|
Травмированный Внутренний ребенок. Путь к исцелениюАвтор статьи: Горшкова Мария Алексеевна
Что делать, если связь с Внутренним ребёнком утрачена настолько, что начинает казаться, будто его уже нет в живых? Может ли Внутренний ребёнок на самом деле умереть? Состояние Внутреннего ребёнка – всегда следствие того, как проходило детство человека, того, как относились к нему родители, какие предписания он получил от них в том или ином виде, какие решения неосознанно принял на основании этих предписаний (например, ребёнку было очень тяжело, и он принял внутреннее решение: «Лучше не чувствовать, чтобы не было невыносимо больно». Невозможно запретить себе чувствовать только плохое, этот запрет распространяется на все чувства. То есть его Внутренний ребёнок лишается основной своей сути – возможности испытывать яркие эмоции). Это состояние переносится во взрослую жизнь как личностная установка «чувствовать нельзя – это очень больно и опасно» и определяет поведение и дальнейшую жизнь человека. Внутренний ребёнок – источник нашей энергии, желаний, радости, творческой активности. А травмированный, он начинает вести себя, как настоящий маленький больной ребёнок, который капризничает, обижается и всем недоволен. Он на многие жизненные события реагирует именно оттуда - из состояния травмы. Нередко случается так, что ребёнку, получившему сильную психологическую травму от родительской агрессии, трудно выдержать свою злость на родителя, поэтому он идентифицируется с агрессором: родитель для него остаётся «хорошим», а родительскую агрессию ребёнок впускает внутрь и начинает сам себя ненавидеть. В таких случаях можно говорить об аутоагрессии – агрессии, направленной на себя. У многих людей Внутренний ребёнок нуждается в чутком внимании и поддержке. Мало у кого было по-настоящему счастливое детство, где любили безусловно, позволяли проявлять себя, полностью удовлетворяли эмоциональные потребности. Однако не все получили глубинные травмы, мешающие жить, – всё зависит от степени воздействия негативных факторов, структуры психики, индивидуальной чувствительности. Часто человеку, потерявшему связь со своим Внутренним ребёнком, трудно ответить на вопросы: «Чего я хочу на самом деле?», «Что доставляет мне радость?», потому что теряется как раз связь с живым восприятием, способность радоваться. Сложно строить полноценные взрослые отношения, потому что травмированная часть стремится вновь и вновь переживать детский травматический опыт в разных его проявлениях, как бы пытаясь через это многократное проживание изменить его. Также очень вероятно, что человек будет стремиться компенсировать в этих отношениях внутренний дефицит, который сформировался в детстве.
Я работаю преимущественно методом эмоционально-образной терапии и вижу, насколько разным предстаёт образ травмированного Внутреннего ребёнка. Это может быть маленький сгорбленный старичок, грязный и несчастный домовёнок Кузя, головёшка с испуганными глазами, окоченевший от холода бездомный котёнок, мягкая игрушка и даже сдувшийся мячик. Но он всегда ЖИВОЙ, и как бы он ни был болен и травмирован, его возможно исцелить. Хоть это и не всегда быстро и просто. Основная суть работы с Внутренним ребёнком заключается в том, чтобы научиться самому из точки настоящего давать ему то, что он недополучил в детстве, и раскрыть те ресурсы, которые будут питать его в дальнейшем. В качестве самостоятельных упражнений можно выполнять следующее. Необходимо вспомнить травматический эпизод из детства, представить себя в то время и обращаясь к себе сказать: «Ты самое важное и ценное, что есть у меня! Я очень люблю тебя и отныне всегда буду рядом с тобой, каким бы ты ни был/ни была. Я никогда больше не буду отвергать тебя, наказывать, бить, ругать тебя (в зависимости от того, от каких действий взрослых страдал в то время ребёнок). Я разрешаю тебе опять испытывать все эмоции, присущие тебе (в случае, если был внутренний запрет на проявление эмоций). Я обещаю сам/сама защищать тебя, заботиться о тебе». Всё это мы говорим из роли нашего Внутреннего родителя, тем самым меняя его облик с критикующего и наказывающего на принимающего и одобряющего. Так можно последовательно работать со всеми травматическими эпизодами.
Если есть предположение, что Внутренний ребёнок травмирован с самого рождения, можно применить следующую технику, описанную Дж. Грэхемом. 1) Представьте, что вы присутствуете при собственном рождении. Направьте все ваши чувства к малышу, покачайте его на руках, целуйте, обнимайте, нежно глядя ему в глаза. Поприветствуйте его, скажите, что вы очень рады его появлению на свет. 2) Когда вы поймёте, что младенец видит вас, обратитесь к своему Внутреннему ребёнку и скажите, что любите и понимаете, что поможете ему вырасти и стать взрослым. 3) Убедите Внутреннего ребёнка, что он пришёл в безопасный мир, что вы сможете обеспечить ему защиту и помощь, поможете ему преодолеть любые препятствия. 4) Пообещайте ребёнку, что он никогда больше не будет чувствовать себя одиноким и обиженным, скажите, что ему не нужно заслуживать любовь, потому вы любите его безусловно и дадите ему столько похвалы и поддержки, сколько ему нужно. 5) Убедите вашего Внутреннего ребёнка, что ему не нужно больше прибегать к попыткам обратить на себя ваше внимание (которые закрепляются в виде невротических и психосоматических симптомов – иногда это единственный способ «достучаться» до нашего сознания), потому что вы всегда будете прислушиваться к нему, его желаниям и потребностям. © Психолог Мария Горшкова, 2019. Копирование разрешено только с указанием автора и ссылки на данный сайт. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|