|
Интроекция и гештальт-терапияАвтор статьи: Кожина (Репейкова) Екатерина Львовна
Первым из учёных, исследовавших понятие интроекции, является Ш. Ференци (1909 г.). Ш. Ференци рассматривал интроекцию как «распространение аутоэротического интереса на внешний мир путем «втягивания» его объектов в «Я»». Автор уделяет большое внимание «втягиванию», с целью показать понимание объектной любви (или перенесение) как у здорового индивидуума, так и у невротика - как расширение «Я», то есть как интроекцию. Можно говорить о том, что человек способен любить только себя, но при любви к другому он «впускает» его в своё «Я» [10, с. 41]. По мнению Ш. Ференци, перенесение является как механизмом, проявляющимся у невротиков в процессе психоаналитической работы, так и психическим механизмом, являющимся чертой невроза, имеющего место во многих жизненных ситуациях. Для более полного понимания психологических особенностей невротиков Ш. Ференци сравнивал их с больными с шизофренией и паранойей. Было выявлено, что для больного шизофренией характерно отгораживание от окружающей среды. Для параноика свойственно поведение похожее на поведение больного с шизофренией, но при этом он проецирует свой интерес на внешний мир. Для невротика характерно вбирание в своё «Я» части окружающего мира, с бессознательной фантазией на данную тему. Этот процесс можно обозначить как «разбавление» «Я» с помощью элементов внешнего мира. Данный механизм ослабляет остроту неудовлетворенных неосознанных стремлений. Невротик находится в состоянии поиска объекта, с которым он может идентифицироваться. Этот объект/объекты необходимы ему для перенесения своих чувств, чтобы охватить эти объекты в своём мире - интроецировать, за счет чего происходит «расширение Я». По мнению Ш. Ференци невротик не имеет отличий от «нормального» человека, так как увеличение сферы интересов, идентифицирование своего «Я» с другими людьми - свойства, которыми обладает как человек «нормальный», так и невротик [10, с. 4-18]. Следовательно, можно говорить о том, что интроекция является психическим механизмом, имеющим значение в жизни «нормального» человека, а не являющимся только характерной чертой невротика. По мнению Ф. Тайсон и Р. Тайсон: «Интроект - это мысленное представление, которое происходит из процесса интроекции. Этот термин в особенности используется для обозначения мысленных представлений, приобретающих вес в процессе формирования Супер-эго - «должен» и «не должен». После образования интроекты ощущаются как имеющие всю силу и власть, вымышленную или реальную, действительных объектов, из которых они происходят» [9, с. 355]. Н. Мак-Вильямс пишет о том, что в итоге интроекции что-то, являющееся из окружающей среды, рассматривается индивидуумом, как проистекающее из него самого. Интроекция - примитивная форма идентификации. Чертой интроекции является её неосознанность. В процессе развития Сверх-Я - интроекция важна. В раннем детстве ребёнок впитывает в себя убеждения, особенности поведения и эмоциональных реакций значимых для него людей [7, с. 68-71]. З. Фрейд считал, что интроекция искривляет восприятие действительности. Она принуждает человека переживать что-то из внешнего мира как своё. При возникновении ситуации, при которой возможно исчезновение из внутреннего мира привнесенного внешнего, возможно формирование ощущения, что пропало что-то внутреннее. Данная ситуации может являться катализатором процесса потери, следствием которого является развитие депрессивного состояния [11, с. 176-194]. По мнению З. Фрейда, интроекция и идентификация - одна из форм эмоциональных отношений человека с объектом своего интереса. Идентифицируясь с объектом внимания, человек старается быть подобным тому, к кому он ощущает необычные чувства привязанности. Вследствие процесса интроекции человек в какой-то степени обращается и становится тем объектом, с которым он идентифицируется. Человек может лишиться объекта своей привязанности, но интроекция этого объекта внутрь своего «Я» произошла, и может оказывать влияние на поведение индивидуума [6, с. 121-131]. Л.С. Выготский говорил об интериоризации (сродни интроекции) как о «вращивание внутрь» - взращивании внешних средств во внутренние для основания и применения этих средств в управлении своим поведением в русле концепции формирования высших психических функций [2, 160-162]. Также учёный говорил о том, что под интериоризацией (интроекцией) подразумевается формирование внутренних структур психики, определяемых ассимиляцией знаков и символов внешней социальной деятельности. То есть, можно говорить об обращении интерпсихологических (меж-личностных) отношений в интрапсихологические (внутриличностные). Через других мы превращаемся в самих себя. Личность превращается в то, что она есть посредством того, что она преподносит о себе для других. Изначально происходит воздействие других людей на нашу личность, благодаря чему происходит воздействие на себя [2, с. 144-146]. Также он писал, что ребёнок в течение своего формирования перенимает как содержание культурного опыта, так и приемы и формы культурного поведения, способы мышления [1, с. 5-18]. Б.Д. Карвасарский писал - «При интроекции человек усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, однако, вступая в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются его личностью. Этот неассимилированный опыт - интроект - является чуждой для человека частью его личности». Автор говорил, что первые интроекты возникают посредством родительских наставлений, перенимающихся ребенком без цензуры, без осознанной переработки [4, с. 71]. Таким образом, взгляды приведенных исследователей, позволяют нам говорить о том, что интроекция является как необходимым механизмом социализации, так и механизмом прерывания контакта с внешним миром. В гештальт-терапии под интроекцией понимается один из видов сопротивления или механизмов прерывания контакта с собой и/или окружающим миром. Понятие интроекции применяется в работе при описании процесса, в котором суждения и оценивание воспринимаются без цензуры. Эта ситуация сродни тому как маленький ребенок вбирает в себя информацию от окружающих. В речи маркёрами интроектов являются постоянные употребления слов «надо», «должен», «нельзя». По мнению С. Гингер и А. Гингер: «Каждое усвоение начинается с разрушения, слома установившейся структуры: мы разгрызаем яблоко, прежде чем проглотить его, мы критикуем идею, прежде чем принять ее». Патологическая интроекция имеет место при процессе «проглатывания целиком», без предварительной переработки для усвоения информации. Для ассимиляции необходима агрессия [3, с.133]. Некоторые люди не научились агрессии, необходимой для ассимиляции. Сначала они впитывают мнения родителей, а дальше информацию из окружающей среды (общество, другие люди). Для таких людей характерно восприятие идей, мнений других людей без цензуры, без осознавания информации. Вторичной выгодой является «невозможность» ответственности, так как можно сослаться на других людей. Ф. Пёрлз выделял три возможные фазы интроекции: полная интроекция - соответствует фазе «сосунка»; частичная интроекция - соответствует фазе «кусаки»; ассимиляция - соответствует фазе «жевуна». Автор подразделял интроецированных индивидуумов в зависимости от фазы, на которой они находятся. К предентальной группе - соответствует полной интроекции - относятся индивидуумы, поведение которых соответствует тому «как будто у них нет зубов». Под этим подразумевается то, что у интроецированного индивидуума информация остается в первозданном виде в качестве инородного объекта в организме. Объект проглочен, оставшись неизменным, неассимилированным. Резцовая группа - соответствует частичной интроекции - относятся люди с интроецируемыми некоторыми личностными структурами. В данной группе индивидуумов в организме можно «найти» чужеродный, неассимилированный объект. Молярная группа - соответствует ассимиляции. «Любая интроекция, полная или частичная, должна пройти через мельницу перетирающих моляров, чтобы не стать или не остаться инородным телом - мешающим изолированным фактором внутри нашего организма…» [8, с. 168-176]. Теория Self (Я-концепция) рассматривает возникновение интроектов и их влияние на формирование личности. Понятие «Self» введено П. Гудманом, который считал, что это постоянный процесс творческого приспособления индивидуума к внутренней («Я») и внешней («мир») среде. Автор выделял три функции Self: id (оно), personality (личность), ego (эго). Personality - наиболее устойчивая функция Self, подразумевающая суждения человека о себе, сформированные на интеграции его опыта. Благодаря personality человек может ответить на вопрос: «Кто я?». Она имеет отношение к статусу личности, профессиональным и другим ролям, содержит концепции индивидуума о себе, образ себя, систему установок и т.д. Я-концепция - это то, что человек о себе знает, думает, но это не означает, что он именно такой. Элементы идентичности могут быть осознанными или неосознанными, при этом можно говорить, что фиксированные суждения о себе могут реализовывать псевдовыборы. Неадекватная интеграция прошлого опыта - один из видов нарушения функции personality. Несвободное поведение индивидуума свидетельствует о том, что в функции personality находятся эго-идеалы, стереотипы, маски, искажения, ошибочные концепции и гипотезы относительно себя [5, с. 124-128]. Интроекция присуща детям и взрослым. Она оказывает влияние на жизнь человека, посредством различных образов, появляющихся в психике человека. Образы начинают быть частью человека, превращаются в идеал Я или Сверх-Я. Интроекция приводит к изменениям в психике человека. «Я» человека делится на две части. Одна часть охватывает утраченный объект. Вторая часть, представляющая «критическую инстанцию или совесть», начинает быть безжалостной касательно первой части «Я» [6, с. 121-131]. В развитии ребёнка, проходит несколько этапов, которые играют значимую роль для формирования Супер-эго. Среди этого можно обозначить - отличие себя и не-себя. К полугоду ребенок психологически готов воспринимать проявления эмоций матери, которые необходимы ему для поведенческих реакций. В дальнейшем у ребёнка формируется способность понимать запрещения и указания. Начиная с девяти месяцев переживание ребенком запрещений матери влияет на образование интроектов. Развитие ранних интроектов под своей основой имеет опыт приятного/неприятного, связанного с приносящим удовольствие или запрещающе-наказывающим материнским образом. Качество интроектов обусловливается качеством ранних отношений между матерью и ребенком. Если при формировании Супер-эго не происходит интроецирование черт нежной, любящей матери, то оно имеет агрессивный характер и склонность к легкому проецированию. Идентификации с шаблонами объекта ребёнка может и не произойти. Когда материнские шаблоны высоки, она чрезвычайно критична, или же либидные стремления ребенка слабо им регулируются, у малыша есть вариант получения недостаточного одобрение, вследствие чего он будет страшиться лишиться любви. Для предупреждения подобной потери, ребенок может идеализировать стандарты родителей, в связи с чем будут формироваться излишние реактивные образования. В результате ребёнок будет пытаться быть «хорошим», что влияет на развитие необходимых интроектов. Базовые функции Супер-эго - интроекция и запуск защитных механизмов, вынесение самосуждений. В этой части могут быть мнения, наставления, долженствования и санкции родительских лиц, их «можно»/«нельзя», «должен»/«не должен». Можно добавить, что в ряде случаев у трёхлетних детей можно обнаружить интернализованные «руководства», внушающие детям ощущение наличия «другого» рядом, в то время, когда родителей рядом нет [9, с. 221-238]. Таким образом, интроекция обозначает «вбирание во внутрь». При этом интроект рассматривается как «проглоченная», неассимилированная, не усвоенная человеком осознанно информация. Интроекты и интроекция имеют в себе здоровое ядро. Социализация и усвоение «правил» общества возможно при перенимании того, что исходит из окружающего мира - изначально питательных веществ (молока), а в дальнейшем идей и взглядов. Воспитание и овладение способами поведения невозможно без интроектов. Интроекты оказывают влияние на систему образования, на психотерапию. Это связано с тем, что психотерапевты и преподаватели предлагают набор стратегий, содержащих опыт предшествующих поколений. Данные стратегии нам необходимы, пока мы не научимся формировать свои собственные. Но также, интроекты - ригидные, статичные образования, которые могут закрепляться как паттерны поведения, приобретая структуру патологических интроектов, делая поведение ригидным. Существуют интроекты, имеющие деструктивную основу, которая лежит в основе дискомфортного ощущения человека. Человек не анализируя, подходит ли ему данный интроект, стремится подчинить жизнь ему, не осознавая, актуален ли он в данный момент. В результате такого неосознанного употребления интроекта, образованного в процессе взросления, человек сталкивается с тем, что в какой-то период жизни, интроект разрушает его жизнь - можно говорить о неудовлетворённости человеком жизнью, несмотря на внешнее благополучие. В гештальт-консультировании клиенты довольно часто предъявляют запросы, связанные с неусвоенными интроектами. Различение интроектов и убеждений у человека с возрастом становится проблематичным. Для гештальт-терапевта работа с интроектами и интроекцией - процесс видоизменения стереотипов и паттернов, затрудняющих удовлетворение жизнью. Они стремятся эксплицитно сформировать независимость клиента - в зарубежной психологии обозначается термином - self-support, ответственность и ассертивность. В процессе работы интроецированный материал расчленяется и трансформируется, что позволяет клиенту подойти к процессу ассимиляции интроекта, вследствие чего происходит личностный рост. Литература 1. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - № 4, 1991. - С. 5-18. 2. Выготский Л.С. Проблемы развития психики // Собрание сочи-нений в 6-ти т. Т.3 / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с. 3. Гингер С., Гингер А. Гештальт — терапия контакта / Пер. с фр. Е.В. Просветиной. - СПб.: Специальная Литература, 1999. - 287 с. 4. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб.: Питер, 2005. - 752 с. 5. Лебедева Н.М., Иванова Е.А. Путешествие в гештальт: теория и практика. - СПб.: Речь, 2004. - 560 с. 6. Лейбин В.М. Психоанализ: Учебное пособие. - 2-е изд. // Серия: «Учебное пособие». - СПб.: Питер, 2008. - 592 с. 7. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе / Пер. с англ. - М.: Независи-мая фирма «Класс», 2001. - 480 с. 8. Пёрлз Ф. Эго, голод и агрессии / Пер. с англ. Н. Кедровой, А. Кострикова. - М.: Смысл, 2005. - 358 с. 9. Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. // Серия: «Университетсткое психологическое образование». - М.: Когито-Центр, 2013. - 407 с. 10. Ференци Ш. Теория и практика психоанализа / Пер. с нем. И.В.Стефанович. - М.: Университетская книга, Per Se, 2000. - 320 с. 11. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе / Пер. М.В. Вульф, А.А. Спектор. - М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006. - 400 с. 12. Психологос. Энциклопедия практической психологии http://www.psychologos.ru/articles/view/introekt Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|