Если к ужасу прибавить восторг

 

               Страх – самая сильная эмоция человека, чувство, возникающее в результате внутренней неосознанной тревоги, психологической, или физической травмы. Такое определение я даю страху. Я неспроста называю страх и эмоцией, и чувством. Так и есть. Существует базовая эмоция страха, человек с ней рождается. Она возникает в душе, как естественная реакция организма на угрозу жизни. И проявляется в теле, которое приходит в движение или останавливает его. Машина засигналила - человек испугался и отпрыгнул. Это естественно. Не отпрыгнешь - не выживешь. Инстинкт самосохранения сработал, вызвал у человека эмоцию страха: "Прыгай, не то погибнешь!" Совсем другое дело чувство страха. Вот тут мы  попадаем в ловушку своих не самых лучших мыслей. Чувство страха рождается в мыслях у человека, это продукт человеческого ума. А эмоция страха рождается в душе, как естественная реакция организма на угрозу. Чувствуете разницу? Я, например, чувствую. И когда я знаю, что я придумываю страх, то у меня появляется выбор: "Ого! Я тогда не буду  этого делать и стану свободной от своего придуманного страха". И я тогда несу ответственность за свой придуманный страх. Это я создаю себе страх, думая: "Я никогда не выйду замуж, я умру от такой болезни рано, как моя мама и бабушка, мне всегда не везет, я никогда не буду зарабатывать много денег, у меня некрасивая внешность" и т.д.

Страх - это одно чувство, его не может быть несколько. Существует много объектов страха: высота, темнота, бандиты, грабители, стихийные бедствия и т.д.

 Тревога - это СОСТОЯНИЕ, не имеющее объекта. Определенный уровень тревоги постоянно присутствует в человеке. Благодаря этому мы и живем. Пока человек жив, он в тревоге. Так же, как и в любви. Ошибаются те люди, которые считают, что любовь  может появляться и исчезать. Нет! Она рождается вместе с человеком и умирает вместе с ним. Поэтому вопросы "люблю ли я ?" или "любят ли меня?" неуместны. Потому что ответ один: ты любишь и тебя любят. Пока человек жив, он любит и находится в посточянном состоянии тревоги. Здесь уместно поставить знак равенства. В тревоге много энергии. Когда происходит травмирующее событие, уровень тревоги возрастает и становится невыносимым. Срабатывает защитный механизм и человек переводит тревогу в страх. У страха есть объект, можно вздохнуть спокойно: "Это я вот этого испугалась". Со страхом можно что-то делать, преодолевать его. Появляется вера в собственные силы. А это дорогого стоит. Поэтому от страха нам никуда не деться, как в песне "и никуда, никуда мне не деться от этого". получается, что бояться  выгодно, как ни крути. Но это только на первый взгляд.

Человек – часть природы и по своим физиологическим функциям  принадлежит к миру животных, существование которых определяется инстинктами и гармонией с природой. Страх испытывает любое живое создание. Благодаря своим инстинктам, животные и растения безошибочно угадывают приближение грозы, землятресения и делают все, чтобы спастись. У человека слабо развиты инстинкты, но у него есть разум, воображение, способность творчески мыслить и это помогает ему выжить. Человек знает о своем прошлом и будущем: в прошлом он родился, а в будущем умрет. Казалось бы, все очень просто. Родился, чтобы умереть, как любое живое создание. Тогда зачем человеку дан разум, творческое воображение, способность созидать? Неужели только для того, чтобы скрасить свое существование? Или, может быть для того, чтобы погубить землю и самого себя? А, может быть, человек был создан для того, чтобы спасти землю, когда возникнет угроза ее уничтожения? Так или иначе, вопрос этот остается открытым. С одной стороны, человек – часть природы, ее дитя, а с другой – создание, наделенное разумом и способностью противостоять силам природы, вступать с ней в противоборство. И эта раздвоенность составляет суть свойственного человеку экзистенционального противоречия. Человеку не суждено быть ни там ни здесь полностью: он вынужден быть частью природы, удовлетворять свои потребности в пище, воздухе, тепле и все ж  е одновременно быть выделенным из нее.

Источником человеческого ужаса является свобода, к которой стремится человек и от которой бежит. В библейском мифе о сотворении человека уже присутствует феномен страха. Акт неподчинения запрету вкушать от древа познания добра и зла стал первым выбором, который совершил человек, первым актом свободы.

Вместе с необходимостью совершать выбор и чувством свободы появилось и чувство одиночества. Человек одинок в момент выбора, и от этого ему никуда не уйти. Так же, как не уйти и от тревоги, сопровождающей человека всю его жизнь. 

 Детские страхи – это отражение страхов взрослых людей. Их основная особенность – способность к увеличению и трансформации. Дети испытывают страх чаще, чем нам кажется. К сожалению, на консультациях мне часто приходится убеждать маму, что ребенок действительно боится. Родители убеждены, что это не страх на самом деле, а обыкновенная хитрость или каприз. Дети точно так же, как взрослые боятся смерти, бедности, болезней и стихийных бедствий. Самой большой ошибкой взрослых является их неверие. Родители иногда объясняют детям, как нужно справляться со страхом, но очень редко принимают детский страх. От этого страхи усиливаются, их становится больше.

Представьте себе маленькую трехлетнюю девочку Сашу. Большие синие глаза с длинными ресницами, белые кудрявые локоны и соска, с которой она никогда не расстается. Маленький философ с соской запугал всю семью. Даже мне на некоторое время стало страшно, и я растерялась, когда услышала: «Я смерти боюсь везде: в лифте, в подъезде, в автобусе, в спальне.» А начиналось все с обычных вечерних так называемых капризов:  хочу молока, хочу конфету, забыла бабушке сказать « спокойной ночи», не закрывайте двери, включите свет» и т.д. Если бы родители с самого начала обратили на это внимание и присмотрелись к ребенку, то обычный страх темноты не превратился бы в ужасный кошмар из бессонных ночей и беспокойных дней для всей семьи. Если прислушаться внимательно к рассказам детей, то можно легко заметить, что они совершенно серьезно говорят о чудовище, которое живет в спальне, или на кухне, или даже за окном, о разбойниках, невидимках. Со времен катастрофы в Чернобыле появился новый страх, страх радиации. Особенно часто он проявляется у детей и взрослых, которые жили или живут за границей. Этот страх бывает иногда неосознанным. Мне пришлось долго искать причины сонливого состояния у подростка, который спал почти целыми сутками, просыпаясь только для того, чтобы пойти в школу или для принятия пищи. А появились эти симптомы сразу после приезда из-за границы. Конечно же, на него повлияли страхи родителей, которые много об этом говорили перед отъездом, и сообщения об экологическом состоянии в Беларуси в средствах массовой информации.

Существует несколько типов ситуаций, при которых у ребенка возникает страх или предположение к нему: это -  подражание, травма, система « наказание-вражда-вина», постоянно возобновляющийся страх.

Подражание – это естественный процесс, при котором ребенок перенимает страхи родителей. Тревожная мама постоянно предупреждает ребенка об опасности, сама боится темноты, собак или одной оставаться дома. Таким образом, мама передает свои страхи детям. Но взрослый человек может успокоить себя с помощью здравых рассуждений, а ребенку трудно это сделать в силу своих возрастных особенностей и он продолжает чувствовать смутную тревогу.

Травма – сильное психическое переживание, которое оставляет след в сознании человека на длительное время, а иногда и на всю жизнь. Очень часто такой травмой является разлука с мамой, самый первый страх, который испытывает ребенок в своей жизни, причем разлука может быть по времени совсем недолгой. Дети по-разному реагируют на разлуку: температурой, болезнью, агрессивностью, ребенок может стать замкнутым и перестать есть. Все зависит от характера малыша, остроты ситуации и реакции родителей.

Система « наказание-вражда-вина». Когда родители  кричат                                                                                                                                                                                                         на малыша, ему ясно только одно – его не любят. Ребенок злится,  чувствует вину за свою злость и боится наказания.

Постоянно возобновляющийся страх – не что иное, как страх одиночества, когда ребенок начинает понимать, что нигде он не может найти поддержку, что близкие люди, от которых зависит его выживание, не могут обеспечить полной безопасности. Ребенку некуда пойти, не к кому обратиться. Тревога и страх одиночества заставляет детей  "прилипать» к матери.

            Безотчетная тревога, постоянно живущая в душе человека, рождает все новые и новые образы и фантазии.

Образы и фантазии помогают справиться с тягостным переживанием чувства страха, чувством собственной беспомощности. В фильме «Блондинка за углом» главная героиня собирается выходить замуж за человека, о котором всю жизнь мечтала. Казалось бы, радоваться надо, а она плачет. И когда ее спросили, отчего она плачет, та ответила: « Я представила, что у нас родится мальчик, он будет ходить в школу, потом учиться в институте, а летом их группу пошлют в стройотряд. Там случится пожар, наш мальчик бросится в огонь спасать людей и погибнет». В этом случае воображение помогло героине справиться с мучительной тревогой о своем будущем. Материалом для таких фантазий могут оказаться неожиданные и затейливые образы страха, взятые из окружающей среды. Но их чаще всего бывает недостаточно, т.к. среда, которая поставляет нам информацию, недостаточно богата. В человеке живут противоположности, и эти части постоянно требуют выхода. Этому помогает идентификация с другими людьми или персонажами из фильмов и книг. Почему книги Джоан Роулинг о Гарри Поттере стали настолько популярными, что их читают не только дети, но и взрослые? В этой книге маленький мальчик чувствует себя глубоко одиноким в семье своих дяди и тети. Он виноват лишь в том, что родился в необычной семье, семье волшебников, людей, непохожих на всех остальных. И еще у него есть шрам на лбу, оставленный тем, которого нельзя называть вслух. И этим он отличается от других детей. Гарри – скромный, даже застенчивый, мальчик. У него не все хорошо получается, он совершает много ошибок, он далеко не лучший ученик в своей школе. И, тем не менее, он успешно справляется с трудностями, преодолевает свой страх и побеждает чудовище, которое пытается его убить. Каждый из нас может увидеть себя самого в образе Гарри, слиться с теми переживаниями, через которые приходится проходить маленькому волшебнику, вместе с ним сражаться с чудовищем и побеждать его. Маленький, одинокий, беззащитный человек и сильное, грозное чудовище, которое сколько не убивай, не убьешь до конца, оно всегда возрождается и всегда в новом обличии. Все это – части одного целого. Гарри никогда не убьет чудовище до конца, потому что тогда это означало бы убить себя самого. В каждом из нас сидит свой дракон, свой собственный страх, который каждый хочет преодолеть, но который невозможно убить, т.к. он есть часть нас самих, каждого из нас. Нельзя убить одну часть себя и оставить жить другую, можно только принять, понять и научиться управлять ею. 

 

Человек всегда одинок и в горе, и даже в радости. Одиночество – это условие жизни, опыт человеческого бытия, который позволяет человеку поддерживать, расширять и углублять его человеческую природу. Одиночество неизбежно, всем нам свойственно переживание  экзистенциального одиночества, и все мы ведем с ним борьбу. Одни пытаются заглушить свое чувство одиночества в непрекращающейся деятельности, пытаются убежать от страшной реальности, не хотят оставаться самими собой, такими, какие есть на самом деле. Другие ищут  спасение в религии, творческой деятельности, в принадлежности к группе, сексе и наркотиках.  Ответом на всепоглощающее чувство одиночества является тревога, которая проявляется на всех четырех уровнях бытия человека: психическом, физическом, социальном и духовном. В виде схемы это может выглядеть примерно так. (Таблица цветная на две страницы, не копируется, ее можно посмотреть в моей книге,  которую можно приобрести у меня лично). 

На психическом уровне тревога преобразуется в страх. Страх становится для человека как стимулирующим на достижения чувством, так и тормозящим, сдерживающим и лишающим сил. Если условно разделить чувства, которые появляются у человека, на позитивные и негативные, то к негативным мы отнесем злость, разрушающую все хорошее в человеке, которая неотступно следует за чувством страха, стыд, вину, ревность, отвращение, зависть. А к позитивным – здоровую агрессию, необходимую для выполнения любого дела,  гордость, удивление, грусть, доверие, уважение и т.д. На самом деле нет плохоих или хороших чувств или состояний. Иногда зависть, злость, ревность и другие "плохие" чувства могут стать стимулом для достижений, а гордость превратиться в гордыню, радость в легкомысленность, уважение в унижение и т.д.

В итоге на психическом уровне человек выбирает смерть с отвращением к жизни или смерть с благодарностью жизни за все хорошее и плохое, что в ней произошло за прожитые годы.

      На физическом уровне тревога вызывает напряжение, которое также проявляется в двух вариантах: с одной стороны– это потеря сил, болезни, суета и насилие над собой, а с другой стороны - активность, хорошее здоровье, целенаправленные действия.

В итоге человек выбирает смерть от старости или смерть от болезни на физическом уровне. 

     На социальном уровне тревога проявляется во взаимодействиях человека с обществом, в его способах поведения. К неэффективным способам поведения относятся: самоизоляция, инфантильность, зависимость, насилие над другими, бедность.  А открытость, ответственность, свобода в действиях, в общении с другими людьми, материальное богатство, достаток и способность выбирать мы отнесем к эффективным способам поведения, здоровым взаимоотношениям.

В итоге человек выбирает на социальном уровне умереть с войной  или с миром. 

   На духовном уровне тревога проявляется в выборе, процессе творчества, созидании, сотворении. Именно на духовном уровне такие человеческие ценности, как выбор, любовь, вера, надежда, сотворение становятся либо истинными, либо ложными в зависимости от степени осознавания себя, своих истинных чувств и желаний. На духовном уровне человек находит выход, окончательный ответ на мучительное чувство экзистенциального одиночества и тревоги. Любовь как способ единения с миром, слияния с другим человеком есть полный и окончательный ответ на проблему экзистенциальной изоляции и тревоги.

На духовном уровне смерть становится свободным или ложным выбором. 

 

  Как видим, человек испытывает разные чувства, эти чувства переходят друг в друга, дополняют и в то же время взаимоисключают друг друга. Нет только добрых чувств и нет только негативных. В разных жизненных ситуациях человек ведет себя по-разному и испытывает множество разнообразных чувств. Но чаще всего он все-таки добрый, принимающий, сочувствующий и заботящийся о других человек. Или, наоборот, он постоянно недоволен жизнью, обиженный на всех и вся человек, который не хочет принимать ответственность за свою обиду, свои болезни, и свою бедность на себя.

Страх – это результат экзистенциального противоречия,  избранной человеком свободы выбора, выбора между добром и злом. Человек сам выбирает, каким ему надо быть и как проживать свою жизнь и несет за это ответственность.

               

Когда я начинала готовить свой доклад, мне хотелось представить все в виде схемы, чтобы было понятно и мне самой, и всем кто будет слушать мое выступление. Я не думала тогда, что в этой схеме появится смерть. Я вписала ее автоматически и не стала убирать, т.к. смерть – естественный итог человеческой жизни и об этом нельзя было не написать. То, что смерть ожидает каждого из нас, знают все, но какой она будет, не знает никто. Я попыталась предположить, какой смерть могла бы быть желанной, красивой. Красивая смерть – это смерть с благодарностью судьбе, с удовлетворенностью жизнью, от старости, смерть как свободный выбор. И другая смерть – смерть от зависимости с отвращением к жизни, мучительная. Человек сам выбирает себе смерть и таким образом совершает свой последний выбор.

      Страх смерти – вечный спутник человека. Смерть – это неотъемлемая часть жизни и цель, к которой стремится человек и которой страшится. Можно сказать, что жизнь – это длинная цепочка маленьких смертей. И если мы говорим, что жизнь – это смерть, то мы можем утверждать и обратное: смерть – это жизнь. И, соответственно, страх смерти – это страх жизни. И тогда у каждого человека, который говорит о своем страхе смерти можно спросить: « Как ты смог до такой степени изуродовать свою жизнь, что стал ее бояться ». Ответственность, которая возникает при свободе выбора, внушает страх. Свобода – есть выбор между добром и злом. Чем больше выбора, тем больше тревоги. Экзистенциальная тревога – неотъемлемая часть существования человека. В этом заключается фундаментальный принцип экзистенциализма.

 Попытки избежать тревоги, обречены на провал. Преодолевая страх, человек растет, познает, дает возможность сформироваться своей собственной личности. Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу. Свобода -  есть выбор самого себя, своей сущности. Она накладывает на человека  ответственность за все происходящее в мире.                    

КАК ВЫ СЕЙЧАС СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ? СПАСИБО! 



Просмотров: 319
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Страх смерти: как пережить смерть близкого человека
  • Что делать, когда умирает близкий человек? Короткая продолжительность жизни и наша карма. Страх будущего
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Человек- невидимка или страх быть заметным
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Только не бросай меня! Страх потери партнера, страх быть брошенным. Травма покинутости
  • Стеснительный человек или страх контакта
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Смерть. Злость, страх и радость.
  • Ребенок и смерть. Часть 5. Как рассказать ребенку о смерти родного человека
  • Чувство тревоги и панический страх в Вашей жизни
  • Страх,который может убить.
  • Как без страха пойти в свой страх?
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Страх. Смерть. Любовь
  • Смерть -Смена-МЕРы-быТия. Расстановки как путь к наполнению новым для себя смыслом понятия "Смерть".
  • От белой полосы к черной... Страх смерти или страх жизни
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Профессионально важные качества работников типа профессии "Человек-Человек"
  • Краткий тезаурус по работе Р. Кайуа: "Миф и человек. Человек и сакральное"
  • Что сильнее: страх смерти или страх жизни?
  • С тех пор каждый человек может сам построить свою жизнь...
  • Страх подавиться едой и задохнуться. Два способа, как еще больше усилить свой страх?
  • Всего одно чувство, которое подскажет - Ваш это человек или нет
  • Страх, смерть и секс.
  • Страх, страх, страх.. УЖАС! Фобия??? Я боюсь делать МРТ!!!
  • Когда тревога и страх являются спутниками жизни.
  • Смерть близкого. Человек Плачущий.
  • Человек - Деньги - Человек, или где кроме маркетинга есть h2h…
  • Убрать страхи. Когда страх велик. Во что он может вырасти? И как с ним справиться?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь