Аутентичность личного мастерства

Люди  в своей профессии подразделяются на два неравных класса: класс мастеров и класс компетентных (или не очень компетентных) исполнителей. И третьего не дано! Нельзя быть «немножко мастером»: мастер либо есть, либо его нет. «Да» или «нет», - есть истинные слова, а всё остальное – от лукавого (Библия).

            Ценность мастерства безусловна и крайне желанна для каждого человека, для каждого профессионала. Мне представляется, что только в мастерском качестве человек реализует себя и осуществляет своё  действительное предназначение. Иначе говоря, только в мастерском состоянии человек по-настоящему естественен именно как человек, а не как биосоциальное существо. И именно в мастерском качестве в первую очередь проявляется его подлинность и аутентичность. Отсюда становится понятно, что путь к успеху и счастью каждого человека обязательно лежит через мастерское овладение  своей деятельностью и жизнью в целом.

            Этот тезис бесспорен и очевиден. И в силу этого может показаться простым и  необязательным для нетребовательного к себе субъекта. Поэтому многие люди так и не становятся мастерами своего дела и своей жизни.  Потребность в личном мастерстве – если так можно выразиться -  нетребовательна в отличие от потребности в еде.  Витальные потребности значительно громче заявляют о себе, чем потребности в мастерском состоянии и мастерском статусе.

            Я предлагаю рассматривать особенности личного мастерства  именно как самостоятельную потребность человека. Потому что это и есть, по сути, реальная необходимость   в самоактуализации и творчестве как человека взрослого.  Знаменитый отечественный психолог Сергей Леонидович Рубинштейн выделяет три основные формы жизнедеятельности человека: игра, учение и труд.  Можно говорить о том, что в основе каждой формы лежит определённая фундаментальная эволюционная потребность человека.  Я предлагаю именно необходимость взрослого человека в творческом, - мастерском качестве своей деятельности квалифицировать как основу его потребности в труде. Потребность в труде, фактически, на мой взгляд, и есть потребность в личном мастерстве.

            За многие годы моей психотерапевтической практики у меня появилась возможность сделать  очень важный вывод. А именно: творческие люди-мастера – счастливые люди. И при этом совершенно не обязательно они успешны в социальном отношении. Скорее даже наоборот: достигшие политических и административных высот субъекты в большинстве своём не могут назвать себя счастливыми. Это наблюдение подтверждается исследованиями и других авторов. В частности, богатство, как показатель социального успеха руководителя собственного бизнеса на Западе, имеет явную обратно-пропорциональную связь с удовлетворённостью жизнью. А В.В.Макаров – президент ОППЛ, профессор, исследователь истории и состояния современной мировой и российской  психотерапии, - так  прямо и утверждает, что ему не приходилось встречать счастливых среди богатых людей.

            Это настоящий парадокс. Получается, что многие люди испокон веков страстно преследуют призрак. Призрак богатства и финансовой состоятельности весьма привлекателен. Но в качестве самостоятельного критерия личностной состоятельности он, оказывается, выступать не может!  Человек же счастлив, когда он личностно состоятелен!  Субъект, тем не менее, может обрести личностную состоятельность в погоне за призраком богатства (редкий вариант), так и не заработав серьёзных денег. А.Н.Леонтьев описывает этот феномен как сдвиг мотива на цель. Желая заработать, человек увлекается содержательными сторонами деятельности, реальные достижения в которой становятся для него самостоятельной целью. Тогда счастье для него возможно и что-то новое и очень ценное для него открывается: ценность творчества и мастерства. Однако, чаще всего на пути к богатству много соблазнов совсем не творческого порядка….

            Путь к личному мастерству и творчеству тернист. Но это и есть тот самый заветный и единственный  путь к Счастью и - по сути - Путь к Себе, к собственной аутентичной уникальной индивидуальности. Тернистость этого Пути состоит в преодолении соблазнов и в овладении трудностями профессиональных и жизненных ситуаций.

Я эти ситуации называю тестовыми. Тестовые ситуации – те профессиональные и жизненные ситуации, в которых субъекту, образно говоря несладко, некомфортно, -  трудно. И у него есть сильная тенденция использовать простые (и «понятные» всем живым – даже одноклеточным  существам)  решения – убежать (в «зону комфорта»).

Быть в комфорте – биологически естественно. И для человека в том числе. Только вот, оказывается, что для личностного благополучия это просто катастрофично.  Такова природа человека: он не может быть только потребителем. Приверженность к комфортному образу жизни теснейшим образом коррелирует со стремлением к финансовой и социальной состоятельности.

Я полагаю, что стремление к внешним и призрачным критериям персонального успеха есть способ саботажа тех вызовов тестовых ситуаций, которые обнаружились в жизненных трудностях. Перефразируя известную поговорку, можно сказать так: «Скажи мне какие у тебя трудности, и что ты с ними делаешь, и я скажу тебе кто ты»! Именно трудности тестовой ситуации требуют от взрослого человека неординарных решений и действий. Что побуждает к творчеству и приводит в результате к профессиональному и личному мастерству.

Никому в жизни не удавалось избегать трудностей. Но иллюзия, что можно и желательно прожить жизнь, «катаясь как сыр в масле» у многих имеется. Но, что хорошо для животных (в том числе и для животного начала в человеке), то губительно для личности.  Стремление избежать трудностей тестовых ситуаций непременно  ставит субъекта в позицию маленького  ребёнка. Знаменитый Милтон Г. Эриксон иронизировал по этому поводу: «Я знаю, что взрослые люди существуют. Но мне пока не приходилось их вдеть»….

Взрослый человек имеет принципиально иное, чем животное или маленький ребёнок, отношение к трудностям, неизбежно возникающим в его жизни. Если инфантильный субъект в трудностях усматривает дискомфорт и страдание, то для взрослого это есть возможность достижения нового качества. Инфантильная позиция субъекта, когда он пасует перед вызовами (благодаря совладанию  трудностей)  проявляется в так называемом феномене заниженной самооценки.

            Заниженная самооценка – это негативно эмоциональное отношение к собственным возможностям. Субъект априори прогнозирует собственное поражение, неудачу в принятии вызова тестовой ситуации. Проявляется заниженная самооценка через сомнения в себе, - собственных способностях и достоинствах и, в конечном итоге, - в неверии в себя. Противоположным состоянием заниженной самооценки является принятие себя и своих возможностей как достойных и перспективных, самодостаточность и самоценность. Тем самым мы имеет дело с адекватной самооценкой, с реальной уверенностью в себе. Уверенность в себе аутентична по природе своей, в то в время как неуверенность в себе – проявление негативных инфантильных установок.

В основе неуверенности в себе лежит страх поражения, страх наказания, детские страхи несоответствия мнению значимых других (боязнь насмешек, критики...).  Выдающийся американский психолог исследователь Мартин Селигман открыл явление выученной беспомощности у животных, а затем и у человека (1967). В силу негативных факторов социализации, ребёнок, а затем и взрослый в состоянии выученной беспомощности не верит в то, что в негативной для него ситуации он может что-то изменить и даже не делает для выхода из такой ситуации никаких действий. Формируется неадаптивный стиль поведения и пессимистическая жизненная установка: «жизнь такая трудная, зато короткая». Выученная беспомощность коварна. Она настоятельно требует своей компенсации. Люди уходят в «бесплодные мечтания» (феномен блаженной надежды, который я открыл и описал ранее в одноимённой статье) и пустое времяпровождение, алкоголизм, неконструктивные отношения…. Часто уход  из тестовой ситуации для некоторых означает уход из жизни….

            У взрослого человека страхи заниженной самооценки надуманны и не имеют в настоящем времени и в теперешней жизни реальных корней. Сомневающийся в себе человек воспроизводит негативный опыт детских отношений в первую очередь с родителями, учителями и другими значимыми для него взрослыми людьми, а затем и со сверстниками.  Паттерны недооценивания себя восходят к прошлому  и непосредственно связаны с негативным прогнозом в будущем человека. Изменение негативной самооценки опирается, прежде всего, на исследование возможностей настоящего состояния способностей, убеждений, ценностей и предназначения личности. Переоценка собственных возможностей, таким образом – необходимый и крайне важный процесс для каждого неуверенного в себе человека.

            Становление взрослой позиции человека, жизненно необходимое для его эволюции, непременно предполагает изучение и преодоление его инфантильной позиции, связанной с неуверенностью в себе. Для взрослого человека неуверенность в себе не просто глупое состояние, оно катастрофично для его успешной и счастливой жизни. Поскольку исключает состояние творчества и личного мастерства как основы жизненного успеха, личностной состоятельности и счастья.

На мой взгляд, система работы по утилизации неуверенности в себе предполагает следующие составляющие:

- определить, какие именно тестовые ситуации  и вызовы характерны для субъекта в теперешней его жизни;

- понять, какие именно трудности человек испытывает в этих тестовых ситуациях;

- расшифровать базовые ограничивающие убеждения, фиксирующие субъекта в состоянии выученной беспомощности и определяющие его инфантильную   позицию;

- определить круг привычных форм саботажа вызовам тестовых ситуаций;

- сформировать программу работы над переводом субъекта из статуса заложника и жертвы обстоятельств в статус «героя» (Роберт Дилтс, Стив Гиллиген);

- определить на этой базе совокупность первоочередных задач и приоритетных целей, обеспечить их формулирование и работу по их достижению.

            Мне эта программа работы над собой представляется крайне необходимой для любого любознательного и творческого человека, желающего преуспеть и обрести  состояние счастья. Только личное мастерство и творчество, принятие трудностей и радость жизни делает эту жизнь осмысленной. И только осмысленная жизнь, опирающаяся на личное творческое мастерство, удовольствие и радость, естественна, аутентична и достойна человека.  Тогда становится понятной главная библейская заповедь возлюбить Творца своего всем сердцем и разумом и ближнего своего яко себя самого.

 



Просмотров: 273
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • 6 аспектов подхода взрослого человека к своей жизни
  • Любовь к себе — признак взрослого человека
  • Возвращение к своей жизни (или Чему человека может научить кот)
  • Песочная терапия в жизни взрослого человека
  • Как у человека формируется отношение к себе.
  • Воспитать уверенного в себе человека можно
  • Тень есть у каждого человека
  • Почему мы выбираем именно этого человека? 6 причин страдать в отношениях
  • Волшебство, которое есть у каждого человека.
  • Можно ли перевоспитать взрослого человека?
  • Как расположить к себе человека, от действий которого вы зависите?
  • У каждого человека столько денег, сколько он может впустить в свою жизнь на данном этапе
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Можно ли «избаловать» деньгами взрослого человека?
  • Практические упражнения для получения нового опыта на пути человека к себе.
  • Можно ли полюбить человека таким, какой он есть?
  • Простые, но эффективные правила как расположить к себе любого человека.
  • Наши отношения и квантовый скачок, или - шаги человека в пути к себе.
  • Сон - источник информации об актуальном состоянии человека, и не только.
  • Качества уверенного в себе человека.
  • Система представлений человека о себе - Я-концепция
  • Взгляд на человека глазами психотерапевта. Биопсихосоциальная модель человека в психотерапии.
  • Как отыскать в этой жизни «своего» человека?!
  • Права благополучного человека по Келли. Как быть уверенным в себе, успешным и эффективным.
  • Психологические особенности человека, связанные с различными представлениями о ситуации развода
  • Как поддержать человека в тяжелой жизненной ситуации
  • Как с помощью эфирных масел можно определить психологическое состояние человека?
  • Как правильно поддержать близкого человека в трудной ситуации.
  • Игрушки в жизни маленького человека: какие они выполняют функции и почему они так важны?
  • Памятка уверенного в себе человека



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь