В конце апреля - начале мая ко мне стали обращаться встревоженные родители. Запрос на психотерапию - панический страх ребенка перед экзаменами. Страх, который заставляет бешено стучать сердце, парализует волю, не дает сосредоточиться на предмете и ведет к неизбежному провалу.
Приходили выпускники. Но был также четвероклассник, которому предстояло сдать несколько итоговых контрольных. В случае провала, объяснила родителям завуч школы, дети с плохими отметкам должны будут покинуть заведение: у нас, мол, школа образцового содержания.
У меня сразу возник вопрос о законности такого неестественного отбора, но говорила я с юными клиентами, конечно, не об этом. О них. И думала о том, что мы, взрослые, часто запугиваем детей, идем в лобовую атаку вместо того, чтобы искать подход.
Кроме того, мы постоянно говорим о любви к детям, но редко - об уважении. Изначально, с рождения, не воспринимаем их как личность, отдельную от взрослых. Чаще всего ребенок воспринимается как нарциссическое расширение родителей и должен реализовать придуманный ими жизненный сценарий: "я не смог - сможешь ты", или "я смог получить два образования и ты смоги".
Мы не доверяем способности детей решать, что для них лучше: "я лучше знаю, как надо, я дольше живу...", "получишь высшее образование и делай, что хочешь ", "потом спасибо скажешь". Удивляемся после, обнаружив растерянного молодого человека на пороге взрослой жизни: он не может, а иногда не хочет уже переступать этот порог.
Мы постоянно их оцениваем. С первых классов делим на отличников, хорошистов, двоечников. Хотя понимаем, что все дети растут и развиваются с разной скоростью. И кто-то из них "рукастый", а кто-то - "головастый". Кроме того, пятибалльная система настолько несовершенна, что всегда оставляет зазор для личного отношения учителя и вариативности толкований оценки. Вот что такое "три с плюсом" и "четыре с минусом"? По логике - одно и то же, а по восприятию - две большие разницы.
ГИА и ЕГЭ ввели для того, чтобы дать всем детям равные возможности и лишить педагогов предвзятости. Но с каким фанатизмом! Девять школьных лет ты жил по одним правилам, а тут! Другая оценочная шкала. Другие учителя. Жесткий досмотр на входе в класс. Контроль, пардон, естественных физиологических процессов. И это в состоянии сильнейшего стресса.
Отдельного внимания заслуживает психологическая проработка перед выпускными экзаменами. Школьник понимает, что провал на экзамене - это позор на голову школы, родителей, гарантированный "троллинг" со стороны более везучих одноклассников, у мальчиков "заманчивая" перспектива попадания в армию, у девочек – «мыть полы».
Почему так сложилось - более-менее понятно. Преподаватели радеют за рейтинг школы, родители - за будущее своих детей. Психологическая интервенция "будешь плохо учиться - пойдешь мыть полы" является также объективной реальностью. Рабочие специальности в России очень востребованы, но, к сожалению, не престижны, низко оплачиваются и родители делают все возможное, чтобы определить ребенка в вуз. Вузам это на руку: их много, они доступны и готовы пачками выпускать ненужных на рынке труда экономистов и юристов. Зато с "путевкой в жизнь".
Все объяснимо и всех можно понять. Но, согласитесь, это вопросы взрослого мира, которые надо решать на государственном уровне. Не стоит нагружать своими проблемами и предрассудками детей. Потому что за страхом ребенка перед экзаменами можно разглядеть страх его родителей.
А ведь детям нужна уверенность взрослых, а не страх. Впереди у них еще очень много испытаний и держат удар лучше сильные, а не пуганные.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.