Бесплатное онлайн обучение на психолога-сексолога. Психология. Лекция 3.

Психология. Лекция 3. Курс психология личности. Типы высшей нервной деятельности. Темперамент. Характер. Теория привязанности.

Бесплатное онлайн обучение на психолога сексолога Психология Лекция 3Существуют базовые черты, характеристики личности, которые помогают спрогнозировать, как поведёт себя человек, которые помогают определить, как с этим человеком общаться, какие болезни ему свойственны, какая существует закономерность между строением тела и характера.

На настоящий день не существует единой классификации, которая была бы универсальна и отвечала бы всем требованиям – каждый психолог придерживается / работает с той, которая ему ближе, нравится и подходит для того или иного исследования / парадигмы консультирования.

Типы высшей нервной деятельности. Темперамент.

Темперамент – это психодинамическая характеристика, которая отражает интенсивность, скорость, темп и ритм психических процессов у человека.

Темперамент оценивают по 3 категориям: активность человека в целом, моторика (как человек двигается, какая у него пластика движений), эмоциональность.

Темперамент напрямую зависит от типа высшей нервной деятельности (ВНД).

Теорию ВНД разработал Павлов, за что и получил Нобелевскую премию.

Доказал, что нервная система у всех различается по категориям: сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов.

Типы ВНД:

Типы ВНД формировались в ответ на стресс. Еще начиная с животных, были выработаны 2 наиболее ярких реакции на стресс: «двигательная буря» и «мнимая смерть». Возникает опасность – часть животного мира спасается бегством, а часть прикидывается ветошью (мёртвым). Обе реакции являются адаптивными, способствуют выживанию. Сказать, что лучше – невозможно, т.к. с точки зрения природы, обе реакции приводят к нужному результату (выжить). Между этими 2 яркими реакциями существуют промежуточные.

Человек в ответ на стресс демонстрирует те же реакции – начинает развивать бурную деятельность или, наоборот, словно замирает (ступор, торможение).

Плохих и хороших, лучших или худших типов реакций нет.

Тип ВНД даётся генетически. Повлиять на него мы не можем. Формируются с возрастом, когда созревают нервные центры, постепенно становится легче переключаться от активного состояния к пассивному и наоборот.

Если соотносить типы ВНД с типами личности, то слабый тип ВНД больше присущ шизоидам, подвижный или неуравновешенный с преобладанием процессов возбуждения больше присущ истерикам.

Крайний вариант нарушения – человек полностью замирает. Это состояние называется кататонией. Близкое к кататонии состояние бывает в состоянии тяжёлой депрессии (человек ничего не хочет делать).

В соответствии с типами ВНД выделяют типы темперамента:

  1. Флегматик – сильный уравновешенный инертный.
  2. Сангвиник — сильный уравновешенный подвижный
  3. Холерик — сильный неуравновешенный подвижный
  4. Меланхолик – слабый неуравновешенный подвижный или инертный.

В человеке могут быть элементы из разных типов, но всегда есть преобладание какого-то одного типа, преобладающая тенденция. Если человек не может выделить в себе эту тенденцию – он недостаточно себя знает, есть внутренняя дезориентировка.

«В обыкновенных будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, относительно впечатлений, глубоко затрагивающих наши интересы, холериком, и, наконец, флегматиком в исполнении раз принятых решений».

Можно по внешнему виду и по моторике  диагностировать тип темперамента.

Несмотря на то, что мы не можем воздействовать на процессы возбуждения и торможения, скорость нашей нервной системы, само знание темперамента, своих особенностей ВНД предполагает другое поведение. Два холерика (один знает, что он холерик, а другой нет) – по-разному адаптируются и ведут себя по жизни.

Темперамент не характеризует мотивацию, мировоззрение, ценности человека.

Тот или иной темперамент будет способствовать или противостоять формированию тех или иных ценностей.

Могут быть элементы из разных типов, но всегда есть одна преобладающая тенденция. Это генетически обусловленные вещи.

Человек может идти в соответствии с тенденцией своего темперамента и наперекор своему темпераменту (это называется «гиперкомпенсация»).

Развитие в соответствии со своим темпераментом: человек, у кого задатки легкоатлета, идёт в бег, и добивается хороших успехов.

Развитие наперекор своему темпераменту: маленький худенький мальчик идёт в тяжёлую атлетику (хотя у него задатки совсем для другого), с большим желанием преодолеть себя – и пусть в самом маленьком весе, но добивается успеха.

Характер – целостный устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, проявляющийся в деятельности и общении, обуславливающий типичные для него способы поведения.

Характер – более широкая характеристика, включает в себя большее количество переменных (оптимизм – пессимизм, доминантность – подчинённость, мужественность – женственность). И каждая из этих характеристик тянет за собой определённые паттерны поведения, целый набор поведенческих цепочек.

Характер формируется с детства. Некоторые считают, что с внутриутробного периода. Раньше считалось, что формирование характера целиком и полностью лежит на родителях и на той внешней среде, которая окружает ребёнка – определяется воспитанием и средой. Близнецовые исследования опровергли это: однояйцовые близнецы с одинаковым набором генов, т.е. с одинаковым типом ВНД, находясь в одинаковых условиях, имеют разные типы характера – т.е. существует ещё и собственный выбор человека. Выбор осуществляется ребёнком каждую секунду в зависимости от ситуации – и с точки зрения ребёнка, на тот момент этот выбор наилучший. Пример: двум близнецам мама говорила, что они закончат свою жизнь в психушке – один из них стал врачом – психиатром, а другой заболел шизофренией (каждый сделал свой выбор). Но как происходит этот выбор, что влияет, почему так происходит – не известно, и предсказать это невозможно. С одной стороны, безысходность для родителя (невозможно предугадать, просчитать, повлиять на выбор ребёнка), а с другой стороны, возможность самому человеку выбирать, изменять, влиять на свою жизнь. Это более оптимистический вариант, нежели всё было бы предопределено.

На выбор и последующее развитие человека влияет формирование привязанности, весь комплекс привязанности между ребёнком и родителем. Разработана концепция привязанности, которая изучает влияние ранних лет жизни на последующее развитие ребёнка, на его психическое здоровье и личностные особенности.

Теорию привязанности разработал Боулби. «Привязанность» и «Создание и разрушение эмоциональных связей» — его книги.

До его исследований считалось, что мама нужна ребёнку как фактор кормления и ухода, что есть только один вариант связи, и ребёнку больше ничего не надо. Механистический подход. Т.е., грубо говоря, если создать аппарат, который будет хорошо ухаживать, то ребёнку этого будет достаточно.

Доказал, что существует обратная значительная связь от ребёнка к матери. Ребёнок активизирует, организует и стимулирует уход. Доказал, что младенцам, которые улыбаются, чаще меняют пелёнки – мама больше ему даёт. Ребёнок эмоционально влияет на маму.

Доказал, что разлучать ребёнка с матерью до 12-14 лет нецелесообразно. До исследований считалось, что после того, как женщина родила, ей нужно отдохнуть, и ребёнка нужно забрать. Если ребёнок заболевал, считалось, что его нужно изолировать – что так он лучше поправится.

Исследования также доказали, что если ребёнка после рождения не забирать, а положить на живот мамы, это быстрее активизирует систему привязанностей.

Для ребёнка эмоциональное общение и разговор имеет большое значение – так же, как и для взрослого человека.

Раньше в учебниках по гинекологии писали, что новорожденный ребёнок не улыбается, а за счёт спазм лицевой мускулатуры выдаёт гримасу улыбки. Считалось, что психика не настолько созрела, чтобы отвечать адекватными эмоциональными реакциями. Сейчас доказано, что уже внутриутробно ребёнок даёт адекватную эмоциональную реакцию – это реакция на общение с мамой, на мамин голос, на мамины добрые слова.

Если не дать ребёнку возможность формировать эту привязанность (например, изоляция ребёнка после родов, или ребёнок расстаётся с мамой в раннем возрасте – ей надо идти на работу), ребёнок чувствует себя как в вакууме – начинающая формироваться привязанность обрывается, причём с большим ущербом для ребёнка.

Боулби доказал, что расставание с мамой больше, чем на месяц, до 12 лет ребёнка имеет значение.

Система привязанностей у разных детей созревает и формируется по-разному. Есть дети, которых в 2 года приводят в детский сад, они прощаются,  они там хорошо и кушают, и спят, и общаются с другими детьми, когда их забирают – они адекватно реагируют на родителей,  идут домой. А есть дети, которые и в 4 года в детском саду кричат, не хотят оставаться, не едят, не спят, не общаются с детьми, а когда приходят родители – дети показывают реакции негативизма, вплоть до того, что не узнают родителей. Это говорит о том, что система привязанностей незрелая или уже травмированная – нужно формировать заново. Таких детей отдавать в детский сад не надо, нужно чтобы кто-то постоянно находился рядом, с кем они могли бы сформировать постоянную привязанность. Зрелость, тренированность системы – умение удержать в голове (в психической части) образ мамы и уметь заменить его на другой безопасный объект. Например, мама оставляет ребёнка с бабушкой, и он словно бы механически переносит привязанность (как общался с мамой, так начинает общаться и с бабушкой, а когда приходит мама, снова переносит привязанность на неё, а бабушку уже не замечает).

При длительном расставании идёт формирование чувства утраты и горя и сопутствующее им большое количество негативных эмоций. В дальнейшем это может отразиться при формировании взрослых привязанностей – между мужем и женой, между друзьями. Полученные в детстве негативные чувства будут мешать сформировать адекватное межличностное общение, межличностное взаимодействие.

Разрыв привязанностей между матерью и ребёнком может отразиться так: чем хуже будет мама, тем больше он будет её любить, обожествлять.

Проходят различные слои чувств: гнев, обида, злость, до ощущения полной беспомощности. Набор возможностей, как можно вернуть маму,  у ребёнка небольшой – плач, крик, цепляние, следование. Если ребёнок всё это попробовал, но его всё равно оставили – ощущение полной беспомощности.

Детский дом – ребёнок лишён возможности сформировать связь с одним объектом. Персонал меняется, нет одного лица, который бы постоянно находился с ребёнком, как мама или объект, его замещающий.

Невербальные послания гораздо более сильные, чем вербальные. Если мама ребёнка умерла при родах, ребёнок знает об этом, даже если ему это не говорить. Если не говорить, а он знает – расщепление не даст сформироваться нормальную психику. Нормально сказать правду, проясняя, объясняя. Смерть матери очень значима, особенно до 12 лет.

Стадии становления привязанности:

  1. Начальная. Ориентировки и адресация сигналов. Маленький ребёнок следит и чётко выделяет лицо матери среди всех остальных. Именно маме как лицу, с которым формируется привязанность, адресованы лепет, улыбка. Ребёнок подрастает, и на этой стадии появляется цепляние. Примерно 1-2 года ребёнку.
  2. Источник привязанности используется как надёжная база для исследовательского поведения и является источником, дающим чувство защищённости. Ребёнок использует маму, чтобы познавать мир. Отлучается ненадолго и возвращается «на базу». Если мама в этот момент исчезает («ты тут один посиди, а мне нужно борщ варить»), происходит нарушение второй стадии формирования привязанности. Стадия начинается с того момента, как ребёнок начинает ползать.
  3. Гибкое регулируемое партнёрство. К этой стадии ребёнок способен удержать в своей психике образ матери, даже если она здесь и сейчас не присутствует. Его психологический поводок от мамы становится более длинным. Начинается примерно с 3-5 лет. Ребёнок готов оставаться один.

Всё формирование в рамках вышеперечисленных стадий происходит до 6-9 лет, максимум до 12. Это индивидуально.

Фрейд считал, что младенец  не любит мать, а нуждается в ней. Боулби показал, что эмоциональная связь иметь большее значение, чем полноценный уход.

Система привязанностей – наше биологическое свойство. Боулби описывает птенца скворца: если насыпать зёрнышек и убрать маму, он склюёт сам, а если маму оставить, он откроет рот и будет пищать, пока она его не покормит.

С самого рождения ребёнок начинает социальное взаимодействие.

При дезадаптации (разлучении с матерью) что происходит с ребёнком – как проявляется разрыв привязанности: плохой сон и аппетит, потеря интереса к окружающим, отчаяние, апатия, снижение иммунитета с более лёгким возникновением инфекционных заболеваний. Если в этот момент мама возвращается, контакт с матерью восстанавливается, все эти симптомы пропадают.

Что объясняет теория Боулби: почему дети и иногда взрослые имеют потребность иметь с собой мягкую игрушку как переходный объект привязанности; объясняет справедливое требование малыша, чтобы мама была рядом; объясняет сосание и кормление грудью как эмоциональную близость; необходимость общения с ребёнком, а не просто уход за ним. Объясняет и то, что маленький ребёнок боится незнакомых людей, болезненно реагирует на незнакомый голос. Объясняет прихотливую избирательность ребёнка к основным и второстепенным лицам привязанности.

Формирование привязанности – самое важное. Примерно то же самое, что у ребёнка острый аппендицит, мама же его не оставит и не уйдёт на работу. Если плохо формируется у ребёнка привязанность (это может быть индивидуальной особенностью) – нужно быть с ним до тех пор, пока она не сформируется.

Если система привязанности формируется трудно, медленно – этот ребёнок требует большего эмоционального вклада.

Если ребёнок уже получил травму, привязанность будет формироваться долго и трудно.

Свою систему привязанностей человек воссоздаёт в жизни – в том числе и в психотерапевтическом процессе.

Мы идём за клиентом, мы растим клиента, не опережая.

Клиент, у которого очень нарушена система привязанностей – не может даже перенести отпуск терапевта.

Травматические локусы в процессе формирования привязанности рефреном повторяются во взрослой жизни.

Привязанность – категория, противоположная зависимости. Если привязанность была сформирована неадекватно – формирование зависимой и созависимой личности или симбиотических неадекватных отношений (зависимость от родителей, невозможность дальнейшего отделения от семьи).

Настя Михеева, психолог — сексолог, секс-коуч, преподаватель тантры, специалист по женскому оргазму. Для сайта Хэппи Вагина Гуру: для онлайн курсов и проекта бесплатного обучения на психолога-сексолога, секс-коуча и преподавателя современной сексуальной тантры с выдачей 3 сертификатов на русском и английском языках.




Просмотров: 572
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. Ваш ребёнок всегда лучше!
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • Если ваш ребёнок боится спать один
  • История одного ребёнка. Авторитарная бабушка и непослушный ребёнок.
  • Что делать, если ребёнок не говорит в три года
  • Зарождение привязанности в отношениях матери и ребёнка
  • Что делать, если ребёнок слушается только одного родителя
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?
  • Если с мамой невыносимо общаться. Часть 1. Мама лучше знает
  • Задачи психотерапии привязанности в диаде мать-ребёнок"
  • Что делать если ребёнок плачет, когда вы уходите? Советы психолога
  • Три причины, по которым мама может не хотеть, чтоб ребёнок взрослел
  • Если ребёнок потерялся? Это должен знать каждый! Рекомендации психолога
  • Что делать, если ваш ребёнок боится?
  • Нужно ли ребёнка отдавать в школу, где учителем работает мама или папа?
  • Если ребёнок не читает книги и не любит играть.
  • Качество привязанности как фактор устойчивости ребёнка к психической травме: профилактический аспект
  • Что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться?
  • Если ваш ребёнок...
  • Что делать, если ребёнок врёт?
  • Что делать, если ваш ребёнок не слушается
  • Как формируется зависимость. Часть 4. Ребёнок начинает передвигаться
  • Материнская любовь. Что происходит, если мама не может любить?
  • Что делать, если ребёнок впадает в истерику ?
  • Что делать, если ребёнок часто болеет?
  • Влияние перинатального периода на психику человека. Часть 2- Психоэмоциональная связь матери и ребёнка
  • Почему ребёнок в зоне риска, если пропали слёзы?
  • Если ваш ребёнок испытывает страх



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь