Детские страхи

Детские страхи

  Чувство страха

Многие родители обеспокоены возникновением у их детей страхов.


Страх — это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, которая может проявлять­ся в опасной ситуации.

Страх одинаково присущ всем.

Надо отметить, что по своей сути страх, как и другие неприятные переживания (гнев, аффект, стра­дание и пр.), не является однозначно опасным и «вред­ным» для ребенка.

Детский страх — это обычное яв­ление для психического развития ребенка.

Каждому здоровому человеку свой­ственно чувство страха, поскольку эта способность име­ет большое значение для сохранения, как человеческого вида, так и жизни отдельного организма.

Очень часто страх защищает ребенка от излишнего риска, уводит от опасностей, регулирует и строит поведение.


Не боящийся ничего, слишком открытый ребенок беззащитен перед лицом жизненных ситуаций.

Страх может быть вызван конкретной,близкой, уже наступившей опасностью.

Однако часто страхи маленьких детей иррациональны.

Такие страхи бывают намного сильнее, чем страхи реальные, и именно они преобладают в раннем детстве.

Маленькие дети ви­дят мир совсем иным.

С малышом происходит множество событий, которые он не может понять, держать под контролем, и сильные ощущения захлестывают его целиком, часто пугая.

Страх может быть не осознаваемым, и являться причиной агрессивного поведения детей.

 

Как проявляются страхи?

Проявления детских и подростковых страхов весьма разнообразны. Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок про­сыпается с плачем и зовет мать, требует, чтобы взрос­лые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, смотреть «страшные мультфильмы», боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без взрослых, иногда возникают страхи за родителей, дети тревожатся, что с их мамой или папой что-нибудь слу­чится.

 

Причины возникновения страхов у детей
Страх может быть вызван опасной угрожающей ситуацией, причем как реальной, так и воображаемой.


Часто страх ребенка, связанный с реальными событиями в жизни,  о которых слишком мучительно думать, подсознательно замещается иррациональным страхом.  Например, Дженни боится плохого настроения отца — и трусит во время грозы; Джефф чувствует враж­дебность к новорожденному — и говорит о «страшном, страшном чудище», которое ему снится.


Страх усиливается при повышенной тревожности, ослаблении чувства безопас­ности, что часто обусловлено ситуацией и взаимоотношениями в семье, особенностями психики ребенка и его родителей.


Бывает, что у родителей, которые сами многого боятся, не уверены в жизни, дети так же, как и они часто испытывают страх.

 

Связь страхов и тревоги

Рассмотрим сходства, различия, связь страхов и тревоги.

Тревога, в отличие от страха, никуда не направлена, нет выделенного объекта, вызывающего тревогу.

Тревожные дети чаще других испытывают страхи.

Тревожное поведение у детей может быть вызвано травмирующей ребенка ситуацией или особым его восприятием окружающего мира, когда он и мир – это одно целое. В таком случае дети не отделяют себя от среды и окружающих его людей и, соответственно, любые изменения в среде пугают малышей, кажутся им угрожающими.

Степень тревожно­сти, испытываемая ребенком, может быть связана со стилем его воспитания.

Повышенная родительская требовательность при недостаточном учете возможностей  ребенка, усиливает тревогу. Ребенок постепенно приходит к ощущению, что  он постоянно не соответствует предъявляемым требова­ниям, и поэтому он не достаточно хорош и не заслуживает родительской любви. В такие минуты малыш особенно уязвим, он лишен самого важного – родительской поддержки. 

Постепенно пере­живания ребенка могут зафиксироваться, стать устойчи­вой чертой личности.

Тревожность ребенка может фикси­роваться еще и в ситуации повышенного оберегания, чрезмерной заботы.

Тогда у ребенка возникает ощущение соб­ственной незначительности. Он начинает думать о себе как о чем-то очень хрупком, бесконечно малом и уязвимом, а окружающий мир наполняется опас­ностями.

Неуверенность ребенка возникает часто и при противоречивых требованиях, когда отец задает очень высокие требования, а мать склонна занижать их и все делать за ребенка. В особо гротескных случаях, по метко­му выражению одного автора, мамы буквально пытают­ся «не жить вместе с ребенком, а жить вместо ребенка». Все это повышает неспособность ребенка к принятию решений и усиливает чувство опасности, чувство повы­шенной тревожности. И теперь достаточно любого относительно нейтраль­ного раздражителя, чтобы постоянное ощущение тревож­ности как бы «нашло себя».

«Кристаллизация» чувства повышенной тревожности на определенном объекте превращает неопределенную тре­вожность в конкретный страх.

 

Преодоление страхов

Когда ребе­нок с повышенной тревожностьюначинаетиспытывать конкретный страх, чувство тревоги сужается и сводится к определенному объекту и, следовательно, может найти выход через внешнее проявление, что  приводит к облегчению внутренних переживаний малыша. Теперь он может на что-то по­жаловаться, попросить о помощи, как-то справиться с ситуацией. В связи с этим необходимо помочь ребенку осознать свой страх и помочь признать право на существование этого чувства. Когда родители говорят ребенку, что понимают его страх и что многие дети чувствуют то же самое, то детская энергия освобождается для преодоления боязни. Ребенок, который чувствует: «Я нормальный и хороший», обладает достаточной энергией, чтобы справиться со своими страхами.

Крайне ошибочными следует считать попытки  родителей дискредитировать страх, показать ребен­ку его нелепый характер. Пытаясь показать нелепость его стра­хов, родители обычно получают обратный эффект, еще более фиксируют страх, заставляют ребенка находить все новые и новые обоснования своих беспокойств.


Для преодоления детских страхов так же необходимо устранять основные причины повышения общей тревожности ребенка. А это значит -  внимательно присмотреться к ре­бенку, к самим себе, ко всей ситуации в семье в целом, оценить и понять причины возникновения страха и тревоги.

Необходимо также создавать безопасную зону общения  для своего ребенка, чтобы он мог свободно делиться переживаниями и получать поддержку от взрослых.


Необходимо критично пересмотреть свои требования к ре­бенку, обратив внимание на то, не слишком ли родитель­ские запросы превышают реальные возможности ребенка, не слишком ли часто он оказывается в ситуации «тоталь­ного неуспеха». Именно тогда, когда ребенку трудно, когда он охва­чен тягостным переживанием, родители могут с наиболь­шей полнотой проявить свою любовь, свою родительс­кую нежность. А их поддержка и помощь будет полезна ребенку в переживании опыта неудачи, сохранении надежды на успех и поиске адекватных способов решения задач.

Очень полезно пересмот­реть применяемые методы поощрения и наказания, оце­нить: не слишком ли много наказаний? Если это так, уси­лить поощрения, направить их на повышение самоуважения, на подкрепление самооценки ребенка, на воспитание уверенности и усиление чувства безопасности.


 


Подрастая, дети учатся выстраивать собственные границы, отделять себя от окружающего мира, что способствует снижению тревожности, придает им силы и устойчивость: если что-то изменяется в мире – это не страшно, это не разрушает меня, но требует творческого приспособления.


 Ребенок должен многое видеть, слышать, чувствовать, проходить свой путь, сражаясь со своими страхами, учиться преодолевать проблемы, понимать себя и других.


Всякий раз, когда это возможно, надо давать ребенку возможность действовать самому — это лучший способ избавиться от страхов. Ребенок должен понять, что ро­дители не собираются перекладывать на его плечи за­боту о его безопасности, они всегда будут о нем забо­титься и защищать. Но в некоторых ситуациях со своим страхом он в состоянии справиться сам.



Просмотров: 196
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Убрать страхи. Когда страх велик. Во что он может вырасти? И как с ним справиться?
  • Страх смерти своего ребенка - это про ребенка?
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Тревога и страх за ребенка. Почему так и что делать?
  • Страх за ребенка и что с ним делать.
  • Страх за ребенка.
  • Страх проигрыша у ребенка
  • Страх и нерешительность ребенка
  • Страх потери ребенка.
  • Страх потери ребенка.
  • Самый главный страх ребенка
  • Страх оставления и как его не сформировать у ребенка
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Чей страх? или Устами ребенка глаголет истина...
  • Страх сепарации как препятствие развитию ребенка
  • Коррекция детских страхов. Как родитель может помочь ребенку в домашних условиях?
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что такое страх и чем он может быть полезен
  • Как страхи родителей влияют на самостоятельность ребенка
  • Как страхи родителей влияют на самостоятельность ребенка
  • Страх секса у девушек. В чем может быть проблема.
  • Как научить ребенка обращаться с деньгами? Часть 3. Когда и как давать ребенку собственные деньги?
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Что может нанести ребенку психическую травму и стать причиной страхов и фобий?
  • Как легко влиять на ребенка. Когда дети хотят следовать за взрослым?
  • Про маму часто болеющего ребенка
  • Как часто носить ребенка на руках



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь