|
Не детская травма войны.Автор статьи: Медведева Инна Викторовна
Не детская травма войны.
Самые страшные разрушения несут войны, являясь экстремальным жизненным событием, вызывающим у подавляющего большинства соприкоснувшихся с ними посттравматический синдром. Психологические травмы у детей. Внутренний мир ребёнка полон красочных фантазий, надежд, счастливых воспоминаний. И вдруг в это безмятежное и привычное существование вторгается война, мысли о войне, страх! Взрослые считают, что маленькие дети ничего не понимают в происходящем вокруг них, потому что не могут реагировать подобно старшим на различные стрессовые ситуации, и поэтому они стараются уберечь их тем, что максимально скрывают от них истинное положение вещей. И действительно, дошкольники в силу возраста и не сформированности психики еще неспособны осознать степень опасности, но они чувствительны к эмоциональному состоянию близких и во всей полноте воспринимают тревогу и страх взрослых. А попытки оградить ребёнка лишь усиливают у него чувство тревоги и вины. Школьник, даже если он был лишь очевидцем трагического события, а не непосредственным его участником, может пережить психологический шок . При этом сила его эмоций настолько высока, что сбивает все отлаженные механизмы психологической защиты. У ребёнка исчезают как ощущение защищённости и целостности собственного тела, а так же чувство уверенности в себе и в близких людях. Восприятие события как травматического очень индивидуально и зависит от его личности, степени вовлечённости в него, предыдущего опыта восприятия и способности преодоления драматических ситуаций. Если ребёнок непосредствено участвовал в трагическом событии, то нередко развивается симптомокомплекс, называемый посттравматическим стрессовым расстройством, при котором изменения происходят на биологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Это трагическое событие, выходящее за рамки человеческого опыта: угроза жизни, ущерб самому человеку или его семье, внезапное разрушение (потеря) дома или семьи, человек видит насильственную смерть или ранение. Война, целью которой является не территория, а население, - психологическая война. Зверства, массовые убийства гражданского населения, репрессии, бомбежки, обстрелы, исчезновения людей и пытки, становятся нормой. Последствия всего пережитого для психического здоровья взрослых и несформированной детской психики могут быть существенными. Хочу напомнить эти 3 группы симптомов.
В развитии посттравматического стрессового расстройства у ребенка отмечается 5 фаз, наверняка вы все знаете их, но я считаю важным вспомнить о них сейчас: 1) отчаяние – немедленная реакция на происходящее, сопровождается острой тревогой. 2) отрицание – не желание верить и понимать происходящее, заторможенность. 3) навязчивость – испуг, возбуждение, бессоница, фобии, расстройства питания, сна. 4) прорабатывание и завершение – осознание произошедшего, обретение надежды и способности жить дальше. Дети, как и взрослые, переживающие травму, нуждаются в специализированной помощи. Хорошо, если эта помощь возможна сразу, но мы с Вами работаем в особых условиях, мы работаем с людьми, которые не только испытали стресс войны, и не получили там адекватной специализированной помощи, но и покинули бывшее привычным место жительства, попав таким образом в ситуацию следующего стресса – переселение и обустройство на новом, незнакомом месте, поиски работы. Это ситуация, когда травма растягивается во времени, становясь хронической. Кроме того, многие родители, не понимают смысла и необходимости психологической помощи для себя и своих детей, отказываясь от нее. Они говорят примерно следующее: ''Вот ведь привязались к ребёнку, дайте ему прийти в себя! И, вообще, ни к чему ему вспоминать этот ужас! или Раньше надо было, а сейчас не надо''. Дети находятся в сложной ситуации – родители, самые близкие люди, но всеми силами старающиеся забыть ужас войны и в силу своей травмированности не способные слышать ребенка, говорить, принимать его чувства, переживания, страхи. А важно, чтобы дети не закрывались в своих эмоциях. Потому очень важную роль, я считаю здесь отводится психологам дошкольных и школьных учреждений. Осознанность, понимание своих эмоций ведет к облегчению состояния. Изменения начинаются с того момента, когда ребенок задумывается о своих эмоциях и о том, что он собирается делать. Потому с детьми можно проводить как индивидуальное консультирование, так и групповую работу. Общение с другими детьми в группе увеличивает количество выборов. Можно использовать техники: игра в чувства, закончи предложение, сочинение рассказов. Не говорить и не вспоминать о трагическом произошедшем возможно и проще, но это страх, остающийся в детской душе надолго и единовластно имеющий силу над настоящим и будущим ребенка. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|