность, осознанность жизненного пути увеличивается в зрелости и проявляется в поступках, в активном волевом вмешательстве человека в сценарий собственной жизни. Если попытаться разбить этот процесс на этапы, получится примерно так:

1. Сознание своего таланта и предназначения.

2. Сознание конечности отпущенного тебе времени.

3. Сознание собственных ресурсов.

4. Сознание своего ресурсного состояния.

Сознание своего таланта и предназначения.

Талантливому человеку свойственно сознание собственных потенциалов и стремление следовать призванию. Призвание характеризуется "определенным соответствием между потребностями и способностями, мотивами деятельности и реальной готовностью к этой деятельности, сложившимся характером с системой жизненных отношений и сочетанием необходимых для самостоятельной творческой деятельности способностей" (Толстая, 1978, 97).

Сознание своего характера и таланта приводит к пониманию своего призвания, предназначения в жизни. И дальше жизненный путь строится с учётом призвания или полностью подчиняется ему (пример - биографии великих людей).

«На основе задатков в процессе разных видов деятельности формируются способности и талант, на основе темперамента - характер, на основе органических потребностей, особенно потребности во впечатлениях, — направленность личности» (Абульханова-Славская, 1999). Так, под влиянием впечатлений и жизненных обстоятельств постепенно вызревает «подземный рост души» (А.А. Блок), утверждаются или отрицаются какие-либо ценности, происходят поиски и открытия себя.

Сознание конечности отпущенного тебе времени.

«История личности и субъекта деятельности развёртывается в реальном пространстве и времени онтогенеза и в известной степени ими определяется..." (Ананьев, 1968, 162). Генетически запрограммированный онтогенез входит в общую структуру жизненного цикла и может иметь судьбоносное значение. «Так, свои жизненные планы и стремления личность волей-неволей соотносит с возрастом и физическими, психофизическими возможностями. Возраст как онтогенетическая характеристика нередко определяет своевременность или несвоевременность жизненных решений. Например, женщина,    если    хочет иметь детей, должна "уложиться" в сроки детородного периода, иначе возможность стать матерью будет безнадежно утеряна» (Логинова, 2001, 31). Есть время, наиболее благоприятное  для учения, общения, труда, карьеры, устройства семьи, есть "время жить и время умирать".

Человек сознает, что жизнь - это время жизни, по сути - несколько десятилетий, за которые надо успеть её выстроить, осуществить свои замыслы и планы, суметь им воспользоваться максимально продуктивно.

Сознание собственных ресурсов.

Когда человек сознаёт свои ресурсы, ему непременно хочется ими воспользоваться, разумно распорядиться. Это – здоровье, семья (как надёжный тыл), время, социальный статус, связи,  материальные средства, свобода, наличие сил и внутренняя готовность к решению поставленных задач, личные достижения (научные, спортивные, произведения искусства и т.п.).

Избытка ресурсов по определению быть не может. Но их превышение над потребностями, неистраченность могут сыграть «в минус» (например, неожиданный выигрыш в лотерею ломает человеку жизнь, деградация личности при выходе на пенсию, депрессия при осознании своих упущенных возможностей).

Сознание своего ресурсного состояния. Это состояние уверенности, бодрого настроения, когда человек ощущает жизненные силы и энергию для выполнения задач, происходит изменение отношения личности к себе. Открываются новые жизненные перспективы, утверждается ценность личности, повышается самоуважение, уверенность в своих силах. Открытые новые потенциалы вносят изменения в самосознание, образ Я. Намечаются новые пути развития.

Новое сознание приводит к изменениям во взглядах, мировоззрении. Тем самым создаются новые основания для отдельных черт характера и структурных изменениях характера в целом, происходит то, что Б.Г.Ананьев называл строительством личности изнутри.  Об этом же писал С.Л.Рубинштейн в "Основах общей психологии": "... внешними событиями и теми внутренними изменениями, которые они вызывают, никак не исчерпывается процесс становления и развития личности. Они закладывают лишь основу личности, осуществляют лишь первую, грубую её формовку; дальнейшая достройка и отделка связана с другой, более сложной, внутренней работой.  В которой формируется личность в её высших появлениях" (Рубинштейн, 1946, 637).

Сознание состояния духа происходит в период кризиса идентификации ив другие особые моменты, имеющие судьбоносный и личностно-развиваюший смысл. Для этого человек должен воспринять ситуацию как адресованную ему жизненную проблему, решить её во внутреннем, умственном плане, а затем в поступке. Принимать жизненное решение бывает очень трудно - предвидится ломка старых, привычных отношений, привычного образа жизни, неизбежно психологическое напряжение. Правильное решение жизненной проблемы повышает уровень самоуважения, уверенность в своих силах, укрепляет принципы жизни, и всё это невозможно преодолеть без волевых усилий и без сознания своих ресурсов.

 Список литературы.

 Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. М.: Мысль, 1999, с. 199.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., ЛГУ, 1968, с. 327.

Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев, Наукова думка, 1984, с. 207.

Логинова Н. А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности: Учебное пособие. Алматы, Казак университетi, 2001, с.172.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 1946, СПб: Питер, 1999.

Толстая  С.А. Моя жизнь. Новый мир. 1978, № 10.

 

Статья БЫЛА ОПУБЛИКОВАНА в  Материалах II всероссийской конференции 29 сентября – 1 октября 2011 г. "Психология сознания: современное состояние и перспективы".



Просмотров: 437
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Взаимосвязь характеристик исполн. деятельности с "якорями карьеры" личности у педагогов
  • Упражнение «5 Почему»: как перенастроить свое сознание во время кризиса
  • Глава 2. 1984: Кроник А., Головаха Е.: психологическое время личности и метод каузометрии
  • Можно ли потерять сознание во время приступа панической атаки?
  • СОЗНАНИЕ и реальность. Этапы и уровни развития сознания. Часть 1.
  • СОЗНАНИЕ и реальность. Этапы и уровни развития сознания. Часть 2.
  • СОЗНАНИЕ и реальность. Этапы и уровни развития сознания. Часть 3.
  • СОЗНАНИЕ и реальность. Этапы и уровни развития сознания. Часть 4.
  • СОЗНАНИЕ и реальность. Этапы и уровни развития сознания. Часть 5.
  • Как найти смысл жизни? Легко! "TOP 3" готовые программы предназначения человека. Выбери свою.
  • Мороки в нашей жизни, или "Почему человек так сильно изменился? Он же был совсем другой."
  • "А если Я - Творец?!" (конфликт творческой личности в искусстве)
  • Роль "нравственного иммунитета" в процессе конструктивной социализации личности
  • "Картина". Проективная методика исследования личности. Просто, ёмко, информативно.
  • Новое сознание человека
  • Как объяснить человеку то, от чего его сознание защищается
  • Близкий человек-"пожиратель" жизни.
  • "Не живи" - как человек рушит свою жизнь.
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Что есть наше сознание.
  • Ищите "своего". Не половинку. А именно "своего" человека...
  • Иллюзия автономного существования личности, психический мир и его "население"
  • Бытие определяет сознание
  • " Популярная психология " Познай себя. Векторная система типологии личности. ЧАСТЬ 1
  • Психосоматика. Человеческое сознание может МНОГОЕ.
  • Сознание как Ценность
  • Отличия и сходство «солей» как наркотиков от других видов ВИС (веществ, изменяющих сознание)
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Сознание находится не в мозге-психология в растерянности(где взять энергию?)
  • Развитое сознание и его способности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь