|
«Зачем нужны психологи?»Автор статьи: Панфилова Светлана Николаевна
Когда я подумала, как ответить на этот вопрос максимально понятно, мне сразу пришло на ум слово, выхваченное из одного психологического поста — «психогигиена». По-моему, очень ёмкое слово, и сразу отвечает на вопрос «зачем?».
Да затем же, зачем мы следим за чистотой и здоровьем своего тела, моемся, чистим зубы, делаем зарядку (или, по крайней мере, мечтаем себя к ней приучить). Нужность и польза всех этих процессов как правило не вызывает у нас сомнений. А вот то, что наша хрупкая психика тоже нуждается в заботе и тренировках — это для многих из нас неочевидно. Просто потому что нас к этому не приучали, в нашей культуре интерес к психологии возник позже, чем в других странах.
Хождение к психологу даже сейчас, в постсоветское время, всё равно часто воспринимается как буржуазная замашка. Пусть избалованные американцы или европейцы имеют персонального психолога, косметолога, диетолога и прочее. А я не такой, я-то нормальный. Я — сильный, и справлюсь сам со своими проблемами.
Когда люди узнают, что кто-то из их знакомых ходит к психологу, это может вызывать у них настороженность: «Зачем он ходит? Он что, ненормальный? Что-то с ним не так?»
Наверное, вы это знаете, но на всякий случай скажу, что действительно «ненормальными» людьми, у которых есть серьёзные диагнозы, занимается психиатр. У психолога другая специфика: он работает с обычными, психически здоровыми людьми, у которых есть жизненные сложности, от разбившейся любимой чашки до затянувшихся поисков смысла жизни. Наш социум, наши родители и окружение неидеальны, поэтому зачастую у каждого из нас могут быть свои сложности и травмы. Чтобы с этим разобраться и гармонизировать свою жизнь, человек идёт к психологу.
1. Чем я сам себе не психолог? Я считаю себя осознанным и честным с самим собой — разве этого недостаточно, чтобы я мог самостоятельно разобраться со своими проблемами?
Зачастую нет, недостаточно. Представьте себе хирурга — хорошего профессионала, который провёл много успешных операций. Разве его опыта и профессионализма недостаточно, чтобы самому себе удалить, скажем, аппендицит или даже просто сделать укол под лопатку? Так вот быть самому себе психологом — так же трудно и неэффективно, как в приведённом выше примере.
Даже если вы беспредельно умны, очень внимательны к себе и честны, в собственных точках трудностей невозможно оставаться беспристрастным и чутким наблюдателем для самого себя и верным помощником. Во-первых, когда мы попадаем в эти сложные места, нам тяжело и больно; во-вторых, наш взгляд на самих себя может искажаться и не иметь ничего общего с реальностью. В такие моменты человек неустойчив. И нужен кто-то (в данном случае терапевт), кто будет устойчивым, будет сохранять контакт с реальностью и показывать, как эта реальностью устроена. Такой человек, который будет помогать клиенту в поисках опоры, разбираться в том, как клиент может взять ответственность за ситуацию, что он может поменять, а что — нет.
2. У психолога не должно быть проблем. Он должен быть успешными, иметь учёную степень, состоять в браке, иметь детей, зарабатывать _____ тысяч рублей (а лучше долларов) в месяц, и т.д. и т.п.
Как вы видите, здесь я перечислила самые распространённые в обществе критерии некоего абстрактного успешного человека. Многие потенциальные клиенты тоже пытаются оценить крутость терапевта, навешивая на него подобные ожидания.
Всё это я к тому, что для продуктивной работы ваш психолог вовсе не должен быть похожим на вас или на некий ваш идеал в устремлениях, достижениях и целях. И чтобы понять и принять вас, у него необязательно должен быть похожий опыт. Это верно и в обратную сторону. То есть вы, в свою очередь, вовсе не должны стремиться быть похожим на своего психолога и уж тем более копировать его жизнь. Психолог — это не гуру. Это человек, который вместе с вами будет разбираться в тонкостях и хитросплетениях ваших выборов и процессов на выбранном вами пути.
Но какие же всё-таки могут быть критерии хорошего психолога?
Вот какими качествами, на мой взгляд, обладает хороший психолог:
Любит свою работу. Думаю, тут и так всё ясно.
Осознанный.
Гибкий. Обладает широтой и независимостью мышления. Это позволяет терапевту в работе с клиентом видеть его уникальность, уважать его выбор, бережно относиться к тому, как он устроен. Терапевт не должен навешивать на клиента свои решения и представления о том, что правильно, он — не судья, и не оценщик.
Проработанный. Как мы уже говорили, психолог — это живой человек, у которого могут быть травмы и комплексы. Хороший психолог отличается тем, что он прорабатывает свои сложности.
Устойчивый. Этот пункт — логическое продолжение предыдущего. Терапевт, проработавший свои травмы, становится более устойчивым. И если к нему приходит клиент с похожей проблемой, то терапевт может поддерживать его в тех точках трудностей, в которых он раньше сам был уязвим. Также под устойчивостью я понимаю то, что терапевт гораздо менее подвержен этическим манипуляциям разного рода. И что он становится способным выдерживать самые различные чувства и эмоции клиентов, оставаясь при этом в своих границах и сохраняя равновесие.
В ходе работы не даёт оценок. Хороший психолог должен помнить, что он не учитель жизни, и что суть работы не в том, чтобы распределять всё по шкале «плохо — хорошо», «поступай так, а не вот так». Оценки могут травмировать и демотивировать клиента, а цель терапевтического процесса другая — разобраться, что происходит с клиентом.
Принципиальный. У него должна быть система нравственных ценностей и ориентиров, в соответствии с которыми он живёт. Он должен знать и уважать как свои, так и чужие границы и не позволяет их нарушать.
Соблюдает профессиональную этику. Вообще говоря, её должен соблюдать любой психолог, то есть это не прерогатива суперклассного терапевта, а обязанность любого профессионала. Но я решила написать этот пункт, чтобы он не остался за кадром.
3. Психологи не должны испытывать негативные эмоции.
Придётся открыть страшную тайну (а кто-то, может, о ней знает или догадывается), что человек, даже становясь психологом, в первую очередь остаётся человеком. Если ваш знакомый психолог за долгое время вашего общения ходит с покер-фейсом, или всегда улыбается, возможно, у него случился паралич лицевого нерва. Можете деликатно спросить у него о том, как он себя чувствует. В крайнем случае, можете потыкать палочкой — он точно не робот? Конечно, остаётся ещё вариант, что этот психолог действительно от природы флегматик 80-го уровня, и за все годы жизни ни один мускул не дрогнул у него на лице даже при виде чего-нибудь трогательного или невероятного.
Шутки шутками, а я скажу больше: в силу того, что человек, который занимается психологией, обычно начинает лучше ориентироваться в своём внутреннем мире и становится более честным сам с собой — так вот, в силу этого он даже может начать проявлять те эмоции и чувства, которых вы раньше у него не замечали. Мы подобрались к следующему интересному моменту:
4. Психолог, а также человек, который ходит к психологу, должен становится «удобным», покладистым в общении.
Это довольно устойчивое негласное ожидание. Многие люди думают: «Раз ты психолог/ходишь к психологу, значит ты уже большинство своих проблем решил и теперь до конца своих дней должен быть милым одуванчиком».
В терапии ситуация обратная — там человек путешествует по своему внутреннему миру, знакомится с разными сторонами своей личности; учится принимать себя и быть в социуме. Если представить, что люди похожи на паззлы, то «удобный человек» — такой, от которого откромсали все торчащиеся части, стёрли все выступы и выемки, чтобы он стал ровным и гладким. Как квадрат. Или, может, как круг.
Человек, который занимается психологией, не будет такое с собой совершать. Он стремится понять, какой у него уникальный рисунок, как быть со всеми своими неровностями и при этом взаимодействовать с другими, уважая их уникальность.
С другой стороны, конечно, не следует кидаться к другому полюсу: ставить во главу угла только свои потребности и низвергать свои эмоции подобно цунами, выбивая из равновесия всех, кто попадётся под руку. Мне очень понравилась фраза одного терапевта: «Мы не выбираем, какие эмоции нам испытывать, но мы несём ответственность за то, как мы с ними обращаемся и выражаем».
Начнём с того, что эгоизму психология не учит, как и самобичеванию. Позиция «я лучше всех, а вы мне в подмётки не годитесь», как и обратный её полюс «я хуже всех, я ничтожество» — всё это проявления нарциссическом травмы, и в терапевтической работе это успешно преодолевается.
Вернёмся к вопросу. Я не буду уходить ни в дебри религии, ни в дебри психологии и ссылаться на труды учёных мужей. Знаю, что при желании почти любой текст или постулат можно истолковать как угодно. Скажу своё имхо.
С моей точки зрения психология, которая помогает человеку познавать свою сущность, бережно растить и совершенствовать свою личность, — может быть одним из успешных способов понять и осуществить Божий замысел относительно конкретного человека. То, что человек в ходе терапии проделывает осознанную и честную работу по изучению себя самого — не приводит к эгоизму и не противоречит вере в Боге.
На мой взгляд стремление человека разгадать тайны своей психики и души логично соотносится с тем, что Бог дал каждому человеку особые таланты и свободу выбирать свой путь. Психология помогает выбирать этот путь осознанно, способствуя тому, чтобы человек реализовывался в жизни и был настоящим, уникальным. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|