Модель для сборки или явные и неявные составляющие детского развития

Модель для сборки или явные и неявные составляющие детского развития 

 
  

 

 

Как много родителей, используя современные возможности, обращаются за помощью к различным специалистам: педиатрам, неврологам, психологам, педагогам и т.п.. Пытаются разрешить «детские трудности» взрослыми способами. Бесспорно, когда дело касается сломанной руки, мама отведет свое дражайшее чадо к травматологу, если заболел зуб – к стоматологу, если мучают головные боли – невропатологу. Но когда дело доходит до ночных кошмаров или частых перепадов настроения, нередко родители медлят, находя тому общие объяснения (это «возраст такой», или слишком много впечатлений сегодня). Что же, на самом деле, влияет на появление различных особенностей характера и поведения у детей?

В течение столетий между представителями различных научных кругов ведутся споры о том, что же в большей степени влияет на формирующийся характер ребенка, среда обитания, гены родителей или индивидуальные характеристики, имеющиеся при рождении? По результатам многочисленных исследований доказана важность каждого из этих факторов.

 

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ АППАРАТ влияет на то, что ребенок может унаследовать внешние черты, или физические данные. Ребенок может быть похож на своего папу, или например, на бабушку с маминой стороны. Может иметь родимое пятно на плече как у дяди. Быть атлетичным как дед или предрасположенным к полноте как мама. Он может также унаследовать предрасположенность к тем или иным заболеваниям, но именно - предрасположенность! А вот проявится такое заболевание или нет, во многом зависит от образа жизни и семейной обстановки. То же самое и с талантами - абсолютный музыкальный слух может быть врожденным, но станет ли человек выдающимся музыкантом, будет зависеть от количества прослушанной музыки, обучения и упорных упражнений.

 

ТИП ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, так называемый «темперамент», является врожденной характеристикой и подразумевает быстроту реакций, переключаемость, возбуждение и торможение всех нервных процессов. Ребенок может быть вспыльчивым и отходчивым. Может быть медлительным или очень активным. Может быть очень усидчивым или даже дотошным в деле, которым занимается.

Часто различные характеристики нервных процессов ошибочно воспринимаются как личностные характеристики, что порождает немало сложностей. Люди с подвижными нервными процессами воспринимают людей более медлительных как холодноватых или даже отстраненно-высокомерных. И наоборот, людям с более низким темпом психической деятельности «живчики» кажутся фамильярными или навязчивыми. В семье тип высшей нервной деятельности ребенка также может стать проблемой - возбудимые дети устраивают больше истерик и часто с трудом засыпают, медлительных постоянно поторапливают за обедом и понукают во время сборов на улицу.

 

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА - это все окружение ребенка во время его взросления - от социальных условий его проживания и культурно-исторического момента до ранних отношений с матерью и психологического климата в семье, в целом. Родители и их особенности воспитания, общение с бабушками и дедушками, семейные ценности и традиции, воспитательница в детском саду и сосед по парте в школе, - все они окажут свое влияние на становление личности взрослеющего человечка. Более того, они же могут и повлиять на изменение биологических характеристик - что-то сгладить или усугубить. Например, если ребенок гипервозбудимый и склонен к истерикам, то последовательная и предсказуемая реакция родителей и настойчивое введение ими определенных рамок, вкупе с проговариванием происходящего с ребенком, помогает воспитанию эмоциональной саморегуляции малыша и сводит со временем истерические проявления на нет. Но если родители не имеют терпения такого ребенка «построить», а, наоборот, ему потакают, или его поведение регулярно доводит их до белого каления, то высока вероятность, что истеричность у девочек и вспыльчивость и импульсивность у мальчиков станут постоянными чертами характера уже взрослого человека.

Порою, надо отметить, влияние среды помогает выработать компенсаторные стратегии поведения, помогающие преодолеть некоторые сложности, связанные с основными чертами характера. Практически любой из нас может вспомнить человека, легко и изящно поддерживающего любую беседу, интересного собеседника и слушателя, - однако после даже длительной беседы с ним можно понять что он ничего не поведал лично о себе, с виду не будучи закрытым. Этот человек, будучи интровертом, обучился поддерживать беседу в доброжелательном ключе, чтобы не чувствовать себя неловко в социальных ситуациях общения или на работе, но, на самом деле, лучше всего он себя чувствует, по-прежнему, наедине с собственными мыслями.

 

Все вышеперечисленные аспекты влияют на характер и поведение ребенка. Но нам бы хотелось несколько подробнее остановиться на некоторых аспектах психологического влияния со стороны главных для ребенка людей из его окружения, а именно, на не всегда осознаваемых взаимодействиях между родителями и детьми. Большинству современных родителей очевидно, что ребенка можно травмировать постоянным криком, побоями или унижениями, что запрет на выражение чувств может вызвать внутрипсихический конфликт, а неуважение к растущей личности - подорвать формирующуюся самооценку… Но есть и процессы, куда менее очевидные. Именно на них мы и хотели бы сделать акцент.

 

1. Семейные«пророчества»

В раннем возрасте, когда ребенок только начинает себя осознавать, что-то выделять из окружающей обстановки, формировать свои предпочтения, часто его родители как будто уже много знают о нем. Личность ребенка еще не сформирована, но окружающие уже активно приписывают ему личностные характеристики и предвосхищают еще только начинающее формироваться поведение ребенка. Как же так получается, что ребенок становится для родителей будущим «отличником» или обладателем «трудного характера», сидя в манеже и не умея еще даже ползать? Почему ребенок на детской площадке постоянно сравнивается с мальчиком, который, как кажется его родителям, менее жадный и всегда отдает свои игрушки девочкам? Зачем так настойчиво уговаривают не плакать, что мама уходит, раздевая в детском саду, пока ребенок, наконец, и вправду не разразится громким плачем? Для чего ребенка продолжают долго и упорно жалеть, когда ему уже не больно, и он уже готов к очередной вылазке?

Конечно, родители уже много знают о своем ребенке, о том какую прививку сделали в прошлый визит к педиатру и как он ее перенес, какую смесь предпочитает их младенец, а что он наотрез отказывается пробовать, спокойный ли их малыш или чересчур активный. Но о себе родители знают сознательно или бессознательно много больше и часто проецируют на детей свои ожидания или опасения в их адрес. «Мне всегда говорилось: только не принеси «в подоле!» - рассказывает Наталья. - «А я ведь только и думала, что об учебе!» Такие внушения относительно катастрофических последствий сексуальных связей привели к тому, что долгое время она испытывала во время секса, по большей части, лишь напряжение и дискомфорт, а «в подоле» все равно принесла, но только в 37 лет, родив ребенка от женатого мужчины. А 25-летний Максим с подросткового возраста слышал о том, что «обязательно сопьется, как дядя», даже если выпивал с друзьями пару бутылок пива. В отличие от дяди, проблем с алкоголем Максим не имеет, а вот в том, что касается лишних денежных трат и проблем с планированием времени, они имеют много общего.

Для любого ребенка огромное значение имеет то, каким воспринимают его в семье, то, что говорят о нем родители и даже транслируют невербально (например, молчаливым неодобрением), так как любые родительские указания, запреты и поощрения напрямую оказывают влияние на формирование жизненных сценариев растущего человека.

 

2. «Ярлыки», приобретаемые в семье

Часто можно услышать от родителей в сторону своих детей такие обращения, как например: «Наш Коля - настоящий командир, да, сынок?». Как ребенок ухитряется в семье становиться «тихоней», «хулиганом» или «принцессой»?

Когда, прибежав после работы, мама на скорую руку хочет приготовить ужин, а дочь вызывается помочь ей, можно услышать следующее: «Я очень устала, хочу быстро справится с ужином! Не мешай дорогая, лучше пойди, поиграй в комнате. Не хочется еще и после твоей «помощи» все переделывать и убирать за тобой!». Маму можно понять, она на самом деле устала, но как может чувствовать себя дочь, которой такое говорится неоднократно? Ребенок начинает воспринимать себя неумелым, ненужным, его самооценка падает, и появляется страх вообще делать что-то новое. «Все равно у меня не получится», - думает девочка перед очередной творческой работой в школе или перед конкурсом в студии. Она утверждается в своей нерешительности, безынициативности - ведь ей даже не могут доверить помыть овощи, нарезать хлеб или расставить столовые приборы к ужину ,и не нуждаются в ее стремлениях проявить самостоятельность. Вряд ли этот ребенок будет с радостью в дальнейшем предлагать свою помощь маме по хозяйству, а также с детским восторгом мастерить поделки и с легкостью сдавать экзамены. На роль «трусихи» и «тихони» в семье она уже «отобрана», - ну, что ж, в этом есть и свои «плюсы», от тебя многого не ждут, а родителям ребенок безусловно верит на слово. Теперь ребенок не только себя чувствует неуверенным, но и выстраивает свое поведение, чтобы оправдать образ.

Иногда человек может прожить под гнетом «ярлыка» всю жизнь, однако осознание его нефункциональности во взрослом возрасте и анализ причин его возникновения может позволить взглянуть на себя и действовать абсолютно по-новому.

 

3. Семейная модель

Что бы понять лучше человека, немаловажно узнать про его детство - про семейные традиции, про темы, которые были под запретом, про то, как семья любила проводить свободное время. И многое мы можем понять о человеке, узнав какой была его мама, какое место в семье занимал папа, был ли он старшим или младшим ребенком, как относились в семье к старшему поколению.

Ирина - молодая мама, которая сетует на сложные отношения с дочерью и новым мужем, рассказывала, что ее отец рано ушел из семьи. Что ее маме пришлось много работать и она, старшая сестра, вынужденно стала оплотом для младших. Ей пришлось взять многое на себя в семье, готовить кушать, следить за младшими детьми и нередко слушать материнские излияния о том, какие мужчины – сволочи, и что они всегда предают. Первый брак Ирины с отцом ее дочери не сложился, а сейчас она никак не может помочь наладить отношения между дочкой и новым мужем. И ей кажется, что ее личная жизнь не может быть удачной по определению. По мере ее рассказа, становится ясно, что эта прекрасная, молодая, целеустремленная и работящая женщина повторяет судьбу своей мамы, она с таким же недоверием относиться к мужчинам и ожидает от них предательства. Ее не по годам взрослая дочь, напугана пришедшим в их семью отчимом и протестует против него. В свои десять лет девочка многое умеет делать: готовить есть, убираться, стирать, ходить за продуктами и, конечно, не доверять мужчинам. Бабушка, мама и дочь проживают один и тот же сценарий жизни, который в их семье именуется «родовым проклятием».

Семейная модель и ее составляющие - отношения членов семьи между собой запечатлевается в психике ребенка с ранних лет (у детей дошкольного возраста превалирует эмоционально-образное мышление), как в сознании, так и в бессознательном (по большей части). И даже если сознательно человек будет получать разумные указания или читать «умные книжки», то бессознательно усвоенные модели отношений с негативными составляющими все равно нередко будут «перевешивать» голос разума, определяя порой странные, непонятные самому человеку, а то и вовсе деструктивные для него жизненные выборы. Альтернативой нередко выбираются «антисценарии от обратного" (например, воспитывать своего ребенка «только не как мама меня») - но истинно собственный выбор человеку удается сделать, только проанализировав противоречивые семейные отношения и простроив для себя абсолютно новую желаемую (а главное, реалистичную) модель.

 

4. Стили воспитания

Существуют несколько классификаций стилей семейного воспитания, аналогично стилям лидерства: авторитарный, либеральный, демократичный. В каждой конкретной семье обычно бывают различные вариации и сочетания этих стилей.

Стиль первый - Авторитарный

Этот стиль, бесспорно, самый древний и подразумевает безоговорочное подчинение младших старшим, а ребенок является родительской «собственностью». Родители стараются сформировать его натуру по своему усмотрению, и от ребенка ожидается беспрекословное принятие родительских ценностей, норм и взглядов. Покорность и послушание – вот самые значимые качества, воспитываемые в отпрыске, при этом мало учитывая физиологические, психологические или возрастные особенности детей. Если ребенок пришел домой, например, после драки, то авторитарный родитель реагирует, исходя из собственных представлений о состоянии ребенка - например, он может кинуться его жалеть или пойти разбираться с обидчиками своего чада, так и не выяснив, что на этот счет думает сам ребенок - родитель знает за него, что он чувствует и как лучше поступить.

Переживая подобное давление в семье, ребенок вынужден выстраивать внутри своей психики множество защитных стратегий (от мазохистического подчинения и желания угодить, до уклонения или откровенного бунта), и вырастает либо конформистом (человек никогда не пойдет против мнения авторитетных лиц – начальника, жены, матери и т.п.), либо очередным домашним «авторитетом». Распространены также психосоматических последствия подавления эмоций и внутренних конфликтов: астматические приступы, желудочно-кишечные проблемы и аллергии, а также лишний вес - он может служить ребенку жировой броней от нападок строгих родителей или быть следствием нарушения саморегуляции у человека, который так и не узнал про свои истинные потребности, желательное или достаточное количество (еды, денег, личного контакта). Ведь родители всегда знали вместо него что, сколько, когда и где требуется их чаду.

Стиль второй – Либеральный

Родители, руководствующиеся этим стилем воспитания, окружают своего ребенка заботой, вниманием отличаются бесконечным терпением. Они мягки и уступчивы в отношениях с ним. Если поведение ребенка выходит за рамки дозволенного, то никакие меры воздействия не принимаются, кроме, быть может, мягких уговоров, не имеющих особого эффекта. Некоторые родители боятся настаивать на чем-то или возражать ребенку, что-то запрещать ему, опасаясь «подавить его свободную волю». Иногда при этом игнорируются очевидные проблемы - если ребенок побывал в драке, такой родитель может этого «не заметить» - ему трудно и неприятно разбирать и обсуждать причины столкновений своего чада с другими детьми. Ребенку отдается вся ответственность за собственное поведение, которое уже порой граничит с антисоциальным. Поскольку понятие границ таким детям не прививается, и они не умеют считаться с чувствами и потребностями других людей, им очень сложно адаптироваться в различных социальных институтах (сад, школа, двор). У таких детей формируется высокая тревожность, эгоцентричность, страх реальной деятельности и достижений. Такие дети часто инфантильны, импульсивны; для них отсутствует авторитеты. Строить хорошие отношения с другими людьми им крайне трудно, так как они не научились учитывать чужую точку зрения и идти на компромиссы. Вырастая, они имеют множество проблем на работе и личной жизни, остаются инфантильными, у них легко развиваются различного рода зависимости.

Стиль третий- Демократичный

Наиболее редкий стиль воспитания – демократичный. Родители стараются направлять своего ребенка в определенное русло, руководствуясь собственными ценностями, при этом учитывая желания и потребности его самого. Уважение к подрастающей личности вместе с устойчивыми границами в воспитании - хорошая почва для развития таких важных качеств как ответственность, дружелюбие, эмпатия (возможность сопереживать, ставить себя на место другого человека), целеустремленность, которые помогут уже взрослому человеку реализоваться в жизни. Демократичный родитель и сам проявляет эмпатию в общении с ребенком - в случае с той самой дракой он сначала узнает о впечатлениях и чувствах самого чада, и, вполне возможно, выяснится, что его отпрыск весьма горд тем, что смог дать отпор и постоять за себя, и синяки - ничто, по сравнению с его возросшей самооценкой и эмоциональным подъемом, который он и хотел бы разделить с родителем. Демократичный стиль воспитания в наибольшей степени способствует развитию у ребенка «эмоционального интеллекта», редкого качества в наше время, позволяющего ему хорошо адаптироваться в обществе и во многих сферах чувствовать себя комфортно за счет хороших коммуникативных навыков, чувствительности к окружающим и способности о себе позаботиться.

 

Послесловие…

В большинстве российских семей основой акцент делается на бытовом и физическом уровне заботы - на хорошем уходе за ребенком и обеспечении его интеллектуального развития. Он должен быть всегда накормлен, одет, обут и хорошо учиться в достойном заведении. Бесспорно, это важная составляющая нормального развития. Однако нередко недостаточно внимания уделяется эмоциональной заботе о психологическом состоянии и развитии ребенка. Эмоциональное влияние семьи на развитие личности детей сильно недооценивается самими родителями (что, во многом, является последствиями советского стиля воспитания ребенка, особенно, после Второй Мировой).

Но если рискнуть посмотреть глазами самого ребенка на этот мир, такой неизведанный и большой, где каждый день он сталкивается с чем-то новым, трудным и манящим, поднимается огромное волнение. Сколько страсти и отваги требуется для движения вперед, сколько выборов предстоит сделать, от многого придется отказаться, а многое - полюбить или возненавидеть, а чему еще только не предстоит научиться! И эмоции и чувства ребенка - единственный «компас», который правдиво укажет ему самому верное направление, если этот компас будет исправен, отрегулирован и настроен. И если родители смогут разглядеть в ребенке «Другого», отличного от них, человека со своими способностями, талантами, желаниями, будут помогать в трудные минуты мучительного выбора и поддерживать при совершении собственных ошибок, не отягощая чрезмерными ожиданиями, то этот ребенок вырастет в личность уникальную и, в то же время, в чем-то похожую на них самих.

 

 



Просмотров: 468
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Как мама может повлиять на будущее счастье своего ребенка?
  • Как мама может избавить своего ребенка от психологической травмы?
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Какую помощь может оказать папа после рождения ребенка
  • Стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности ребенка.
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Родители не обязаны быть едины в вопросах воспитания ребенка
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Может ли ребенок повлиять на развод родителей?
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Развод. Может ли ребенок быть спасателем?
  • Агрессивный ребенок: как может помочь родитель
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Может ли появление ребенка решить проблемы супругов?
  • Отношения в семье после рождения ребенка. Причины конфликтов и что с этим делать.
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь