|
Зависимость. Причины- в детстве?Автор статьи: Ирина Куликова-Новаковская
В статье "Мощное средство удачи, успеха" мы ввели понятие "локус контроля". К сожалению, зависимый человек воспитан так, что локус контроля у него - внешний. (Что, конечно, не может служить оправданием для взрослого человека, почему он до сих пор не предпринял шаги к тому, чтобы помочь себе и локус контроля исправить. Обвинять, будучи взрослым, родителей - и бесполезно, и равносильно тому, что бить себе под дых.. какие бы они ни были, психологически они - наша "источник, стена и опора" .) Как и когда складывается локус контроля? Ну, вообще-то почти до 40 лет. Так предусмотрено генетической программой развития человека Программа развития человека - обусловленный биолого-социальными законами процесс, и на каждой его стадии человеку приходится решать специфические задачи взросления через освоение специфических навыков. (Кстати, освоение навыков связано с активацией отдельных отделов головного мозга и организма в целом, - развитие личности тесно завязано на развитие нервно-мозговой деятельности.) При этом начальные стадии развития служат фундаментом, обеспечиваюшим вертикальное положение станового хребта личности, основой ее автономности. Автономность переживается как уверенность в себе, а окружающими видится как факт: человек хорошо справляется с жизненными ситуациями. Внутренний локус контроля развивается, если человек все стадии развития проходит своевременно и правильно, а именно: До 2-х лет научается регулировать энерго-информационный обмен со средой, с ближайшим окружением: криками требуя удовлетворение своих базовых потребностей в тепле, ласке, пище, время начала и окончания кормления, длительность любящего прикосновения матери, время нахождения на руках матери. Если любящего прикосновения не было, мало держали на руках и мало тетешкали, не позволяли самостоятельно регулировать начало и окончания телесно-эмоционального контакта, практиковали тугое пеленание, если мать была эмоционально холодна, у ребенка формируется ощущение базового недоверия к миру, бесправия или покинутости (низкая самооценка), оказывается нарушенным процесс энергообмена со средой. Начинается задержка психического развития, симптомами которой служат задержка освоения речевых навыков, косноязычие, подверженность болезням, слабый тонус, неумение вступать в контакт с другими. В возрасте от 2-х до 5-ти лет человек научается ориентироваться в пространстве и во времени, привыкает сам себя обслуживать, проявлять свои чувства и реализовывать желания, развивает в удовольствие спонтанные, творческие способности, и получает огромное количество образной, сенсорной и языковой информации, которая в будущам станет основой созидания нового (которое есть "хорошо забытое старое") . Если этом возрасте пристально контролировали все действия, подавляли проявление эмоций, жестко их критиковали, многое запрещали, данная стадия проходится некорректно, а именно возникает "рабство в поведении и мышлении". Симптомами является запрограммированность действий непродуктивными установками, мифологическое мышление (неумение отличать реальное от желаемого), необоснованное чувство вины и стыда, непростроенность физических и психологических границ, неуклюжесть, психомоторные ошибки. Для правильного прохождения стадии и уверенного обращения с людьми обоих полов ребенок в должен иметь обоих родителей, общающихся с ним в адекватной возрасту ребенка манере, и отвечая на все вопросы, в том числе и касающиеся продолжения рода и "различия между мальчиками и девочками". А также поощряя самостоятельность (в безопасной среде). В возрасте 6-8 лет снова маленький человек научается чувствовать отличие поощрения от наказания, различать, "что такое хорошо и что такое плохо" , выдерживать отложенное выполнение желаний, наказание, стресс, обретает мотивацию к достижению. Если в этот период часто меняют значения хорошего и плохого, перехваливают (потакают при попустительском отношении к нарушению правил или принятых моральных норм), либо переругивают (авторитарное или жесткое воспитание без похвалы), вместо мотивации достижения прививается мотивация избегания неудачи, формируются аномалии поведения и типы характера "демонстративный" (не способный справляться с отказом) или "лжец-хитрец" (идущий на обман, чтобы избежать боли). Заметим, что адекватный баланс поощрения/поддержки и наказания находится в пропорции 70/30 % (с преобладанием поддержки!). Симптомами непройденности стадии является низкая стрессоустойчивость, неумение обходить жесткие и неуместные запреты (чрезмерное послушание), аморальность поведения. Внешний локус контроля и своего рода "инфантильность" проявится у человека в зрелом возрасте, если одна или больше из первых трех возрастных стадий пройдены некорректно (по-научному - невроз или неудача в развитии личности). Проблемы с сепарацией из родительской семьи - это результат плохого воспитания и самовоспитания, если называть вещи своими именами. Случаи сильной педагогической запущенности характеризуются сразу несколькими "пропущенными" стадиями развития. ======Пример. Родители "из низов" своим трудом добивались высокого уровня доходов, практически не уделяя никакого времени воспитанию детей: мама оставила только что родившегося сына на сестру и через три месяца после родов занялась заработками, работала на двух работах, а папа, когда мальчику исполнилось 7 лет, уехал на заработки в другую страну. В результате тестирования личности и беседы выяснилось, что человек неправильно прошел первые 4 стадии развития, то есть при живых родителях рос как трава в поле, вместо воспитания получая от родителей деньги. Мальчик выжил за счет супер-сильного, данного от природы конденсатора энергии, получил высшее образование, и во взрослом возрасте ему как-то удавалось функционировать, и даже вести свой небольшой бизнес. Вот только отношения с женой, да и другими людьми, оставляли желать, состояние здоровья - на грани, подчиненные периодически увольнялись из-за нервных срывов и вспышек агрессивности начальника, воспитывать своих собственных детей человек не знал как, переложив данную задачу на жену, у которой, по ее признанию, после замужества появилось трое детей - двое от нашего героя, и третий -... сам наш герой... ) ==== При внешнем локусе контроля характерно частое рассогласование со средой, неудачи, что на физиологическом уровне приводит к постоянной нехватке эндорфинов. Поэтому высоко ценятся моменты, за которые организм эндорфины получает, и человек становится от них зависимым. Так и формируется зависимое поведение. В случае, если появляется возможность восполнить нехватку внутренних эндорфинов ("гормонов счастья") эндорфинами внешними (наркотиками), человек быстро становится наркоманом. Алкогольная зависимость развивается также вследствие нарушения эмоциональной сферы, на фоне недостатка эндорфинов и несложения гармоничных отношений с окружающими. Сам же недостаток эндорфинов является следствием отсутствия бытовой культуры, неумения и нежелания осуществлять элементарную психо-гигиену (в форме переключения с одного типа деятельности на другой), непонимания необходимости расширить репертуар действий в течение дня или недели для получения положительных эмоций в дополнение к основной профессиональной деятельности. (Статья "Мощное средство удачи и успеха" .) Поэтому, труд человеку, конечно, нужен, но помимо него необходимы еще и его достойная оплата, время на отдых и рекреацию, и адекватные для восстановления душевных сил (как минимум не травмирующие) бытовые условия, и культурный досуг, да и элементарные волевые усилия... (неслучайно одно время в СССР, пр. И. В. Сталине была введена 41-часовая рабочая неделя, с шестидневным графиком труда в неделю: как показала практика, на отдых и общение с домашними нужно несколько часов ежедневно, а не два дня в неделю - по субботам и воскресеньям. Подробнее ознакомиться с видением И. В. Сталина необходимых условий для становления здоровой продуктивной личности, социалистического общества и сильного народного хозяйства можно прочитать в его работе "Экономические проблемы социализма в СССР".) Любой человек с внешним локусом контроля - приманка для наркодилера. Сопоставив факты, касающиеся того, что начало происходить с населением нашей страны с начала 90-х годов во всех сферах (экономика, информация, образование и воспитание), не удивляют данные о том, что количество психических (в дополнение к физическим) отклонениям от нормы (психо-физическое здоровье) увеличилось более, чем вдвое по сравнению с итак немалым процентом отклонений до начала перестройки. Неудивителен и факт резко выросшей алкоголизации и наркотизации населения, включая подростков и юношество. Не менее важны для полного формирования внутреннего локуса контроля и правильно пройденные более поздние стадии развития личности. (Все стадии описаны в цепочке статей "Развитие личности". ) Можно ли исправить "кривую лестницу", возникает вопрос. Да, это сделать можно, заново перепройдя неверно пройденные стадии стадии и закрепив новообретенные навыки и реакции на практике. Для этого и необходим "значимый Другой", роль которого в терапии играет психолог, работающий индивидуально или в шруппе, и выполняющий по сути психолого-педагогические функции, которые по незнанию или неумению (или нехватке времени) когда-то не выполнили родители (простим их за это, они не ведали, что творили). На подобную психо- коррекцию, конечно, требуется время (на коррекцию каждой неправильно пройденной стадии уходит около года), - не столько количество сессий с психотерапевтом, сколько просто календарное время и изменения на поведенческом уровне. Во взрослом возрасте, когда груз жизненных дел и ответственности предъявляет свои требования к личности, слабая волевая регуляция деятельности, непростроенность системы смысло-жизненных ориентиров являются тем фоном, на котором расцветает зависимость, проявляясь в таких поведенческих формах как наркомания, алкоголизм, трудоголизм, тяга к виртуальной реальности. Как можно догадаться, не всякий взрослый внутренне или по внешним обстоятельствам своей жизни готов к работе по выходу из зависимости (для начала нужно иметь мужество признать ее необходимость, что при итак невысокой самооценке не получается легко и сразу, в особенности у представителей мужского пола). Наиболее хорошие результаты дает психо-коррекционная работа в так называемом сензитивном возрасте, от 28 до 35 лет. Чем далее от данного возрастного интервала, тем скромнее результаты и тем больше времени требуется на перепрограммирование мозга и закрепление психических новообразований в реальной жизни, на практике. К счастью, при хорошей мотивации и твердом намерении человека, решившегося помочь себе и изменить способы взаимодействия с собой и окружаюшими, результаты впечатляют! Он-лайн: Skype irin2u +7968 401 3047
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|