Арт-терапевтическая техника "ЯМы"

     История создания

     Шел к завершению тренинг с подростками. Это был седьмой класс, в жизни которого проявлялись  все обычные для этого возраста темы: межличностные конфликты, противостояние полов, влюбленность, претензии на лидерство, и, конечно, это великое САМО… Самоисследование, самокопание, самобичевание, самопредъявление и пр. Интерес к себе, своему внутреннему и внешнему новоОбразу сочетался с желанием познакомиться с аналогичными изменениями у партнеров, БЫТЬ в близости с кем-то, найти родственную душу… И при этом: болезненное желание защитить свои границы, нежелание «раскрываться» («я ему открою душу, а он в нее плюнет», - фраза в разных вариантах звучащая от ребят на тренингах), агрессия при малейших признаках угрозы своих интересов. Наша группа работала в режиме одноразового занятия, тренировали способность быстро и вместе решать логические и творческие задачки, умение в сложной ситуации принимать решение, знакомились с вариациями проявления лидерства. Накал игры-соревнования, постоянная смена заданий и состава команд дали свои результаты: ребята свободно общались  между собой, весело обсуждали самые креативные решения, вклад каждого в общую победу. И…

     …как это часто бывает на тренингах, у меня родилась новая идея-техника, в которой соединилась тема «Я», и тема «Мы». Вместо обычного шеринга я предложила ребятам быстро нарисовать на листке бумаги для записей свою букву Я: каким ты себя видишь-чувствуешь-осознаешь сегодня, быстро рисуйте, три минуты! А сама склеила листы ватмана и клеящим карандашом быстро приклеила их листочки в виде букв М и Ы и молча  развернула к ним. Наступило удивленное и восхищенное молчание. Это было неожиданно для них и классно! Первый кто-то бросил: «Я плюс Я равно Мы», сунула ему фломастер: «Иди, пиши». Парень написал сверху букв математическое «Я+Я=Мы», за ним сразу потянулись другие; «Без Я нет Мы», «Я=Я», «Мы разные!» и т.д. и т.д.

     Когда математические изыски и откровения завершились, начался новый этап – взаимодействия. Начались «походы в гости»: от своего Я прокладывались пунктиры-дорожки, извилистые (чтобы «не перечеркнуть» «чужое» Я!) пути. И начались новые открытия: «А чье это такое классное Я? Я сюда хочу! Люся, твое? Привет!», «Миш, а где твое Я? Ух, ты, смотри, и у меня что-то похожее, но НЕ такое!». У каждой буквы появился контур, еще более подчеркнувший соединенность многих Я.

     И, конечно, было много солнышек, сердечек, улыбающихся рожиц и других прекрасных символов жизни по ходу этого общения. Итоговую общую картину разместили на стене в классе. В группе царили радостное возбуждение и удовлетворение Содеянным. И в завершение я предложила написать пожелание себе и все нам и разместить их в качестве рамки по контуру картины. Теперь к образам Я и Мы добавились вербальные задушевные послания для себя и каждого из нас!

     Картина еще несколько месяцев (до каникул) пребывала на стене в классе. Классный руководитель поделилась наблюдениями: ребята помногу раз подходили к ней, перечитывали послания-пожелания, просто, улыбаясь, смотрели на нее…

      Рефлексия

     От Валерии Сергеевны Мухиной как-то услышала поразившую меня фразу: «У подростка две главные задачи: быть как все, и не быть как все». В этой фразе – про главное противоречие, результатом которого является новая уникальная личность, неповторимая, удивительная. Сколько раз убеждалась на тренингах, - как быстро раскрываются с новой (?!) стороны самые застенчивые, неуверенные в себе, агрессивные, конфликтные ребята. Пространство тренинга, где принимается, поддерживается, приветствуется уникальное и создается общее, дает возможность Путешествия и Открытия. Поэтому главные роли, в которых мы можем быть в работе с подростками: Спутник, Проводник, Трикстер, Мудрый наставник: показываем, расширяем представление, поддерживаем, вдохновляем… Остальное они сделают сами.

     В этой технике все мои действия сводились к предложению нарисовать свое Я и затем создать рамку из пожеланий. Все остальное придумали «на ходу» сами подростки.  И были счастливы, что им «никто не мешал». Именно подростки научили меня в свое время быть сдержанной, не навязчивой. Есть техника, и есть группа, варьируй и дай группе по-своему варьировать. Если процесс идет творческий, живой, - просто будь рядом. Душа и Мудрость группы – твои помощники и наставники.

     То, что подобные картины «ЯМы» подолгу находятся в общем пространстве группы (так было и в других классах, и студенческих группах) свидетельствует о значимости этого события для участников. В чем суть – догадываться каждому из нас…

     На снимке – «ЯМы» на студенческом тренинге. Вариант – группа решила создать радужный фон, а потом размещала листочки с Я.

Арт терапевтическая техника ЯМы



Просмотров: 210
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Разрешите себе быть богатым. Инструкция — как это сделать быстро и правильно
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Все еще ищете свое предназначения? Тогда это упражнение для вас
  • Психотерапевтическая группа. Что это, и как в ней быть?
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • Хочу, чтобы все было и ничего за это не было
  • Все, что мы хотим от других, мы можем дать себе сами.
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • А может быть все было не так…( о пользе действия номер ноль).
  • Как быстро познакомиться с мужчиной и запасть ему в душу)
  • Все мечты укладываются в эти 6 букв! Оживите смысл этого слова и все сбудется!
  • Любовь - это, конечно, многое, но еще не все
  • Уверенным в себе быть легко! Что для этого нужно?
  • Про то, как все успевать и чтоб тебе за это ничего не было
  • Для меня быть психологом это...
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • Как быть хорошим родителем своему ребенку, если свое детство было не радужным?
  • Все что я могу сделать – это быть счастливой…
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • БЕСПЛАТНЫЙ авторский видеокурс (38 видео) "Деньги, секс и все остальное. Как получить ЭТО проще и быстрее?"
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Внутренний конфликт: что это такое и как с ним быть (нюансы понимания и возможности преодоления)
  • Это все, что останется после меня...
  • С мужем все не так!!! Как с ним дальше быть?
  • Как просто и быстро избавиться от стресса. Упражнения для решения неразрешимых проблем.
  • Панические атаки: для чего они нам нужны, и как от них быстро избавиться?
  • Психологическая группа: что это такое и как это работает?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь