Опять двойка. Почему некоторые дети панически боятся плохих отметок?

В конце апреля - начале мая ко мне стали обращаться встревоженные родители. Запрос на психотерапию - панический страх ребенка перед экзаменами. Страх, который заставляет бешено стучать сердце, парализует волю, не дает сосредоточиться на предмете и ведет к неизбежному провалу.

Приходили выпускники. Но был также четвероклассник, которому предстояло сдать несколько итоговых контрольных. В случае провала, объяснила родителям завуч школы, дети с плохими отметкам должны будут покинуть заведение: у нас, мол, школа образцового содержания.

У меня сразу возник вопрос о законности такого неестественного отбора, но говорила я с юными клиентами, конечно, не об этом. О них. И думала о том, что мы, взрослые, часто запугиваем детей, идем в лобовую атаку вместо того, чтобы искать подход. 

Опять двойка Почему некоторые дети панически боятся плохих отметок


Кроме того, мы постоянно говорим о любви к детям, но редко - об уважении. Изначально, с рождения, не воспринимаем их как личность, отдельную от взрослых. Чаще всего ребенок воспринимается как нарциссическое расширение родителей и должен реализовать придуманный ими жизненный сценарий: "я не смог - сможешь ты", или "я смог получить два образования и ты смоги". 

Мы не доверяем способности детей решать, что для них лучше: "я лучше знаю, как надо, я дольше живу...", "получишь высшее образование и делай, что хочешь ", "потом спасибо скажешь". Удивляемся после, обнаружив растерянного молодого человека на пороге взрослой жизни: он не может, а иногда не хочет уже переступать этот порог. 

Мы постоянно их оцениваем. С первых классов делим на отличников, хорошистов, двоечников. Хотя понимаем, что все дети растут и развиваются с разной скоростью. И кто-то из них "рукастый", а кто-то - "головастый". Кроме того, пятибалльная система настолько несовершенна, что всегда оставляет зазор для личного отношения учителя и вариативности толкований оценки. Вот что такое "три с плюсом" и "четыре с минусом"? По логике - одно и то же, а по восприятию - две большие разницы. 

ГИА и ЕГЭ ввели для того, чтобы дать всем детям равные возможности и лишить педагогов предвзятости. Но с каким фанатизмом! Девять школьных лет ты жил по одним правилам, а тут! Другая оценочная шкала. Другие учителя. Жесткий досмотр на входе в класс. Контроль, пардон, естественных физиологических процессов. И это в состоянии сильнейшего стресса. 

Отдельного внимания заслуживает психологическая проработка перед выпускными экзаменами. Школьник понимает, что провал на экзамене - это позор на голову школы, родителей, гарантированный "троллинг" со стороны более везучих одноклассников, у мальчиков "заманчивая" перспектива попадания в армию, у девочек – «мыть полы». 

Почему так сложилось - более-менее понятно. Преподаватели радеют за рейтинг школы, родители - за будущее своих детей. Психологическая интервенция "будешь плохо учиться - пойдешь мыть полы" является также объективной реальностью. Рабочие специальности в России очень востребованы, но, к сожалению, не престижны, низко оплачиваются и родители делают все возможное, чтобы определить ребенка в вуз. Вузам это на руку: их много, они доступны и готовы пачками выпускать ненужных на рынке труда экономистов и юристов. Зато с "путевкой в жизнь". 

Все объяснимо и всех можно понять. Но, согласитесь, это вопросы взрослого мира, которые надо решать на государственном уровне. Не стоит нагружать своими проблемами и предрассудками детей. Потому что за страхом ребенка перед экзаменами можно разглядеть страх его родителей.

А ведь детям нужна уверенность взрослых, а не страх. Впереди у них еще очень много испытаний и держат удар лучше сильные, а не пуганные. 



Просмотров: 427
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • "Работа с МАК". Расклад "Страх перед публичным выступлением".
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Школьник выбирает профессию и колледж. Лучше "синица в руках", чем "журавль в небе"
  • Часть 2. "Ходячие гробики": почему вредно говорить детям "нельзя злиться"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • "Нездоровые" дети самых "здоровых" родителей
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • Токсичные отношения: "Я всем должен" или "Мне все должны"
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Взрослые дети алкоголиков" для детей непьющих родителей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь