|
Крестные родители и Дух покровительАвтор статьи: Дрёмов Сергей Владимирович
Тот, о ком пойдет речь, является редким гостем нашей психики, но его появление в сновидениях, видениях, воображении всегда переживается как что-то неожиданно великолепное и неземное. Люди в религиозной традиции говорят о божественном присутствии, а нам нужно подбирать разные названия, определяя его как Архетип Спасителя, Внутренний Спаситель, Ангел Хранитель, просто Дух с большой буквы или Дух Покровитель, если обращаться к ранним языческим верованиям. Согласно Дж. Холлису (архетипическое направление аналитической психологии) признаками появления такой фигруы являются три качества переживания: резонанс, глубина и таинство (нуминозность).
Применительно к Духу Покровителю говорят о духовном свечении, которое глубоко меняет ум, душу и тело и заставляет испытывать восторг. Появление Покровителя сопровождается переживанием подъема, душевного трепета и тонкого беспокойства от прикосновения к чему-то доброму, большому и величественному. Дух Покровитель обладает освобождающим и спасительным воздействием - ведет к внутренней целостности, особенно в моменты дезинтеграции. Если вы обычный человек (с обычными тоже случаются необычные вещи), то с Духом Покровителем, скорее всего, знакомы опосредованно благодаря мифологическим образам, если интересуетесь. Или в более мирском варианте через духовную надстройку к родителям в виде т.н. крестных. В то время как биологические родители заняты воспитанием и социализацией, на крестных возлагается обязанность заботиться о душе ребенка и помогать в развитии личностного духа. При этом главным крестным признается крестный родитель одного с ребенком пола. Даже если человек живет в другой культурной традиции или не имеет крестного (крестной), это не означает, что он лишен этой важной для развития фигуры. Просто она не воплощена в физическом присутствии реального человека и невидимо инсталлирована в психике. Мотив двойного родительства проявляется в фантазиях детей и связан с недостаточностью чувства защищенности, которое могли бы обеспечить реальные родители. Они дают лишь физическую защиту. Дефициты и сложности, конфликты и сепарации, с которым ребенок неизбежно сталкивается в родительской семье помимо психологического взросления инициируют его духовный поиск и пробуждают в бессознательном величественный образ Небесного Родителя. Крестные это не только образ, навеянный культурой, но и смутные детские фантазии о том, что в данной семье я приемный ребенок, а мои настоящие отец и мать иные, нездешние и, что важно обладают более высоким статусом. Важно и то, что это не демонический защитник, описанный Дональдом Калшедом как защита Самости от исчезновения, а более светлая фигура бескорыстного помощника. В этом же состоит и духовная целительная миссия крестных родителей, чья роль становится особенно значимой, если обычные родители не обладают достаточным ресурсом любви и мудростью. Широкая представленность в культуре темы Небесных родителей является прямым свидетельством универсальности и значимости этого мотива для психологического и духовного развития человека. Неочевидность этих внутренних покровителей преодолевается при обращении к образам, в которых они обретают зримое выражение. Примеров можно приводить бесконечно много, остановимся лишь на некоторых. Духовные отец и мать представлены в образах карт Таро: Верховная жрица - небесная мать, воплощение знания интуиции и мудрости за пределами видимого мира. Жрица олицетворяет не власть, а понимание устройства мира, ясновидение, терпение, доброту, способность прощения, источник исцеления. Очевидно дополняющее значение этой духовной родительницы к реальной матери, которая не всегда обладает возвышенными качествами. Верховный жрец - небесный отце, олицетворяющий мир веры, основанной на непоколебимости избранных ценностей и порядка. Это духовный мастер, действующий как посредник между человеческим и божественным. Это духовная составляющая Супер Эго, сила которой не в отцовском наказании и наказах, а в понимании хрупкости бытия, необходимости беречь жизнь и исследовать скрытое за явным.
Тема двойного родительства не остается без внимания в художественном творчестве. Духовное и земное материнские начала представлены в картине Леонардо да Винчи
Согласно З. Фрейду, в этой работе отражены детские воспоминания Леонардо о его матери, крестьянке Катерине, с которой он был разлучён в раннем возрасте. Он был незаконнорожденным ребёнком и с трёх лет воспитывался в семье отца. Фрейд считает, что Дева Мария и её мать Анна в этой картине отображают "двух матерей" художника – мачеху и родную мать. Если же мы говорим о бытийном и духовном уровнях, то родная мать со временем должна стать мачехой и для дочери, и для сына, чтобы ребенок мог уйти от нее. А родной не в плане кровного родства, а в плане духовного попечительства должна стать фигура Небесной матери. В Евангелии каноническим прообразом крестного отца является Иоанн Креститель. Олицетворяя собой совесть человека, он и есть первый Спаситель, живущий в каждом из нас. Сам Христос говорил о нем: «Над рожденными женами выше не было человека». Митрополит Антоний Сурожский говорит об Иоанне Крестителе следующее:
В дохристианские времена в мифологии разных народов связующую роль с высшим божеством, функцию покровительства и открытие духовности выполняли посланники и посредники:
Несмотря на то, что все посредники представлены мужскими образами в частной жизни отдельного человека и в персональном наставничестве они разделяются на крестных отца и мать. Даже в патриархальной культуре отдается дань женщинам, особенно когда речь идет о материнстве. Функции крестных зачастую неофициально выполняют прародители - бабушка и дедушка. Большое количество современных мужчин и женщин даже из благополучных семей с особым теплом вспоминают опыт общения с бабушкой или дедом. И в этом также звучит мотив духовного покровительства:
Чувствуя поддержку прародителей, люди получают от них что-то неизъяснимо важное и умиротворяющее. Даже если дед или бабушка очень преклонного возраста, а сам человек уже давно взрослый, самостоятельный и превзошел их по всем житейским параметрам их присутствие рядом действует благотворно. Это работает при условии, что вектор жизни, направлен от прошлого к будущему, при сохранении иерархии и порядка заботы. Не дети отдают себя в услужение родителям, а взрослые нянчатся и оберегают детей, видят в них свое продолжение после смерти. Ребенок, выросший в таких условиях, даже встречаясь с серьезными трудностями в жизни, находит силы, чтобы справляться с ними самостоятельно. Он благословлен на жизнь и родителями и прародителями. Почти во всех случаях обращения за психологической помощью имеет место нарушение естественной передачи любви от поколения к поколению. В таких случаях наставником, чем-то напоминающим крестного должен стать человек, прошедший специальную подготовку и способный проводить инициации. Его кабинет на время встречи превращается в ярангу с очагом, деревенскую избу с печкой, святилище с алтарем. Сидя в модернизированном сакральном пространстве своего кабинета он ведет одушевляющие диалоги, в которых нет привычного разделения на плохое и хорошее, а вместе с этим нет осуждения. Просто наставничество в инициации и выполнение посреднических функций между частями психики клиента - заявителя. Выполняя роль сводника не только между частями души, но и между душой и духовными наставниками. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|