|
Внутренний ребенок. Кто он? Как его исцелить?Автор статьи: Петренко Светлана Григорьевна
Внутренний ребенок – кто он? Как его исцелить?
В последнее время я встречаю много статей на тему о внутреннем ребенке. В них пишется о том, что благодаря ему, мы активны, способны творить, радоваться жизни (если наш внутренний ребенок здоров). Мы нерешительны, испуганы, не знаем, чего хотим…(если он болен, травмирован). Предлагается исцелять его принятием, поддержкой, любовью. Что это за феномен, внутренний ребенок? Для того чтобы ответить на вопрос, немного остановимся на теории. Человеческая психика развивается последовательно. В каждом возрасте стоят свои задачи. Каждый предыдущий этап является основой для следующего. В качестве примера опишу некоторые из них. У детей сначала формируется чувство безопасности, позднее – автономии, еще позднее - удовлетворение своей идентификацией и т.д. Образно это можно представить как матрешку. Все куколки в строгой последовательности, без пропусков. Так происходит при благоприятном развитии. Что же может нарушить развитие? Согласно классической теории, фиксация происходит на той стадии, в течение которой ребенок был избалован или подвергался депривации (лишениям физическим или психологическим). В этом случае у взрослого сохраняются детские реакции, детское поведение. Для меня, в свое время, было открытием, что к негативным последствиям могут приводить как лишения, так и избалованность. Как формируется фиксация, поясню на простых примерах: 1. Мама, погруженная в свои переживания, не подходит к грудному ребенку. Лишенный питания и эмоционального тепла, он испытывает экзистенциональный ужас. У ребенка формируется базовое недоверие к миру. Дальнейшее формирование личности может идти по-разному, в частности, путем отказа от своих желаний (я не нужен, я не важен); могут развиваться депрессивные состояния и т.д. 2. Сверхзаботливая, сверхопекающая мама кормит ребенка, когда он еще не проголодался, подает игрушки до того, как ребенок захотел их взять, иными словами, работает на опережение. Таким образом, ребенок лишается инициативы. У ребенка не формируется механизм желания и достижения цели, он не решает стоящих перед ним задач развития. 3. Любящий взрослый может постоянно предотвращать последствия действий ребенка: постоянно контролировать, делать вместо ребенка и т.д. Такое поведение так же негативно влияет на формирование структуры личности. В дальнейшем может страдать развитие волевой сферы или понимание человеком своих потребностей. Чем в более раннем возрасте произошло нарушение, и чем оно более интенсивное, тем сильнее будет страдать структура личности. Вот почему не работают советы: «Подумаешь, мама игнорировала твои потребности и не подходила (не кормила). Столько лет прошло, взял бы да исправил» Фиксация произошла, одна из матрешек не сформировалась. И психика построилась на том, что было. На этот слой наложились другие слои. Это как у растущего дерева повредить часть древесины и ожидать, что ствол будет таким же ровным как у целого. Чем младше больной внутренний ребенок, тем больше времени потребуется для его исцеления. И это должна быть индивидуальная работа со специалистом. Личность сформировалась на основе опыта и на него опирается, поэтому самопомощь будет похожа на вытаскивание себя за волосы бароном Мюнхгаузеном. Нужен другой, который поможет преодолеть нарушения развития. Мы живем в интересное время, когда уникальные знания становятся нам доступными. Сейчас существует много направлений психологии, работающих с личностью; есть телесно-ориентированная психотерапия (работет с психологическими проблемами через телесный контакт); трансперсональная психотерапия (работает, в том числе, с опытом внутриутробного развития), регрессионная психотерапия (работает с воспоминанием и опытом прошлых воплощений). Останутся ли с нами мама-папины подарочки зависит от травмированности личности и от готовности или неготовности человека вкладываться в свое психологическое здоровье. Принятие своих ограничений тоже есть процесс взросления. Если ранние этапы развития ребенок прожил нормативно, и фиксация произошла в результате более позднего опыта, то работа по исцелению будет меньше. Негативное событие нужно будет пережить заново, встроить в картину мира как осмысленный опыт. Внутренний ребенок получит принятие, поддержку и заботу. Во всех случаях полезно поддерживать своего внутреннего ребенка: защищать, заботиться, говорить о том, как он ценен и важен для нас и что мы никогда не бросим его. В заключении хочу поделиться практикой, которую нам давали на одном из семинаров: в течение полугода перед сном можно убаюкивать своего внутреннего ребенка на ручках. Это благотворно скажется на его здоровье. Желаю здоровья вам и вашим деткам.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|