Стыд как интроекция. Слияние с собой.

Нет стыда без чужого взгляда. О том, чего и как мы должны стыдиться нам диктуют взрослые, окружающие нас.

"Тебе должно быть стыдно", "Я бы на твоем месте.." - нормальные фразы из воспитания ребенка, благодаря которым взрослеющая личность может понять что можно делать в обществе, а что - нельзя. Формирование стыда, совести, внутренней морали - это то, что происходит с ребенком в возрасте от 3 до 7 лет, это тот пропуск в мир взрослых, который каждый малыш так сильно хочет получить.

Но стыд еще и запускает мощный страх - что если меня не примут. Что если я совершу какую-нибудь глупость, и меня отвергнут, забудут? Стыд – это оружие, и им нужно уметь пользоваться.

Хорошо, если стыд возникает действительно как внутренняя совесть, но часто в процессе развития вырастают тяжелые конструкции "Я, такой какой я есть, не нужен". Если в семье нарушена коммуникация между ее членами, то отвержение может проявляться по любым поводам. Например, мама прививает дочери правило о том, что месячные - это стыдный процесс, и никто, а уж тем более мужчина, не должен об этом знать. Такое правило может возникнуть в семьях с определенными культурными и религиозными традициями. Но тем не менее, повлиять на этот процесс дочь не может никак, и единственным выходом здесь становится только переживать неприязнь к собственному телу, стыдиться его.

 

Или например, мальчику с детства транслируют правило о том, что мужчины не плачут. Но если папе и дедушке удавалось как-то бороться со своими чувствами, то сын, к примеру, имеет иным образом устроенную нервную систему и с детства проявляет свою мягкость и сердечность. Я говорю так потому, что имея большой опыт работы с детьми, могу сказать, что не все зависит от воспитания, и зачастую есть просто темперамент ребенка. И вот происходит столкновение - семейной ценности "Мужчина должен быть защитником и не должен плакать" с естественной реакцией ребенка на мир - слезами. Как ему быть? Тем, что он выражает сочувствие и может расплакаться, он нарушает заветы предков, а по-другому жить ему сложно. И в этом месте вновь возникает стыд.

 

Стыд полезен лишь в том случае, если он действительно регулирует отношения между людьми, но в искаженном варианте он становится другим. "Я знаю, что меня отвергнут, и чтобы этого не произошло, я отвергну себя сам". Человек начинает отвергать свою собственную природу для того, чтобы иметь возможность общаться с дорогими ему людьми. Вначале это так, а дальше он принимает эту линию поведения, становясь ролью, чьим-то отпечатком, тенью, результатом воспитания. Сын, не показывающий свою чувствительность отцу, становится тому отрадой.

 

Стыд настолько непереносимое чувство в жизни человека, что даже в лексиконе мы находим тому подтверждение. "Провалиться сквозь землю", "Сгореть со стыда", "Исчезнуть". Мы повторяем это вновь и вновь, не замечая того, что все эти фразы - они про смерть. Потому что изгнанный человек не выживает, он теряет человеческий облик, и отвержение - это очень серьезно. И поскольку это чувство развивается в возрасте 3-7 лет, то и внутренних опор очень мало. Ребенок не может противиться правилам социума, он слишком слаб. А более того, его мышление фантазийно, сказочно, многие страшилки в том возрасте казались реальнее некуда. И потому отпечаток страха, который несет за собой стыд, имеет корни в детстве. В стыде человек часто попадает в детское состояние, из которого хочется извиняться, отмотать время назад, "закончить игру".

 

Это про то как устроено это чувство. Но также оно является одной из преград для близости. "Что, если он увидит меня и мое несовершенное тело, он тогда отвернется от меня.." "Что если она поймет, что я не такой опытный как она думает…". Сделать первый шаг, признаться в своих чувствах - все это означает то, что на время придется снять маску крутого парня или классной девчонки и предъявить свою уязвимость, чувствительность, а с возрастом еще и пораненное сердце. И это мало того, что страшно, так еще и очень стыдно. Попробуйте вспомнить, какие ассоциации возникают на предложение признаться в чувствах? "Смеяться будет", "Подумает, что я глупый" и так далее. Откуда это все берется - уже и не важно, важно то, что это есть. Стыдно быть таким какой ты есть. Плаксивым мальчиком, девочкой с неидеальным телом, неудачником.

 

Наш мир диктует нам быть совершенными. Посредственности якобы никому не интересны. Якобы для того, чтобы обрести счастье, нужно что-то приобрести, накачать, увеличить, уменьшить , ведь "Такой какой ты есть, ты никому не нужен и не интересен". Знакомое чувство, отдается где-то в самых потаенных уголках бессознательного, и человек старается убежать от страшного переживания. Стать лучше, чем он есть сейчас. И пока он старается начать жизнь, он остается одиноким.

 

Что делать? А что бы вы сделали, если увидели рядом с собой напуганного ребенка? Полезно будет говорить с ним, делиться своими собственными переживаниями, давая понять, что вы не робот. "Я рядом, я с тобой, мне тоже бывает страшно". Банальное "Давай бояться вместе» в некоторых случаях очень сильно помогает и сближает людей. Стыд в терапии одно из самых мощных переживаний, но опыт совместного проживания этого чувства, дает огромный ресурс внутренней опоры, возможность пережить на телесном уровне свою значимость, важность для другого человека и напитать свой внутренний голод одинокого отвергнутого ребенка.



Просмотров: 442
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • о фильме "Стыд" ("Shame") с точки зрения психодинамической теории
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Он должен продолжать меня добиваться даже, если я говорю ему "нет"
  • "Я такая как есть, и совсем не желаю меняться" (про тело, стыд и изменения)
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Чувство вины и комплекс неудачницы: "Я хорошая, если у меня все плохо"
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • "Как мне понять, чем заниматься?" - "Пойми свою природу."
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Мужская манипуляция: "Ты без меня пропадешь" или "Ты больше никому не нужна"
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Если папа обвинил...", или "Давать ли родителям деньги-2"
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • Если есть ради чего жить, то выдержишь любое "КАК"!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь