|
Наши хрупкие цветы жизни. Или застенчивость мешает жить?Автор статьи: Куликова Марина Петровна
Застенчивость – это особенность, характерная почти для половины людей, как детей, так и взрослых. Застенчивость, стеснительность может быть временной (проявляется только в незнакомой компании, в непривычной обстановке), которая со временем проходит. Но бывает, что застенчивость становится чертой характера, постоянным качеством человека. Это наиболее распространённая причина проблем в общении. Застенчивость препятствует встречам с новыми людьми, удерживает от выражения своего мнения, отстаивания своих прав. Застенчивость сопровождает чувство одиночества, тревоги.
Как возникает застенчивость? Родители с первых дней стараются оградить своего малыша от всех житейских невзгод. Ребёнок растёт, и вот, когда он ведёт себя «неправильно», мама или папа вдруг перестают быть надёжной опорой: «Ты плохо себя ведёшь, отдам тебя злому дядьке! (варианты: в дет.дом, цыганам и т.д.)». Вы хотите добиться нужного поведения, но этими «приёмами» культивируете у ребёнка ощущение зависимости, беспомощности. Ребёнок рано узнаёт, что он – «тупица», «неумеха», «совсем без рук», «всё делает не так», «намного хуже других детей»… Вы, конечно, не задумываетесь о последствиях, желая добиться немедленного результата. Вот так, запугав, унизив. Если у ребёнка сильный характер (темперамент холерика или сангвиника), со временем он научится «бороться» с Вами. Перестанет реагировать на замечания или начнёт устраивать скандалы. Если же у малыша характер мягкий, он уйдёт в глухую оборону, т.е. замкнётся в себе. Ребёнок поверил, что он глупый, ничего не умеет, и что родители им очень недовольны. Часто родители слишком завышают планку своих надежд. Мечтая о ребёнке, который был бы самым-самым, они не хотят примириться с тем, что их ребёнок «обычный», без каких-то гениальных способностей. Дети у таких родителей посещают несколько различных кружков, секций и студий. Ребёнок старается, он боится разочаровать родителей, но чаще всего мама или папа всё равно чем-то недовольны. Чем это может закончиться? Ребёнок чувствует в своём окружении эмоциональную угрозу, замыкается и… делает первый шаг к одиночеству. Ведь одиночество безопасно, в нём нет риска стать отвергнутыми взрослыми и детьми. Узнаваемая ситуация: во дворе гуляют бабушка и внучка Катя. Кате 2,5 года, на улицу она взяла куклу. Подходит соседка, и начинает говорить с девочкой: «Какая у тебя красивая кукла! Как её зовут? Кто тебе её подарил?». Катя хочет ответить, но её опережает бабушка, подробно отвечая на вопросы, адресованные внучке. Девочка стоит рядом, молча кивая головой в знак согласия. В конце бабушка говорит «замечательную фразу»: «Она у нас вся в папу, такая же заторможенная, да ещё и говорит плохо». Как вы думаете, появится у девочки желание в следующий раз отвечать на вопросы посторонних? Не проще ли будет спрятаться за спиной бабушки, мамы, папы… Как видим, застенчивость возникает у детей с заниженной самооценкой, со страхом быть непонятыми, непринятыми, отвергнутыми. Что можно сделать? Предупредить застенчивость проще, чем её исправлять. Как же родители могут помочь своим детям в раннем возрасте? От рождения до двух лет закладывается отношение к себе и к миру. Обнимайте ребёнка, дарите ему много нежности и ласки с момента рождения (если время упущено, не отчаивайтесь: начинать никогда не поздно). Как можно больше разговаривайте с детьми. Всё это даёт чувство безопасности и доверия, помогает малышу расти общительным. От двух до шести лет дети впервые сталкиваются с трудностями в коммуникации. Учите их смотреть на ситуацию глазами других людей. Объясняйте, почему Витька стукнул Машу (не поделили конфету; а как бы поступил ты?). Почему Лена и Дима не принимают в игру Свету (она ломает их домик из песка). Когда ребёнок поймёт, почему так или иначе поступают люди, ему будет проще ориентироваться с житейских ситуациях, он будет увереннее. От шести-семи до двенадцати лет многие школьники теряют уверенность в себе. Не могут отвечать у доски, за контрольные работы получают отметки ниже, чем ожидалось. А виной тому завышенные школьные ожидания родителей. Дети - школьники по прежнему нуждаются в подтверждении того, что мы их любим не за оценки, не за похвалы учителей, а просто потому, что они у нас есть. Не стоит говорить учителю или другим людям, что ваш ребёнок – застенчивый, ведь можно сказать по-другому: осторожный, вдумчивый, чуткий по отношению к мнениям других людей. Никогда не нужно торопить застенчивого ребёнка. Этим самым мы оказываем на него психологическое давление, которое ранимый ребёнок может не выдержать. Срабатывают защитные механизмы психики, ребёнок ещё больше замыкается, уходит в себя. Как определить – застенчивость это или нет? Есть дети просто малообщительные, но, в отличие от застенчивых, они не испытывают от этого дискомфорта. Если кто-то о чём-то спросит такого ребёнка, он без проблем ответит. Некоторые дети выбирают отказ от общения как средство самоутверждения, стремления показать свою власть над другими. «Хочу – разговариваю, не хочу – не буду!». Понятно, что в этом случае нужно помочь ребёнку избавиться от высокомерия и капризности. Трудности в общении могут быть у детей, у которых недостаточно развиты речь, мышление. Таким детям действительно трудно познакомиться и поддерживать разговор. Вам помогут занятия со специалистами – логопедом, психологом – направленные и на развитие речи, и на обучение навыкам общения.
Всё в ваших руках! Чтобы вернуть чувство уверенности в себе застенчивому и легко ранимому ребёнку, повысить его самооценку, развить его общительность и коммуникабельность, родителям нужно: - обеспечить в вашей семье климат доверия, любви и согласия; - укрепляйте у ребёнка уверенность в себе (у тебя всё получится, ведь ты такой умный; я в тебя верю); - прислушивайтесь к мнению, чувствам, требованиям и рассказам своего ребёнка, пытайтесь понять их; обсуждайте мягко, доброжелательно; - избегайте выражений типа: «Никогда не смей говорить такие вещи родителям», «Чтобы я больше не слышал твой голос», «Ты мне надоел» и т.д. Эти выражения вызовут у ребёнка ещё большие страх и робость; - никогда (!!!) не сравнивайте ребёнка ни с братьями-сёстрами, ни с друзьями, которые, как вам кажется, лучше, сильнее и умнее его; - учите ребёнка самостоятельности. Ведь и трёхлетний карапуз в состоянии принести игрушку, выбрать маечку (сегодня будет с цветочками), надеть носки и ещё многое другое; - расширяйте круг знакомств, берите ребёнка в гости, посещайте новые места, приглашайте гостей к себе домой; поощряйте игры со сверстниками; - не заставляйте ребёнка делать вещи, которые выше его физических и умственных возможностей; - если нужно сделать ребёнку замечание, делайте его наедине, без свидетелей; - заранее обыгрывайте ситуации, при которых ребёнок особенно застенчив; - сотрудничайте с психологом, чтобы он помог ребёнку избавиться от психического напряжения, от повышенной чувствительности к раздражителям, вызывающим беспокойство и тревогу. Хорошо снимает психическое напряжение игра «Зеркало». В неё можно играть вдвоём с ребёнком или с несколькими детьми. Вы – «зеркало», ребёнок стоит напротив вас, смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого. Затем участники меняются ролями. Такая простая игра помогает ребёнку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно. Также хороши игры «Прятки», «Магазин», или простое надувание воздушных шаров. Главное, чтобы ребёнок успешно справлялся с заданиями и, что немаловажно, учился достойно проигрывать. Помните, что «Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней». Учите этому детей. Всё в ваших руках!
С уважением к Вам Куликова Марина Петровна. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|