|
Арт-терапевтическая техника "ЯМы"Автор статьи: Балабанова Нина Викторовна
История создания Шел к завершению тренинг с подростками. Это был седьмой класс, в жизни которого проявлялись все обычные для этого возраста темы: межличностные конфликты, противостояние полов, влюбленность, претензии на лидерство, и, конечно, это великое САМО… Самоисследование, самокопание, самобичевание, самопредъявление и пр. Интерес к себе, своему внутреннему и внешнему новоОбразу сочетался с желанием познакомиться с аналогичными изменениями у партнеров, БЫТЬ в близости с кем-то, найти родственную душу… И при этом: болезненное желание защитить свои границы, нежелание «раскрываться» («я ему открою душу, а он в нее плюнет», - фраза в разных вариантах звучащая от ребят на тренингах), агрессия при малейших признаках угрозы своих интересов. Наша группа работала в режиме одноразового занятия, тренировали способность быстро и вместе решать логические и творческие задачки, умение в сложной ситуации принимать решение, знакомились с вариациями проявления лидерства. Накал игры-соревнования, постоянная смена заданий и состава команд дали свои результаты: ребята свободно общались между собой, весело обсуждали самые креативные решения, вклад каждого в общую победу. И… …как это часто бывает на тренингах, у меня родилась новая идея-техника, в которой соединилась тема «Я», и тема «Мы». Вместо обычного шеринга я предложила ребятам быстро нарисовать на листке бумаги для записей свою букву Я: каким ты себя видишь-чувствуешь-осознаешь сегодня, быстро рисуйте, три минуты! А сама склеила листы ватмана и клеящим карандашом быстро приклеила их листочки в виде букв М и Ы и молча развернула к ним. Наступило удивленное и восхищенное молчание. Это было неожиданно для них и классно! Первый кто-то бросил: «Я плюс Я равно Мы», сунула ему фломастер: «Иди, пиши». Парень написал сверху букв математическое «Я+Я=Мы», за ним сразу потянулись другие; «Без Я нет Мы», «Я=Я», «Мы разные!» и т.д. и т.д. Когда математические изыски и откровения завершились, начался новый этап – взаимодействия. Начались «походы в гости»: от своего Я прокладывались пунктиры-дорожки, извилистые (чтобы «не перечеркнуть» «чужое» Я!) пути. И начались новые открытия: «А чье это такое классное Я? Я сюда хочу! Люся, твое? Привет!», «Миш, а где твое Я? Ух, ты, смотри, и у меня что-то похожее, но НЕ такое!». У каждой буквы появился контур, еще более подчеркнувший соединенность многих Я. И, конечно, было много солнышек, сердечек, улыбающихся рожиц и других прекрасных символов жизни по ходу этого общения. Итоговую общую картину разместили на стене в классе. В группе царили радостное возбуждение и удовлетворение Содеянным. И в завершение я предложила написать пожелание себе и все нам и разместить их в качестве рамки по контуру картины. Теперь к образам Я и Мы добавились вербальные задушевные послания для себя и каждого из нас! Картина еще несколько месяцев (до каникул) пребывала на стене в классе. Классный руководитель поделилась наблюдениями: ребята помногу раз подходили к ней, перечитывали послания-пожелания, просто, улыбаясь, смотрели на нее… Рефлексия От Валерии Сергеевны Мухиной как-то услышала поразившую меня фразу: «У подростка две главные задачи: быть как все, и не быть как все». В этой фразе – про главное противоречие, результатом которого является новая уникальная личность, неповторимая, удивительная. Сколько раз убеждалась на тренингах, - как быстро раскрываются с новой (?!) стороны самые застенчивые, неуверенные в себе, агрессивные, конфликтные ребята. Пространство тренинга, где принимается, поддерживается, приветствуется уникальное и создается общее, дает возможность Путешествия и Открытия. Поэтому главные роли, в которых мы можем быть в работе с подростками: Спутник, Проводник, Трикстер, Мудрый наставник: показываем, расширяем представление, поддерживаем, вдохновляем… Остальное они сделают сами. В этой технике все мои действия сводились к предложению нарисовать свое Я и затем создать рамку из пожеланий. Все остальное придумали «на ходу» сами подростки. И были счастливы, что им «никто не мешал». Именно подростки научили меня в свое время быть сдержанной, не навязчивой. Есть техника, и есть группа, варьируй и дай группе по-своему варьировать. Если процесс идет творческий, живой, - просто будь рядом. Душа и Мудрость группы – твои помощники и наставники. То, что подобные картины «ЯМы» подолгу находятся в общем пространстве группы (так было и в других классах, и студенческих группах) свидетельствует о значимости этого события для участников. В чем суть – догадываться каждому из нас… На снимке – «ЯМы» на студенческом тренинге. Вариант – группа решила создать радужный фон, а потом размещала листочки с Я. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|