|
Карл Юнг и Карлос Кастанеда - параллели в учениях психолога и мистикаАвтор статьи: Илья Архипов
По какой то странной случайности, у Юнга и Кастанеды очень много общих параллелей. Недавно читал Тавистокские лекции Юнга и то, что он пишет про волю. По Юнгу получается, что воля это энергия эго, с помощью которой оно может управлять психическими функциями - чувством, мышлением, ощущением, интуицией. Направляя волю на одну функцию, эго может абстрагироваться от других. Но эти функции эктопсихические и работают с обектами внешнего мира или реакциями на внешние раздражители. И тут вспоминается первое внимание из книг К. Кастанеды. Такое впечатление, что первые несколько книг Кастанеды, учение о Пути Воина и сопуствующие техники - есть ничто иное, как тренировка этой энергии воли Эго и работа с 4 юнговскими функциями. У Кастанеды есть еще развитие второго внимания. Если первое внимание относилось к сознательным явлениям, которые Дон Хуан называл - Тональ, то второе внимание направлено на бессознательную сферу, мир сновидений, и эта сфера называлась Нагваль. Мне представляется, что первое внимание ограничено порогом сознания, за его границей - внимание второе. Вот уже вырисовывается Юнговское бессознательное со всеми его архетипами. У Кастанеды, правда, было упоминание еще о третьем внимании, но эта сфера весьма непознана и мало что о ней было сказано. По Юнгу к ней можно подогнать уровень коллективного бессознательного. Так вот, что же Юнг может сказать про второе внимание? В тех же Тавистокских лекциях упоминаются эндопсихические процессы, а именно - память, ее подсознательную структуру, как тени эго, ее влияние на сознательные процессы. А следовательно, есть и способы работы с этими теневыми структурами, например, через сновидения. Выходит, что Кастенеда и Юнг имеют точки пересечения как в сознательном, так и бессознательном аспектах. Если Кастенада работал над осознанностью в сновидениях, то Юнг работал в направлении анализа и осознания уже приснившегося сновидцу. По всей видимости, это разные по глубине уровни работы. Юнг считал, что связь между сознанием эго и бессознательным можно установить через 2 канала - сновидения и воображение. Он разработал специальный метод осознанной работы с бессознательным - Активное воображение. С помощью этого метода сознание может общаться с силами бессознательного через приходящие к нему образы. С этими образами можно общаться, проходить разные ситуации, получать от них информацию. В книгах Кастанеды много описаний, очень похожих на процесс активного воображения (кто практиковал - поймет). Например, Кастанеде явился в воображении койот, с которым у него происходил диалог. Правда, Кастанеда для такого общения употреблял галлюциногены, но сам факт общения сознания с бессознательным, пресонифицированный в койоте - имел место быть. Юнговское Активное воображение позволяет проходить тем же процессам, только без употребления наркотических веществ - и это здорово. Еще общее у Юнга и системы Кастанеды, это процесс индивидуации. Обе системы имеют четкую направленность на развитие уникальных качеств индивидуальности. И в обоих подходах присутствует необходимость прислушиваться к "знакам" - посланиям от Духа или от Самости - это разные языки, описывающие сходные явления. Интересно так же читать письма Юнга, его отношение к страхам, и необходимости обращения внимания к ним (чем не Кастанедовское "смерть-советчик"?). В Красной Книге Юнг предстает совсем в ином свете, - в ней он и мистик и маг, практикующий общение с силами бессознательного, превосходящие силы его собственного Эго. Источник: Психология Good! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|