|
Духовный путь и психотерапияАвтор статьи: 404
Однажды я листал какую-то книгу, кажется, Ламы Оле Нидала и там был эпиграф: "Психотерапия - это для этой жизни, а буддизм для всех". Я тогда уже занимался психотерапией, т.е. имел за плечами клиентский опыт и практиковал сам, и меня поразила точность формулировки. В концепцию буддизма, как известно, входит понятие реинкарнации и цель духовного пути - освобождение, нарвана, сатори, просветление. Никто не знает когда оно наступит и сколько жизней нужно прожить ради идеальной кармы :) Да поправят меня практикующие. В современных христианстве и исламе жизнь одна, но вопрос, что будет после, ради чего собственно соблюдение законов и религиозная практика. Так вот, размышляя над этим всем я прихожу к заключению, что духовная практика не противоречит психотерапии, и они не являются взаимоисключающими явлениями, просто лежат в разных плоскостях. Кроме того есть знаменитый американский философ Кен Уилбер, создатель Интегрального подхода, который создал некую интегральную формулу, включающую в себя духовность, психотерапию, здоровый образ жизни и т.п. на базе анализа антропологических практик, психотерапевтических подходов и кажется, физики. На мой взгляд, проделанный им анализ психотерапевтических подходов довольно поверхностный, при всем уважении к его работам. Как может помочь психотерапия духовно ищущим. Психотерапия не панацея, да и подходит не всем (как бы мне этого не хотелось и как бы я в нее ни верил). Но терапия все же полезна "для этой жизни". Есть факторы, которые определяют способы функционирования нашей психики, они могут быть врожденными или генетическими, а могут быть приобретенными. Чаще в психотерапии мы работаем с приобретенными, которые формируются в процессе жизни и являются травмирующими. Я встречал не одного буддиста с пограничным уровнем организации личности, и, к сожалению, медитация не может этого компенсировать. Так же как и работать с травмой, депрессией. Конечно регулярная практика будет хорошо сказываться на обсессивном полюсе и, таким образом, помогать в случае депрессивных растройств, но этого не всегда может быть достаточно. Верующие, как в прочем и все остальные, могут быть зависимыми и созависимыми и тут также может быть эффективна психотерапия. Довольно эффективно в терапии можно работать с фобиями, утратами, паническими атаками. Перечислять "нарушения", как вы понимаете, можно довольно долго. Терапия, правда, может помогать именно в этой жизни, преодолевать ее сложные моменты и делать ее качество иным. И, да, это не про счастье, за которым гоняются, многие ищущие просветления люди, которых я встречал. Это скорее про свободу, осознанность и умение опираться на себя уже без психотерапии. И на мой взгляд важно разделять цели и задачи духовных практик и психотерапии, не путать их между собой как средства достижения одного. Нет они про разное. И хорошо бы, чтобы люди знали и понимали это, и могли выбирать, а не лопать не проглатывая послания и установки своих наставников. Тут можно пенять на культуру психотерапии в России, но это уже совсем другая история. С большим уважением ко все конфессиям. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|